Фрагмент для ознакомления
2
Аксиоматичным при характеристике государства еще с начала 20-го века стало выделять три основных его признака: территорию, население и публичную власть.
Не принижая важности первого и второго элементов, обратим внимание на последний – публичную власть. Идея власти привлекала внимание мыслителей, политиков и ученых с древнейших времен (Платон, Аристотель). Не угас такой интерес и позже, в средневековье (Н. Макиавелли, Ф. Аквинский, и др.). Опыт многовекового существования властных структур и властеотношений, а также теоретическое осмысление истории их развития приводят к выводу о том, что публичная власть выражается в виде политических, экономических, правовых и организационных институтов. Поэтому и феномен публичной власти распадается на несколько видов - первоначальную (народовластие), государственную, муниципальную, корпоративную [19, с. 186].
Слово «суверенитет» (англ. sovereignty; нем. souverenitat; франц. souverainete) означает независимость и самостоятельность. Термин «суверенитет» в право был введен в ХVI-м веке французским юристом Жаном Боденом, который понимал его как неограниченную законами верховную власть над гражданами и подданными, как «постоянную и абсолютную власть государства», неотчуждаемую и неизменную. Эта власть, полагал Ж. Боден, выступает обязательным атрибутом любого государства и определяющим условием его существования [10, с. 136]. При этом из этого понятия вытекают и ряд так называемых «суверенных прав», таких как: право законодательства; право войны и мира; право назначения высших должностных лиц; право верховной юрисдикции; право на верность и повиновение; право помилования; право чеканки монеты; право налогообложения.
Таким образом, суверенитет всегда связан с реализацией органами власти своих полномочий (причем исключительных), но при этом характеризует именно государство как особую организацию власти (персонифицированный субъект власти).
В современной российской науке конституционного права под суверенитетом понимают либо атрибутивный признак государства или же свойство государственной власти.
В соответствии с первым подходом под государственным суверенитетом понимается верховенство государства внутри данной страны и независимость государства от власти какого-либо другого государства - это свойство или признак государства [8, с. 195]. Наиболее широкое распространение в современном отечественном правоведении получило определение государственного суверенитета как свойства и способности государства самостоятельно, без вмешательства извне, определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств, соблюдения норм международного права. Если же сформулировать краткое определение его юридической сущности, то суверенитет проявляется в территориальном верховенстве (государственная власть абсолютна на определенной территории) и международной правосубъектности (правом на признание и равноправное международное общение с иными государствами).
Апологеты второго подхода к сущности суверенитета под ним понимают свойство государственной власти. В доктрине, как правило, суверенитет определяется как «верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость от какой бы то ни было другой власти в международных отношениях» [15, с. 4].
Суверенитет является важнейшим сущностным признаком именно государства, а не такой вторичной по отношению к нему категории, как государственная власть. Государственная власть наряду с государственным суверенитетом является таким же сущностным признаком государства, и является обязательным условием международной правосубъектности последнего.
В итоге суверенитет - это свойство государства, приобретшего право властвования по собственной воле посредством правовых установлений, выражающееся в верховенстве в пределах своей территориальной юрисдикции и независимости в международно-правовых отношениях.
1.2. Признаки государственного суверенитета
В отечественной доктрине еще одним дискуссионным вопросом выступает классификация признаков суверенитета.
Так, с точки зрения А.Ф. Андреева, к числу черт или признаков суверенитета надо отнести: 1) полновластие и верховенство государства внутри границ; 2) независимость государства на международной арене; 3) единство суверенитета государства (государственной власти) [13, с. 23].
Близкое по содержанию и количеству число признаков суверенитета выделяет и С.А. Авакьян: 1) верховенство народа или полномочных государственных органов, закрепляющих в конституции и иных нормативных правовых актах весь строй общественных отношений и внутригосударственную организацию; 2) единство, т. е. одинаковые сущность, формы и методы осуществления государственной власти на всех уровнях; 3) самостоятельность и независимость государства и государственной власти как от политических организаций в данной стране, так и от иностранных государств и международных организаций (замена органов государственной власти какими-либо внутренними, зарубежными структурами невозможна) [25, с. 116].
Другой подход к определению числа признаков добавляет еще четвертый компонент, правда, в разных случаях новый: полноту, неограниченность или неотчуждаемость.
По мнению авторов третьего подхода - Р.В. Енгибаряна и Э.В. Тадевосяна - суверенитет имеет пять сущностных признаков: верховенство, независимость, полнота, исключительность и единство [19, с. 187].
При этом подавляющее большинство советских конституционалистов и международников к числу признаков суверенитета относят всего два: верховенство и независимость (или внутренний и внешний суверенитет).
С нашей точки зрения, суверенитет действительно проявлен вовне в двух сущностных характеристиках, которые неизменны вот уже более четырехсот лет: верховенстве и независимости. Причем эти две категории перекрывают содержание иных признаков, называемых в научной литературе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ. – 2014. – N 31. – Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – декабрь. – 1998.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. – №17. – С. 291.
4. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) "О референдуме Российской Федерации" // Собрании законодательства РФ. – 2004. – N 27. – Ст. 2710.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.05.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// Собрании законодательства РФ. – 2003. – N 40. – Ст. 3822.
6. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – N 46. – Ст. 2615.
7. Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 865 (ред. от 22.01.2024) "Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации" // Собрании законодательства РФ. – 2004. – N 28. – Ст. 2880.
8. Агеев А.И. «Принцип домино»: стратегические чтения / А.И. Агеев // «Экономические стратегии». – 2020. - №5. - С. 195-197.
9. Беспалый И.. Государственное право Российской Федерации: учебное пособие; изд. 3-е, перераб. / И.Т. Беспалый, В.В. Полянский. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2018. - 457 с.
10. Боден Жан. Шесть книг о государстве / Антология мировой политической мысли: В 5 т. Рук. проекта Г.Ю. Семигин. Т. 1. М.: «Мысль», 2017. – 550 с.
11. Ваничкин С.В. Чем опасно «Исламское государство» для России / С.В. Ваничкин // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - №36. - 2020. - С. 165-167.
12. Воронцов А.В. Ядерные проблемы Северной Кореи и Ирана сегодня / А.В. Воронцов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oko-planet.su/politik/politiklist/140351-yadernye-problemy-severnoy-korei-i-irana-segodnya.html.
13. Губанов С. Неоиндустриальная перспектива / С. Губанов // Экономист. - 2020. - № 4. - С. 22-26.
14. Гущин А.В. Россия и Украина: коридор возможностей / А.В. Гущин. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4811#top.
15. Каменко И. А. Метод правового регулирования и его место в системе понятий теории государства и права / И. А. Каменко / / История государства и права. - 2021. - N 1. - С. 4-5.
16. Курочкин А.В. Трансформация государственного суверенитета в условиях становления сетевого общества / А.В. Курочкин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gramota.net/materials/3/2012/12-3/24.html.
17. Лата В.Ф. Договор СНВ-3 и система ПРО США: перспективы стратегической стабильности и национальной безопасности России / В.Ф. Лата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=40#top.
18. Левакин И. В. Об основных подходах в теории государства и права как науке и учебной дисциплине / И. В. Левакин / / Государство и право. - 2019. - N 4. - С. 80-85.
19. Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания / М.Н. Марченко // Правоведение. – 2021. – № 1. – С. 186-189.
20. Небренчин С.М. Информационное измерение «мягкой силы» / С.М. Небренчин. – М.: АНО ЦСОиП, 2017. – 245 с.
21. Новый Иерусалим: на Украине сообщили о создании еврейской республики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://riafan.ru/996368-novyi-ierusalim-na-ukraine-soobshili-o-sozdanii-evreiskoi-respubliki.
22. Общая теория права и государства: учебник для вузов / В. С. Афанасьев; [и др.]; ред. В. В. Лазарев. - Изд. 3-е, перераб. и доп . - М.: Юристъ, 2020. - 517 с.
23. Пасандиде С. Салафиты и борьба с радикализацией в России / С. Пасандиде // Власть. - 2020. - № 4. – С. 139-142.
24. Пашин Ф. «Глубинное государство» в России против России / Ф. Пашин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://regnum.ru/news/2282470.html.
25. Самарин А.А. Право и экстерриториальность в условиях глобализации / А.А. Самарин // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2021. - № 1 (102). - С. 115-124.