Фрагмент для ознакомления
2
1.1.1 Определение выносливости и её роль в спортивных достижениях
Выносливость является одной из основных физических качеств, кото-рые определяют эффективность спортсмена во многих видах спорта, включая лыжные гонки. Она определяется, как способность индивидуума сопротив-ляться усталости при длительных физических нагрузках, а также способность быстро восстанавливаться после них [6]. Это качество необходимо для вы-полнения продолжительной активности на высоком уровне интенсивности, что является ключевым в лыжных гонках, где атлеты должны поддерживать высокую скорость на протяжении значительного времени.
Роль выносливости в спортивных достижениях не может быть переоце-нена. Она влияет не только на способность атлета поддерживать оптимальное усилие в течение всего соревнования, но и на его способность к восстановле-нию между тренировками и соревнованиями, что критично для поддержания высоких тренировочных объёмов без перетренированности. Кроме того, хо-рошо развитая выносливость помогает улучшить управление стрессовыми си-туациями во время соревнований, поскольку физически подготовленный ат-лет лучше справляется с психологическим давлением.
Выносливость делится на два основных типа: аэробная и анаэробная. Аэробная выносливость зависит от способности тела использовать кислород для производства энергии в мышцах и является основной для длительных и менее интенсивных упражнений. Анаэробная выносливость важна для корот-ких и интенсивных усилий, где кислород не успевает сыграть роль в произ-водстве энергии, и требует от тела производить энергию без его участия. В контексте лыжных гонок оба типа выносливости имеют особое значение, так как спортсмены регулярно сталкиваются как с необходимостью длительного поддержания активности, так и с потребностью в коротких всплесках макси-мального усилия [12].
1.1.2 Классификация выносливости: общая, специальная и смешанная
Общая выносливость
Общая выносливость характеризует способность человека выполнять длительную физическую работу при низкой или средней интенсивности. Она требует участия крупных мышечных групп и большой степени участия сер-дечно-сосудистой и дыхательной систем. Развитие общей выносливости спо-собствует улучшению работы сердца, увеличению легочной вентиляции и усилению кровотока, что, в свою очередь, повышает эффективность обмена веществ и ускоряет восстановление организма после нагрузок. Тренировки на развитие общей выносливости включают длительные беговые или плаватель-ные тренировки, езду на велосипеде на длинные дистанции и подобные ак-тивности [20].
Специальная выносливость
Специальная выносливость относится к способности спортсмена под-держивать высокий уровень физической активности в конкретных условиях своего вида спорта. Этот тип выносливости требует адаптации к специфиче-ским тренировочным и соревновательным нагрузкам, которые включают определенные техники, темпы и тактику. Например, в лыжных гонках специ-альная выносливость может проявляться в умении быстро и эффективно пре-одолевать подъемы и спуски, а также в способности к силовой работе при вы-полнении различных техник лыжного хода. Тренировки направлены на улучшение способности организма к эффективному использованию аэробных и анаэробных источников энергии [20].
Смешанная выносливость
Смешанная выносливость сочетает элементы как общей, так и специ-альной выносливости, часто требуемой в виде спорта, где спортсмены сталки-ваются с переменными нагрузками. Это тип выносливости критичен в видах спорта, требующих длительного участия с переменной интенсивностью, например, в командных играх или в борьбе. В лыжных гонках смешанная выносливость помогает адаптироваться к изменяющимся условиям трассы и конкуренции на разных этапах гонки [20]. Тренировки на развитие смешан-ной выносливости включают сочетание длинных аэробных нагрузок с корот-кими анаэробными упражнениями, что способствует развитию гибкости в управлении энергетическими ресурсами.
1.1.3 Влияние выносливости на психологическую устойчивость атлетов
Выносливость играет значительную роль не только в физической под-готовке спортсменов, но и в их психологической устойчивости. Психологиче-ская устойчивость атлетов тесно связана с их способностью управлять стрес-сом, сохранять концентрацию и поддерживать мотивацию во время интен-сивных и длительных соревнований, таких как лыжные гонки.
1. Управление стрессом и восстановление: выносливость помогает атлетам лучше справляться со стрессом во время соревнований. Тренировки на выносливость способствуют адаптации организма к высоким нагрузкам, что уменьшает физиологическое и психологическое напряжение в стрессовых ситуациях [11]. Способность быстро восстанавливаться после физических усилий также напрямую влияет на психологическую устойчивость, позволяя спортсменам оставаться сосредоточенными и избегать эмоционального исто-щения.
2. Поддержание концентрации: выносливость улучшает способность спортсменов поддерживать высокий уровень концентрации на протяжении всего соревнования. Физическая подготовленность снижает утомляемость, которая может стать причиной снижения внимания и ошибок во время вы-ступлений. Таким образом, улучшение выносливости напрямую влияет на психологическую способность атлета оставаться внимательным и точным да-же под давлением.
3. Поддержание мотивации: выносливость помогает спортсменам поддерживать мотивацию, особенно в длительных и трудных гонках. Спо-собность переносить физические нагрузки и видеть положительные измене-ния в своей выносливости может значительно повысить самооценку атлетов и их стремление к достижению лучших результатов. Вдобавок, регулярные тренировки и достижение малых целей в процессе подготовки укрепляют уверенность в своих силах и способность достигать высоких результатов.
4. Развитие устойчивости к фрустрации: длительные и тяжёлые тре-нировки, необходимые для развития выносливости, тренируют спортсменов сталкиваться с физическими и психологическими трудностями. Это приводит к развитию устойчивости к фрустрации, умению справляться с неудачами и продолжать двигаться к своей цели, несмотря на препятствия.
1.1.4 Техники оценки уровня выносливости в спортивной науке
Оценка уровня выносливости имеет особое значение в спортивной науке для разработки эффективных тренировочных программ и мониторинга прогресса атлетов [5; 8]. Существует несколько ключевых техник, которые применяются для оценки аэробной и анаэробной выносливости:
1. Тесты максимального потребления кислорода (VO2 max): тест считается "золотым стандартом" для измерения кардиореспираторной вынос-ливости и аэробных способностей спортсмена. В ходе теста атлет выполняет упражнения с постепенно увеличивающейся интенсивностью до полной уста-лости, в то время как измеряется объем потребляемого кислорода. Этот пока-затель помогает определить, насколько эффективно тело спортсмена исполь-зует кислород во время максимальных нагрузок.
2. Тесты времени до истощения (time-to-exhaustion tests): тесты на время до истощения измеряют, как долго спортсмен может поддерживать определенный уровень физической активности до наступления усталости. Эти тесты часто используются для оценки анаэробной выносливости и способно-сти тела справляться с высокоинтенсивными нагрузками.
3. Лактатные тесты: измерение уровня лактата в крови после нагрузки позволяет оценить анаэробную выносливость. Во время интенсив-ных упражнений в мышцах накапливается молочная кислота, которая затем превращается в лактат. Порог лактата — это интенсивность упражнений, при которой уровень лактата в крови начинает резко возрастать. Это важный по-казатель для планирования тренировок, направленных на улучшение анаэ-робной выносливости.
4. Полевые тесты, такие как беговой тест Купера или бип-тест (зву-ковой сигнальный тест): такие тесты можно проводить на открытом воздухе, и они полезны для оценки общей физической подготовленности. Тест Купера предполагает максимальное преодоление дистанции за 12 минут. Бип-тест оценивает, как долго атлет может продолжать бегать вдоль 20-метровой до-рожки с увеличением скорости на каждом уровне.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Castañeda-Babarro A., Etayo-Urtasun P., León-Guereño P. Effects of Strength Training on Cross-Country Skiing Performance: A Systematic Review // International Journal of Environmental Research and Public Health. — 2022. — Vol. 19, No. 11. — Режим доступа: https://doi.org/10.3390/ijerph19116522. — Дата доступа: [01.05.2024].
2. Helgerud J., Ingjer F., Strømme S. B. Maximal oxygen uptake as a predictor of performance ability in women and men elite cross-country skiers // Scandinavian Journal of Medicine & Science in Sports. — 1990. — Режим досту-па: https://doi.org/10.1111/j.1600-0838.1990.tb08540.x. — Дата доступа: [01.05.2024].
3. Johansen J.-M., Goleva-Fjellet S., Sunde A., Gjerløw L. E., Freberg B. I., Sæbø M., Helgerud J., Støren Ø. No Change – No Gain; The Effect of Age, Sex, Selected Genes and Training on Physiological and Performance Adaptations in Cross-Country Skiing // Frontiers in Physiology. — 2020. — Vol. 11. — Режим доступа: https://doi.org/10.3389/fphys.2020.581339. — Дата доступа: [01.05.2024].
4. Архипова Т. Н., Архипов А. Б. Элективные курсы по физической культуре и спорту: учебное пособие. Издательство "Научный консультант". – 2019. – 92 с.
5. Баянкина Д.Е. Организация и методика проведения тренировоч-ных занятий биатлонистов по стрельбе: Учебно-методическое пособие. Ал-тайский государственный педагогический университет. – 2019. – 146 с.
6. Бисеров В. В., Тарбеева Н. М., Брехова Л. Л. Силовая подготовка студентов отделения лыжных гонок: учебно-методическое пособие. Ураль-ский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина. – 2018. – 88 с.
7. Болотин А. Э., Переверзева И. В., Дементьева С. А., Сагиев Т. А., Буянов В. Н. Подготовка биатлонистов на основе сопряжения навыков стрельбы и гоночной выносливости. Ульяновский государственный техниче-ский университет. – 2021. – 244 с.
8. «Дни науки». Материалы межвузовской научно-технической конференции студентов и курсантов на базе ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», 12-25 октября 2020 года. Бал-тийская государственная академия рыбопромыслового флота. – 2021. – 338 с.
9. Иванова С. Ю., Сантьева Е. В. Циклические виды спорта: лыжная подготовка: учебное пособие. Кемеровский государственный университет. – 2022. – 180 с.
10. Мандриков В. Б., Ушакова И. А., Замятина Н. В., Голубин С. А. Занятия лекционного типа по дисциплине «Физическая культура и спорт»: В 2 частях. Часть 1. Волгоградский государственный медицинский университет. – 2023. – 220 с.
11. Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров: опыт и перспективы: сб. науч. тр. молодых ученых УралГУФК. – Вып. 19 / Уральский государственный университет физической культуры. – 2022. – 236 с.
12. Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов, соискателей и студентов, 18–19 декабря 2018 г., г. Омск. Сибирский государственный университет физиче-ской культуры и спорта. – 2019. – 476 с.
13. Реуцкая Е. А. Отбор и ориентация в системе подготовки спортс-менов в лыжных гонках и биатлоне: Учебное пособие. Сибирский государ-ственный университет физической культуры и спорта. – 2021. – 104 с.
14. Сидоров Д. Г., Щукин В. М., Карасев В. В., Скузоватов В. А. Ме-тоды спортивной тренировки. Физическая подготовка лыжников: учеб. - ме-тод. пос. Нижегородский государственный архитектурно-строительный уни-верситет. – 2023. – 40 с.
15. Сидоров Д. Г., Щукин В. М., Карасев В. В., Скузоватов В. А. Учебно-тренировочные занятия в образовательном пространстве. Лыжная подготовка: учеб. - метод. пособие. Нижегородский государственный архи-тектурно-строительный университет. – 2023. – 69 с.
16. Современная система спортивной подготовки в биатлоне: матери-алы VII Всероссийской научно-практической конференции, 18 апреля 2019 г., Омск. Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. – 2019. – 140 с.
17. Фарбей Вад. В., Фарбей В. В. Современные взгляды на биатлон будущего: монография. Российский государственный педагогический уни-верситет им. А. И. Герцена. – 2018. – 407 с.
18. Формирование ответов на большие вызовы в контексте психоло-го-педагогической науки: Сборник материалов II Всероссийской молодежной конференции, 25 апреля 2019 г. / Шадринский государственный педагогиче-ский университет. – 2019. – 739 с.
19. Чурикова Л. Н., Аралов В. И. Теория и методика обучения базо-вым видам спорта: лыжный спорт: учебно-методическое пособие. Воронеж-ская государственная академия спорта. – 2022. – 43 с.
20. Шагарова Е. А., Горская И. Ю., Шмидт А. В. Методика трениров-ки силовых качеств высококвалифицированных лыжниц-гонщиц в подгото-вительном периоде // Культура физическая и здоровье. — 2018. — № 4. — С. 87-91.