Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях жизни оказание психологической помощи человеку остается актуальной проблемой. Живущая в динамичном темпе личность подвержена множеству стрессов, которые негативно сказываются на ее психическом состоянии в целом. В подобных обстоятельствах оказание психологической помощи человеку представляется очень своевременным и необходимым.
Под психологической помощью понимается предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или психопатологических симптомов и синдромов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической симптоматики и реконструкции личности для формирования фрустрационной толерантности, стрессо- и неврозоустойчивости.
На протяжении длительного времени изучением данного вопроса занимались такие известные ученые как Р. Лазарус, А.Г. Маклаков, Н. Хаан и другие, которые реализовали различные подходы к его изучению. Исследователи подчеркивают существенную роль психологической защиты личности в поддержании ее психологического здоровья [7].
Оказание психологической помощи в психологической парадигме требует перехода от классификации, основанной на феномене болезни, к собственно психологической классификации человеческих проблем. Изучение основных видов психологической помощи, а также методов работы приводит к заключению, что на настоящий момент и, скорее всего, в ближайшем будущем, единое основание для классификации вряд ли будет найдено. Причиной этого является многообразие существующих видов, типов, форм, уровней, а также школ психологической помощи.
Поэтому приходится подытожить, что в настоящее время найти исчерпывающую классификацию видов психологической помощи не представляется возможным, потому что нет единого критерия выделения вида, и, по всей видимости, он не может быть найден в ближайшей перспективе.
Но исследовать и разрабатывать дальше эту тему важно и нужно для понимания теоретических аспектов психологической помощи, для ее определения, понимания ее содержания, основных отличий и специфики каждого конкретного вида. А это служит одной из главных целей и задач психологической помощи в целом — более качественного оказания помощи человеку, лучшего понимания запросов клиента [6].
Все виды и формы психологической помощи имеют общие черты и характерные для них особенности. Их общность можно наблюдать при определении цели, которая заключается в оказании помощи и поддержки личности в процессе ее становления и развития, избавление человека от того, что мешает ему быть счастливым и гармоничным в окружающем мире.
Традиционно выделяют три вида психологической помощи: психологическое консультирование, психокоррекцию, психотерапию. Данные понятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, однако, они имеют отличия, заключающиеся в их функциях и условиях использования.
Цель исследования: выявить сходства и отличия психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии.
Объект исследования: виды психологической помощи.
Предмет исследования: характерные особенности видов психологической помощи (консультирование, психотерапия и психокоррекция)
Гипотеза исследования: предположение о том, что такие виды психологической помощи, как консультирование, психотерапия, психокоррекция имеют сходство и отличительные особенности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю развития видов психологической помощи: консультирование, психотерапия, психокоррекция;
2. Проанализировать сущность понятий «психологическое консультирование», «психокоррекция», «психотерапия»;
3. Выявить основные сходства видов психологической помощи;
4. Раскрыть основные различия между консультированием, психотерапией, психокоррекцией.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Методологические и теоретические предпосылки исследования: традиционно в клинической психологии оперируют понятиями психотерапии, психокоррекции и психологического консультирования. В данном исследовании они будут рассматриваться как разные виды оказания психологической помощи людям. Попытки ученых различать их по задачам и процессу всегда будут оставлять простор для дискуссий. Несомненно то, что фундаментальные факторы, посредством которых один человек может способствовать психологическому благополучию другого человека, являются едиными, вне зависимости от формы взаимодействия этих людей. Исследованиями в этой области занимались такие ученые, как: З. Фрейд, К-Г. Юнг, Л.С. Выготский, В. Вундт, Э. Блейлер, А.М. Белоус и другие.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ
1.1. История развития консультирования, психотерапии и психокоррекции
В далекие времена специалистами в области психического здоровья считались шаманы, жрецы, колдуны. В античности первыми консультантами были врачи, философы и священники. Например, в Древней Греции решать вопросы бытия своим современникам помогали Сократ, Платон и Аристотель. Уже в то время, философами были выдвинуты основные принципы консультативной психологии:
- отсутствие единственно правильного выхода, абсолютной истины при поиске ответа на жизненно важные вопросы;
- наличие множества альтернатив, возможностей для решения одной и той же проблемы.
Гиппократ считается одним из основателей консультативной психологии. Он говорил о том, что с пациентом нужно выстраивать доверительные отношения, а также, что для понимания болезни человека необходимо проанализировать историю его жизни. Гиппократом была разработана классификация психических расстройств и видов темперамента [10].
В 1879 году немецкий психолог В. Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии. Данное событие принято считать годом рождения психологии как науки.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Баранов П.А., Абрамова И.В., Юдина И.И. Отличие психотерапевтического процесса от психокоррекции и психологического консультирования пациентов с психическими расстройствами// Современная терапия в психиатрии и неврологии. – 2015. - № 1. – С. 52-54.
2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – М.: Издательство Института психотерапии, 2000. – С. 16-32, 170-197.
3. Бубнова С.С. Психологические аспекты профессиональной консультации// Психологический журнал. - 1990. - Т. 11. - № 1. - С. 67-72.
4. Воронцов Д.В. Социально-психологические методы психологической помощи: Семестровый курс лекций. – Ростов-на-Дону, 2008. – 266 с.
5. Глэддинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – С. 22-28, 54-80, 155-184.
6. Голянич В.М. Введение в профессию: психолог. 2018
7. Гусакова М.П. Психологическое консультирование: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2010.
8. Денисенкова Н.С., Пороцкая Е.Л. Психологическая консультация - помощь или помеха?// Современное дошкольное образование: теория и практика. - 2008. - № 6. - С. 49-53.
9. Жмурин И.Е., Кузовкин В.В. Экспериментальные исследования и психодиагностика в психологическом консультировании и психотерапии. Ч. 1 – М.: Изд-во ИИУ МГОУ, 2014. – 186 с.
10. Зотова Т. В. Консультативная психология: учебно-методическое пособие / Т.В. Зотова. – М.: Онтопринт, 2014. - 148 с.
11. Иванова И.Н. Основы психокоррекции и психотерапии// Учебное пособие / И.Н. Иванова. - Тюмень, 2008.
12. Клюева, Н. В. Консультационная психология: методические указания / Н. В. Клюева; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – 60 с.
13. Кондрашенко, В.Т. Общая психотерапия / В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской, С.А. Игумнов. – Минск: Виша школа, 2017. – 464 с.
14. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. групповая психотерапия// Сер. Учебное пособие для вузов. (7-е изд.). - М.: Мир, 2010.
15. Кулембаева А.Б., Бримжанова М.Д., Зинковская К.П. Организация психологических консультаций пациентам - как помощь к основному лечению// Вестник Казахского национального медицинского университета. - 2018. - № 2.- С. 467-469.
16. Линде Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов/ Н.Д. Линде. - М.: Аспект Пресс, 2009. – 255с.
17. Макаров В.В.Новая психотерапия и новая школа отечественной психотерапии// В сборнике: Антология российской психотерапии и психологии. Материалы Международного конгресса. Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов». - 2018. - С. 7-8.
18. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
19. Мандель Б.Р., Общая психокоррекция: учеб. пособие / Б.Р. Мандель. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. – 348 с.
20. Монина Г.Б. Психологическое консультирование детей и подростков.: учебник. – СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2011. – 210с.
21. Обидова Д.М.К., Абдурасулов Р.А. Влияние психологической консультации на социальную жизнь// Молодой ученый. - 2015. - № 11 (91). - С. 1758-1760.
22. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2012. – 512 с.
23. Педагогическое консультирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ [М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко, С.Н. Горычева, В.Н. Аверкин, А.Г. Ширин, А.В. Петров]; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 320 с.
24. Русецкая А.В. Обзор психокоррекционной работы с позиций мировых психологических направлений//Психологические науки. – 2020. - № 4.- С. 97-99.
25. Седова А.С., Чихутова А.Д., Карпова М.А., Юрина В.М., Бердникова К.Э. Отличие психолого-педагогической коррекции от психотерапии, консультирования и обучения // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/11/26239 (дата обращения: 05.05.2024).
26. Сергеева О.П. Основы психоконсультирования и психокоррекции. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / О.П. Сергеева. - М.: Мир, 2007. – 234с.
27. Смолова Л.В. Психологическое консультирование. Учебное пособие / Смолова Л.В. - М.: Флинта, 2017. - С. 217-229.
28. Степанько А.Н. Психологическое консультирование//Тенденции развития науки и образования. - 2022. - № 91-2. - С. 126-128.
29. Хвастунова Е.П. Психотерапия и психокоррекция в предметном поле социологии медицины//В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 201.
30. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Психологическое консультирование и психологическая коррекция: учеб. пособие / О.В. Хухлаева. – М.: Юрайт, 2022. – 424 с.
31. Шадура А.Ф. Эволюция научных представлений о психологической помощи// Вестник МГПУ. – 2020. - № 1. – С. 37-46.