Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Позитивизм сохраняет актуальность в современной философии и продолжает развиваться вместе с естественными науками.
Возникший в середине XIX века, позитивизм являлся прогрессивным направлением в мировой философии. У истоков стояли западные ученые О. Конт и Г. Спенсер. Позитивизм приобрел популярность в естествознании и послужил методологической основой социологии при ее зарождении.
Это направление является научной философией, а также не рассматривает вопросы без их окончательного решения с помощью логико-эмпирических методов – такие, например, как о первичности бытия либо сознания. Основы позитивизма это: 1) создание картины мира научной и основанной строго на точных, доказанных знаниях, и не нуждающейся в обращении к теософии, гносеологии, а главное – к метафизике; 2) соединять в себе методологии научного познания, новых методов, процедуры, появляющихся в отдельных дисциплинах.
О. Конт и Г. Спенсер считали, что социальная жизнь нуждается в оптимизации, регулировании с помощью познаний и использования, открытых раннее методами науки, объективных социальных закономерностей.
В философии позитивизм прошел три основных этапа исторического развития. Первый этап - ранний позитивизм (времен Конта, Дж. Милля, Спенсера, школ «одного фактора»). Его главными постулатами являются натурализм, эволюционизм, органицизм. Самой значительной, масштабной заслугой раннего позитивизма стало введение в обществознание практики эмпирических исследований, которая стала главным способом перехода гипотез в подтвержденное философское знание.
Русский позитивизм - это уникальный и особый вид философской мысли. Его ученики и последователи интересовались главной идеей направления как способом для изменения, улучшения настоящего. Русский позитивизм зародился в преобразовывающейся исторической ситуации. После многовекового отсутствия внимания и уважения к личности человека при крепостном праве, у людей возник повышенный интерес к вопросу о независимости, индивидуальности и возможности формирования конституционного государства. С самого начала основы русского позитивизма представляли собой идеологическое оружие прогрессивных социальных слоев в попытки качественного преобразования общества. В целом, история позитивизма, как и любой другой западной философской мысли, в России напрямую зависела от политической ситуации.
Целью данной работы является рассмотрение классического позитивизма в социологической теории М. М. Ковалевского.
Задачи:
- рассмотреть сущность позитивизма;
- описать распространение позитивизма в России в 60–70-х гг. XIX в. ;
- рассмотреть творческую деятельность М. М. Ковалевского;
- изучить влияние идей Генри Мэна на формирование концепции М. М. Ковалевского;
- описать классический позитивизм М. В. Ковалевского.
Объект исследования – классический позитивизм.
Предмет исследования - классический позитивизм в социологической теории М.М.Ковалевского.
Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Значительным шагом на пути изучения взглядов М.М. Ковалевского стало издание в 1960 году монографии Б.Г. Сафронова «М.М. Ковалевский как социолог» [10]. Здесь автор рассмотрел взаимосвязь воззрений Ковалевского с русской действительностью, влияние, оказанное на них учениями позитивизма и марксизма; основные взгляды М.М. Ковалевского на развитие государства и общества, обратив внимание на такую немаловажную черту представлений Ковалевского как отсутствие необходимости перехода при совершенствовании государственности от монархии к республике.
В монографии Г.П. Мягкова «Русская историческая школа» [17] Ковалевский рассматривается как один из ее представителей. Автор указывает обстоятельства, повлиявшие на формирование взглядов самого Ковалевского, описывает социально-политическую действительность России того времени, подчеркивает взаимосвязь научных воззрений историков с либеральной направленностью их мысли.
Отдельному аспекту научных представлений Ковалевского - его плюралистической теории прогресса - посвящены работы А.П. Казакова [6] и И.Г. Лиоренцевича [15]. А.П. Казаков рассматривает взгляды Ковалевского на сущность и закономерности общественного развития. И.Г. Лиоренцевич исследует сравнительно-исторический метод исследований Ковалевского.
Глава 1 Позитивизм и его распространение в России
1.1 Сущность позитивизма
Появление и развитие позитивистской традиции в философии XIX в. обусловлено двумя взаимосвязанными процессами. С одной стороны – это состояние науки, прежде всего естествознания, накопившего солидный эмпирический материал. Проходил бурный процесс дифференциации и становления дисциплинарно организованной науки. В обществе наука была осознана как фундаментальная ценность. Фундаментальные научные идеи были положены в основу образования. С другой стороны, в общем предметном поле философии проходил процесс выделения таких разделов как этика, эстетика, логика, философия истории, социальная философии и др. В то же время в первой половине XIX в.
Классическая философская традиция с ее стремлением дать всеохватывающую картину мира продолжала оказывать значительное влияние на умы образованной части общества. Речь, прежде всего, идет о немецкой классике, в особенности о философском учении Гегеля. О роли Гегеля в духовной жизни России 30–40-х гг. XIX в. говорят высокие оценки его идей в различных периодических издааниях («Благонамеренный», «Мнемозина», «Московский наблюдатель», «Телескоп» и др.) Его учением восхищались В. Ф. Одоевский, об «отчаянном гегелизме» студенческой молодежи свидетельствуют воспоминая А. И. Герцена «Былое и думы» [3], где описывается, как университетская молодежь горячо обсуждала учение философа. Но не только его.
Многие философские течения того времени содержали натурфилософские разделы, в которых, наряду с блестящими диалектическими рассуждениями и выводами, научной общественности навязывались неадекватные образы окружающего мира. В этих обстоятельства как ответ на сложившиеся реалии появилась позитивистская философия на первом этапе представленная имена О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля, У. Уэвелла. Таким образом, позитивизм – следствие сложных и противоречивых условий развития философии и науки XIX столетия.
Фрагмент для ознакомления
3
1)Берлявский Л. Г., Вклад М. М. Ковалевского в развитие юридического образование и науки // Юридическое образование и наука. — 2018. — № 11. — С. 31-33
2)Бороноева А. О., Глотов М. Б. М. М. Ковалевский и русская школа социологии// СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2017. С. 97-100
3)Герцен А. И. Былое и думы // Собрание сочинений : в 30 т. М. : Изд-во АН СССР, 1956. Т. 9. Ч. 4. - 362 с.
4)Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. – 250 с.
5)Желдыбина Т. А., М. М. Ковалевский: из истории российской правовой мысли [Электронный ресурс]: Статья. — Саратов : Саратовская государственная юридическая академия, 2011. С. 15-20
6)Казаков А.П. Теория прогресса в русской социологии конца XIX века (ПЛ. Лавров, Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский). Л., 1969. – 154 с.
7)Калоев Б. А., М. М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. — Москва : Наука, Главная редакция восточной литературы, 1979. – 75 с.
8)Ковалевский М.М. Задача прогрессивных партий на будущих выборах // Партии демократических реформ, мирного обновления, прогрессистов: документы и материалы, 1906–1916 гг. М.: РОССПЭН, 2002. С. 257–258
9)Ковалевский М. М. Сочинения в двух томах. Т. I. Социология. СПб., 1997. — 272 с.
10)Ковалевский М. М., Общественный строй Англии в конце средних веков [Электронный ресурс]. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 400 с.
11)Ковалевский М.М. Моя жизнь. М.: РОССПЭН, 2005. – 784 с.
12)Ковалевский М. М., Социология : теоретико-методологические и историко-социологические работы. — Санкт-Петербург : Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2011. – 688 с.
13)Кошарный В. П. Распространение позитивизма в России// Социально-гуманитарное знание: поиск новых перспектив : материалы XIV Всерос. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 24–25 ноября 2021 г.) / под ред. д-ра филос. наук, доц. Н. В. Розенберг. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2021. С. 79-85
14)Леонтьева О.Б.. Властители дум: интеллектуальная история России от Великих реформ до революции 1917 года: Учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2000. С. 83-85
15)Лиоренцевич И.Г. Плюралистическая теория М.М. Ковалевского // Социологическая мысль в России. Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX века. Л., 1978. С. 214-226.
16)Медушевский А. Н. Российская социологическая мысль: ключевые концепции в свете когнитивной теории // Мир России. Социология. Этнология. Т. 24. 2015. № 3. С. 112-114
17)Мягков Г.П. Русская историческая школа. Казань, 1988. – 200 с.
18)Полянина Е. А. Вырубов Г. Н. как основоположник русского позитивизма XIX в// Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра: матер. V-й междунар. науч. конф.: в 3 т. Санкт-Петербург, 9 декабря 2022 года / под ред. С. И. Бугашева, Ю. В. Ватолиной, А. С. Минина. Т. 3. – СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2022. С. 432-433
19)Сафронов Б.Г. М.М. Ковалевский как социолог. M., 1960. – 130 с.
20)Сорокин П. А. Теория факторов М. М. Ковалевского // М. М. Ковалевский в истории российской социологии и общественной мысли. СПб., 1996. С. 23–24
21)Тимашев Н. С. Социологические теории Максима Ковалевского // М. М. Ковалевский. Социология. Теоретико-методологические и историко-социологические работы / Отв. ред. А. О. Бороноев. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2011. С. 626-630
22)Чернышевский Н. Г. Что делать? Из рассказов о новых людях //Полное собрание сочинений : в 15 т. М. : Гос. изд. худож. лит-ры, 1939. Т. XI. – 764 с.
23)Чернышевский Н. Г. Июльская монархия // Полное собрание сочинений : в 15 т. М. : Гос. изд. худ. лит., 1950. Т. VII. - 1008 с.
24)Шкуринов П. С. Позитивизм в России XIX века. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 416 с.
25)Шкуринов П. С. Критика позитивитзма В. И. Танеевым. М. : Изд-во МГУ, 1965. - 104 с.