Фрагмент для ознакомления
2
Развитие системы отраслевого наставничества в Банке России является актуальной темой для исследования. Банк России, как ключевой регулятор финансового рынка страны, играет важную роль в обеспечении стабильности и эффективности финансовой системы. Для выполнения своих функций Банк России нуждается в высококвалифицированных кадрах, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями.
Однако, в настоящее время в финансовой отрасли, в том числе и в системе Банка России, существует проблема подготовки и удержания квалифицированных специалистов. Многие финансовые организации, включая Банк России, сталкиваются с дефицитом профессиональных кадров, высокой текучестью персонала, а также необходимостью передачи знаний и опыта от опытных сотрудников к молодым специалистам.
Система отраслевого наставничества может стать эффективным инструментом решения данных проблем. Наставничество позволяет обеспечить преемственность знаний и опыта, ускорить адаптацию и профессиональное развитие сотрудников, повысить их мотивацию и вовлеченность в работу. Кроме того, наставничество способствует формированию корпоративной культуры и укреплению связей между подразделениями организации.
В связи с этим, исследование особенностей развития системы отраслевого наставничества в Банке России представляет большой практический интерес. Изучение теоретических, организационных и методических основ наставничества, а также анализ текущего состояния и перспектив развития данной системы в Банке России позволит разработать рекомендации по ее совершенствованию и повышению эффективности.
Целью данной курсовой работы является исследование особенностей развития системы отраслевого наставничества в Банке России и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические и правовые основы деятельности Банка России, в том числе его цели, функции, полномочия, а также нормативно-правовую базу, регулирующую его деятельность.
2. Проанализировать проблему подготовки кадров в финансовой отрасли и в системе Банка России, выявить необходимость развития системы наставничества.
3. Рассмотреть теоретические, организационные и методические основы системы отраслевого наставничества при подготовке специалистов в финансовой отрасли, включая понятие, значение, особенности, роль и основные модели наставничества.
4. Провести анализ современного состояния и перспектив развития наставничества в финансовой отрасли, в том числе оценить текущее состояние системы отраслевого наставничества в Банке России.
5. Разработать рекомендации по развитию и улучшению системы отраслевого наставничества в Банке России, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы, оптимизацию организационной структуры, внедрение современных методов и форм наставничества, повышение мотивации и вовлеченности наставников и наставляемых, а также оценку и контроль эффективности системы.
Достижение поставленной цели и решение указанных задач позволит сформировать комплексное представление об особенностях развития системы отраслевого наставничества в Банке России и разработать практические рекомендации по ее совершенствованию.
Объектом исследования в данной курсовой работе является система отраслевого наставничества в Банке России.
Предметом исследования выступают теоретические, организационные и методические аспекты развития системы отраслевого наставничества в Банке России.
В процессе выполнения данной курсовой работы будут использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ и синтез. Данный метод будет применяться при изучении теоретических и правовых основ деятельности Банка России, а также теоретических, организационных и методических основ системы отраслевого наставничества. Анализ научной литературы, нормативно-правовых актов и других информационных источников позволит сформировать целостное представление об исследуемых объектах и явлениях.
2. Сравнительный анализ. Этот метод будет использован при сопоставлении различных моделей и практик наставничества, применяемых в финансовой отрасли, в том числе в Банке России. Сравнение текущего состояния системы наставничества с лучшими практиками позволит выявить проблемы и определить направления ее совершенствования.
3. Системный подход. Данный метод предполагает рассмотрение системы отраслевого наставничества в Банке России как целостного объекта, состоящего из взаимосвязанных элементов (нормативно-правовая база, организационная структура, методы и формы реализации, оценка эффективности и др.). Системный анализ позволит выявить закономерности и взаимозависимости в развитии данной системы.
4. Метод обобщения и формулирования рекомендаций. На основе проведенного анализа и полученных результатов будут сформулированы рекомендации по развитию и улучшению системы отраслевого наставничества в Банке России.
Теоретическая значимость данной курсовой работы заключается в систематизации и углублении научных знаний об особенностях развития системы отраслевого наставничества в финансовой сфере, в частности, в Банке России.
Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных рекомендаций по развитию и улучшению системы отраслевого наставничества в Банке России. Предложенные меры могут быть использованы руководством Банка России для совершенствования нормативно-правовой базы, оптимизации организационной структуры, внедрения современных методов и форм наставничества, повышения мотивации и вовлеченности наставников и наставляемых, а также оценки и контроля эффективности системы.
1 Теоретические и правовые основы деятельности Банка России
1.1 Понятие и характеристики деятельности Банка России
Банк России является центральным банком Российской Федерации и выполняет ряд важнейших функций, направленных на обеспечение стабильности и развития финансовой системы страны.
Основные цели деятельности Банка России закреплены в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Согласно данному закону, главными целями Банка России являются:
1. Защита и обеспечение устойчивости рубля. Банк России проводит денежно-кредитную политику, направленную на поддержание ценовой стабильности, то есть низкого уровня инфляции. Это позволяет обеспечить покупательную способность национальной валюты и создать благоприятные условия для долгосрочного экономического роста.
2. Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации. Банк России осуществляет регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций, что способствует повышению их устойчивости и эффективности функционирования.
3. Обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы. Банк России организует и осуществляет расчеты, обеспечивает бесперебойность функционирования платежной системы, а также развивает современные платежные технологии [20].
Для достижения указанных целей Банк России выполняет следующие основные задачи:
- Разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики;
- Эмиссия наличных денег и организация их обращения;
- Установление правил осуществления банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
- Осуществление банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;
- Обеспечение и защита прав и законных интересов вкладчиков и кредиторов;
- Развитие и укрепление национальной платежной системы;
- Накопление и хранение золотовалютных резервов Российской Федерации;
- Представление интересов Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также международными организациями.
Для достижения поставленных целей Банк России наделен широким спектром функций и полномочий, закрепленных в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Основными функциями Банка России являются:
1. Денежно-кредитное регулирование. Банк России разрабатывает и реализует денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Он устанавливает ключевую ставку, нормативы обязательных резервов, проводит операции на открытом рынке и другие мероприятия для регулирования денежного предложения и процентных ставок.
2. Банковское регулирование и надзор. Банк России осуществляет лицензирование, регистрацию и надзор за деятельностью кредитных организаций, устанавливает для них обязательные нормативы и правила. Он также имеет право применять меры воздействия к нарушителям банковского законодательства.
3. Валютное регулирование и валютный контроль. Банк России является органом валютного регулирования, определяет порядок проведения валютных операций, устанавливает правила валютного контроля и осуществляет надзор за их соблюдением.
4. Организация и обеспечение функционирования платежной системы. Банк России организует систему расчетов и платежей в стране, осуществляет эмиссию наличных денег и контролирует их обращение.
5. Сбор и анализ статистической информации. Банк России собирает, обрабатывает и публикует статистические данные о состоянии экономики и финансовой системы, необходимые для разработки и реализации денежно-кредитной политики.
6. Представление интересов Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также международными организациями [17].
Помимо этого, Банк России наделен широкими полномочиями, в том числе:
- Право законодательной инициативы по вопросам, отнесенным к его компетенции;
- Право устанавливать обязательные для исполнения нормативные акты;
- Право применять меры воздействия к кредитным организациям-нарушителям;
- Право осуществлять банковские операции, в том числе с иностранной валютой;
- Право выступать кредитором последней инстанции для кредитных организаций;
- Право осуществлять управление золотовалютными резервами Российской Федерации.
Банк России имеет сложную многоуровневую организационную структуру, которая позволяет ему эффективно реализовывать возложенные на него функции и полномочия.
Высшим органом управления Банка России является Совет директоров, в который входят Председатель Банка России и 12 членов, назначаемых Государственной Думой Российской Федерации. Совет директоров определяет основные направления деятельности Банка России, утверждает денежно-кредитную политику, а также принимает решения по ключевым вопросам.
Непосредственное руководство текущей деятельностью Банка России осуществляет Председатель Банка России, который назначается Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации. Председатель возглавляет Совет директоров, организует работу Банка России и несет ответственность за выполнение его функций.
Организационная структура Банка России включает в себя следующие основные элементы:
1. Центральный аппарат, состоящий из департаментов и управлений, осуществляющих стратегическое планирование, разработку нормативных актов, аналитическую и методологическую работу.
2. Территориальные учреждения Банка России, представленные главными управлениями и отделениями в федеральных округах и субъектах Российской Федерации. Они отвечают за реализацию денежно-кредитной политики, банковское регулирование и надзор на региональном уровне.
3. Расчетно-кассовые центры, обеспечивающие организацию наличного денежного обращения, осуществление расчетов и платежей.
4. Специализированные учреждения, такие как Национальный расчетный депозитарий, Агентство по страхованию вкладов, Межрегиональный центр информатизации и др.
Кроме того, в структуру Банка России входят различные комитеты, комиссии и советы, занимающиеся вопросами денежно-кредитной политики, банковского регулирования, информационных технологий и другими направлениями деятельности.
Банк России, как центральный банк Российской Федерации, осуществляет широкий спектр взаимосвязанных направлений деятельности, направленных на достижение поставленных целей и выполнение возложенных на него функций.
Основными направлениями деятельности Банка России являются:
1. Денежно-кредитная политика. Банк России разрабатывает и реализует единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Он устанавливает ключевую ставку, нормативы обязательных резервов, проводит операции на открытом рынке, валютные интервенции и другие мероприятия для регулирования денежного предложения, процентных ставок и курса национальной валюты.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Наставничество новых сотрудников в организации / Сбис – [Томск], 2023. – URL: https://sbis.ru/articles/staff/nastavnichestvo_novyh_sotrudnikov (дата обращения: 17.03.2024).
2. Наставничество в организации: что это такое, как оформляется и оплачивается / Главная книга – [Москва], 2021. – URL: https://glavkniga.ru/situations/s511699 (дата обращения: 17.03.2024).
3. Бондалетов В.В. Становление и развитие наставничества как формы корпоративного обучения персонала в России и за рубежом // Материалы Афанасьевских чтений. - 2019. - №1. - С. 23-38.
4. Локтюхина Н.В. Развитие системы наставничества: российский и зарубежный опыт // Непрерывное образование: XXI век. - 2019. - №4. - С. 1-15.
5. Сташкевич И.Р. Современные формы наставничества // Инновационное развитие профессионального образования. - 2021. - №1. - С. 147-170.
6. Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2016. - №5. - С. 92-111.
7. Глущенко В.В. Развитие национальной экосистемы высшего профессионального образования и наставничества в период цифровой экономики // Международный научно-исследовательский журнал. - 2022. - №5. - С. 85-94.
8. Алиева С.В. Роль наставничества в профессиональном становлении молодого специалиста // Вестник экспертного совета. - 2021. - №3. - С. 17-22.
9. Локтюхина Н.В. Актуальные проблемы развития системы наставничества на промышленных предприятиях России // Экономика промышленности. - 2019. - №4. - С. 494-502.
10. Воротынцева А.В. Формирование кадров для современной экономики (на примере системы наставничества в вузе) // Цифровая и отраслевая экономика. - 2021. - №1. - С. 80-91 – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44868644 (дата обращения 18.03.2024)
11. Федоренко С.А. Развитие системы наставничества на предприятиях опк: особенности, проблемы // интеграция науки и практики: взгляд молодых ученых. - 2020. - №1. - С. 35-37 – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43346469 (дата обращения 18.03.2024)
12. Быстрова Н.В. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - №3. - С. 18-24.
13. Осипов П.Н. Наставничество как объект научных исследований // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. - №2. - С. 109-115.
14. Внедрять или не внедрять: 5 причин для запуска наставничества в компании / ispring – [Санкт-Петербург], 2023. – URL: https://www.ispring.ru/elearning-insights/5-reasons-to-launch-mentoring-system (дата обращения 18.03.2024)
15. Возрождение наставничества: в стране, в образовании, в педагогическом сообществе / Время образования – [Москва], 2023. – URL: https://vo.apkpro.ru/vyipuski/sentyabr-2023/vozrozhdenie-nastavnichestva-v-strane,-v-obrazovanii,-v-pedagogicheskom-soobshhestve/
16. Чем работа со стажерами может быть полезна ИТ-компании / vc.ru – [Москва], 2022. – URL: https://vc.ru/tinkoff/454544-chem-rabota-so-stazherami-mozhet-byt-polezna-it-kompanii
17. Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися: распоряжение Минпросвещения России от 25 декабря 2019 г. № Р-145 // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. – М., 2019 – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 18.03.2024)
18. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: (последняя редакция) // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. – М., 2019 – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 18.03.2024)
19. Томильцев А. В. Возрождение наставничества как тренд профессионального образования / А. В. Томильцев. — Текст: непосредственный // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы VII Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 19–20 апреля 2021 г.: в 2-х т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. — Т. 1. — С. 366-379.
20. Булаева Н.А. Популяризация наставничества как действенного инструмента повышения качества образования // Вопросы науки и образования. - 2020. - №20. - С. 13-22.
21. Пахневская О.Г. Наставничество: опыт применения в среднем профессиональном образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2020. - №3. - С. 156-159.
22. Фаляхов И.И. Особенности подготовки наставников в германии // Форум молодых ученых. - 2019. - С. 1-5.
23. Гайфулина М.М. Оценка эффективности наставничества в управлении персоналом нефтяной компании // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2023. - №2. - С. 25-30.
24. Научи ученого: как устроено наставничество в отраслевых НИИ / страна Росатом – [Москва], 2023. – URL: https://strana-rosatom.ru/2023/06/08/nauchi-uchenogo-kak-ustroeno-nastavnich/ (дата обращения 19.03.2024)
25. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: учебник / А.П. Егоршин. – М.: ИНФРА-М, 2024. – 352 с.
26. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом»: приказ Минтруда России от 9 марта 2022 г. № 109н // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. – М., 2022 – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_414472/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения 19.03.2024)
27. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 197ФЗ: (ред от 25 февраля 2022 г.) // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. – М., 2019 – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 19.03.2024)
28. Эсаулова И.А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала зарубежных компаний // Стратегии бизнеса. - 2017. - №6. - С. 98-104.
29. Кларин М.В. Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг. - М.,: Юрайт, 2024. - 288 с.