Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире преступность в пограничных регионах является одной из наиболее актуальных и острых проблем, требующих немедленного и всестороннего внимания. Российская Федерация, обладая огромными территориями и разнообразными граничными зонами, сталкивается с уникальными вызовами, связанными с преступностью на своих границах. Тенденции, характеризующие преступную ситуацию в этих регионах, имеют прямое влияние на безопасность страны в целом и требуют комплексного исследования, основанного на актуальных данных и глубоком анализе.
Актуальность темы: Преступность в пограничных регионах не только угрожает безопасности национальных границ, но также имеет далеко идущие последствия для общественной стабильности, экономического развития и международных отношений. С увеличением международных потоков товаров, людей и информации, а также с усилением трансграничных взаимодействий, преступные элементы находят новые возможности для деятельности и укрывания. Это создает сложную динамику, требующую постоянного мониторинга и анализа для эффективного противодействия.
Цель данного исследования заключается в анализе основных тенденций преступности в пограничных регионах современной России, выявлении их особенностей и разработке рекомендаций по снижению преступности на границе.
Задачи исследования:
1. Изучение изменения структуры преступности в пограничных регионах.
2. Анализ организованной преступности на границе и её влияния на различные аспекты общественной жизни.
3. Оценка эффективности мер, принимаемых государством для борьбы с пограничной преступностью.
4. Исследование роли международного сотрудничества в противодействии пограничной преступности.
Предметом исследования являются основные тенденции преступности в пограничных регионах России, включая структуру преступности, организованную преступность, меры государства по борьбе с преступностью и международное сотрудничество в этой области.
Объектом исследования являются пограничные регионы России, их социально-экономическая и политическая ситуация, а также влияние географических, исторических и культурных факторов на преступную активность.
Методология исследования будет основана на системном подходе, учитывающем взаимосвязь различных факторов, влияющих на преступность в пограничных регионах.
Структура курсовой работы: Курсовая работа будет структурирована следующим образом: введение, 2 главы будут посвящены анализу тенденций преступности в пограничных регионах, противодействию преступности на границе и международному сотрудничеству в этой области, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Тенденции преступности в пограничных регионах
1.1. Изменение структуры преступности в пограничных регионах
Преступность в пограничных регионах России представляет собой сложный и многогранный явления, подверженный постоянным изменениям и адаптациям. Анализ изменений в структуре преступности на пограничных территориях требует не только учета количественных показателей преступности, но и понимания социально-экономических, культурных и геополитических факторов, влияющих на эти процессы.
Анализ изменений в структуре преступности на пограничных территориях России представляет собой важный аспект изучения преступной ситуации в стране. В последние годы наблюдается определённая динамика в этом вопросе, что требует внимательного анализа и объяснения.
Согласно данным, зафиксированным в 2022 году, в России было зарегистрировано 1,9 миллиона преступлений, что на 2% меньше, чем в предыдущем году. Этот факт может говорить о некоторой стабилизации ситуации в целом, однако, более детальное рассмотрение данных показывает, что ситуация в различных регионах страны может значительно отличаться.
Эксперты проекта "Если быть точным" провели анализ уровня преступности в различных регионах России и составили рейтинг благополучия. В этом списке фигурируют регионы, которые можно отнести как к благополучным, так и к неблагополучным. Среди благополучных регионов выделяются Белгородская, Брянская, Курская области, а также Республика Крым и Севастополь. Однако, наряду с этим, в списке неблагополучных оказались 21 регион, среди которых выделяются Амурская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край и Тыва. Это свидетельствует о значительных различиях в уровне преступности между разными регионами страны.
Одним из важных аспектов анализа является рост преступлений, совершаемых мигрантами. Согласно данным проекта "Если быть точным", в 2022 году количество предварительно расследованных убийств, совершённых иностранными гражданами, составило 291, что на 18% больше, чем годом ранее. Этот факт свидетельствует о негативной динамике в сфере преступлений, связанных с миграционными процессами.
Также стоит отметить, что число и уровень убийств и покушений выросли в регионах, граничащих с зоной боевых действий. Например, в Белгородской области наблюдается самый заметный прирост – 96% (с 52 преступлений в 2021 году до 102 в 2022 году). Это может быть связано с перетеканием негативных явлений из близлежащих территорий.
В пограничном пространстве современной России выделяются несколько основных категорий преступлений, которые имеют свои специфические особенности и требуют особого внимания со стороны правоохранительных органов и общественности.
Одной из таких категорий преступлений является незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации. Согласно статье 322 УК РФ, данное преступление подразумевает незаконное проникновение лиц на территорию страны или выход за её пределы без соответствующих разрешений. Это может быть связано с нелегальной миграцией, контрабандой товаров или другими незаконными действиями. Такие случаи являются серьёзным нарушением государственной безопасности и требуют эффективного пресечения.
Ещё одной важной категорией преступлений является контрабанда различных товаров и материалов через государственную границу. В эту категорию входят контрабанда оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотиков, а также культурных ценностей. Незаконное перемещение таких предметов через границу создаёт угрозу для общественной безопасности и требует энергичного противодействия со стороны правоохранительных органов.
Также важной категорией преступлений является незаконное перемещение сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых веществ и других опасных материалов через таможенную или государственную границу Российской Федерации. Эти вещества могут использоваться для террористических актов, создавая серьёзную угрозу для жизни и здоровья людей.
Еще одной категорией преступлений в пограничном пространстве современной России можно назвать незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и охраняемым международными договорами Российской Федерации. Статья 258.1 УК РФ устанавливает ответственность за незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу таких ресурсов, их частей и дериватов (производных).
В контексте пограничных регионов, где природные богатства могут быть более доступными для незаконной деятельности, данное преступление может иметь особую актуальность. Например, вблизи границ с другими странами, где преследование незаконной добычи может быть менее эффективным, незаконные охотничьи экспедиции или добыча редких видов рыбы могут происходить более организованно и часто оставаться незамеченными.
Для борьбы с такими преступлениями законодательство предусматривает наказание в виде обязательных, исправительных или принудительных работ, либо лишения свободы на определенный срок. Кроме того, лица, совершившие эти преступления с использованием своего служебного положения или с публичной демонстрацией, могут быть подвергнуты более строгому наказанию, включая лишение свободы и штрафы.
Преступления, предусмотренные статьей 258.1 УК РФ, могут совершаться как отдельными лицами, так и группами лиц по предварительному сговору или организованными группами. Это свидетельствует о том, что такие преступления могут иметь широкий размах и требуют комплексного подхода в борьбе с ними.
Шпионаж, как одна из форм преступной деятельности, является серьезным вызовом для государственной безопасности. Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации (Глава 29) , шпионаж определяется как деятельность, направленная на сбор, передачу или использование информации, составляющей государственную тайну, в пользу иностранного государства или иностранной организации. Этот вид преступлений может представлять опасность для национальной безопасности, так как касается конфиденциальной информации и секретов государства.
Диверсия является ещё одной категорией преступлений, которая имеет прямое отношение к безопасности государства. Согласно УК РФ, диверсия определяется как действия лиц, направленные на причинение ущерба обороноспособности страны, совершенные с использованием вооружения, взрывчатых веществ, ядов или иных средств. Этот вид преступлений может нанести серьезный ущерб как военным, так и экономическим интересам государства.
Терроризм также является одним из самых серьезных вызовов для безопасности государства и общества в целом. Согласно Уголовному кодексу РФ, терроризм определяется как умышленные действия, направленные на создание опасности для жизни или здоровья людей, а также на создание угрозы национальной безопасности. Террористическая деятельность может привести к массовым жертвам и серьезным разрушениям, что делает её одним из наиболее опасных видов преступлений.
Таким образом, идентификация основных категорий преступлений в пограничных регионах современной России позволяет понять характер угроз, с которыми сталкивается государство, и разработать эффективные меры по их противодействию. Это требует не только правовых, но и оперативных и организационных мер, направленных на обеспечение безопасности и защиту интересов государства.
Особенности возникновения и развития преступлений на границе имеют множество факторов, которые определяют сложную динамику преступности в данных регионах. Рассмотрим основные из них.
Во-первых, усиление военно-политической напряженности в ряде регионов может стать одним из ключевых факторов, способствующих росту преступности на границе. Это может подстегнуть преступные группировки к использованию государственной границы как канала для незаконной миграции, контрабанды оружия и наркотиков. Политические и военные конфликты в соседних странах могут также привести к усилению проникновения нелегальных организаций через границу.
Во-вторых, активизация националистических и реваншистских сил может создать дополнительное напряжение на границе. Требования пересмотра границ и изменения геополитической ситуации в регионе могут стать стимулом для преступных действий и незаконных попыток пересечения границы.
Третий фактор связан с интересами отдельных государств, например, Китая, в осуществлении "тихой экспансии" в приграничных регионах России. Это может привести к оседанию китайских граждан в приграничных зонах и созданию новых вызовов для российских правоохранительных органов.
Дополнительно, сохранение напряженной обстановки на морской границе России и в исключительных экономических зонах может стать фактором, способствующим развитию незаконной деятельности, такой как контрабанда и нелегальная рыболовная деятельность.
Наконец, нарастание внутренних проблем пограничных войск, таких как недостаток кадров, финансирования и обеспечения, также может оказать негативное влияние на преступную ситуацию на границе. Недостаточная
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
2. Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2018 «Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www.fsb.ru/fsb/npd/more.htm%21id%3D10439370%40fsbNpa.html (Дата обращения: 10.05.2024)
3. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024)
4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 18 г. Москва "О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией"
5. "Модельный закон о пограничной безопасности" (Принят в г. Санкт-Петербурге 28.10.2010 Постановлением 35-10 на 35-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)
6. Абызов Р. М., Ботвин И. В. Миграционная преступность в россии: проблемы детерминации и предупреждения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. №3 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/migratsionnaya-prestupnost-v-rossii-problemy-determinatsii-i-preduprezhdeniya (дата обращения: 11.05.2024).
7. Ананьева Л. Ю. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью // Образовательный портал «Справочник». — Дата написания статьи: 14.02.2022. — URL https://spravochnick.ru/mezhdunarodnye_otnosheniya/mezhdunarodnoe_sotrudnichestvo_v_borbe_s_prestupnostyu/ (дата обращения: 11.05.2024).
8. Антонова Е. Ю. Защита пограничной безопасности от террористических и экстремистских угроз // Право и государство: теория и практика. 2022. №2 (206). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-pogranichnoy-bezopasnosti-ot-terroristicheskih-i-ekstremistskih-ugroz (дата обращения: 11.05.2024).
9. Антонян Ю.М. Почему люди совершают преступления. Причины преступности. М.: ИД «Камерон», 2016.
10. Астахова Е.А. Транснациональная преступность: признаки и юридическая стратегия борьбы // Правовая политика и правовая жизнь. 2023. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transnatsionalnaya-prestupnost-priznaki-i-yuridicheskaya-strategiya-borby (дата обращения: 11.05.2024).
11. Бидова Б. Б. Соотношение принципов уголовного законодательства и уголовно-правовой политики // Молодой ученый. 2018. – № 10.
12. Грибков А. А. Проблемы международного сотрудничества правоохранительных органов России в борьбе с трансграничными преступлениями // Вопросы науки и образования. 2018. №2 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-pravoohranitelnyh-organov-rossii-v-borbe-s-transgranichnymi-prestupleniyami (дата обращения: 11.05.2024).
13. Забавка В. И., Правовое регулирование взаимодействия государств – участников СНГ в противодействии организованной преступности // Вестник экономической безопасности. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-vzaimodeystviya-gosudarstv-uchastnikov-sng-v-protivodeystvii-organizovannoy-prestupnosti (дата обращения: 11.05.2024).
14. Майтдинова Г. М., Шарапов О. М. Российско-Таджикское военное и военно-техническое сотрудничество в двустороннем формате и в рамках ОДКБ // Известия Восточного института. 2022. №3 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiysko-tadzhikskoe-voennoe-i-voenno-tehnicheskoe-sotrudnichestvo-v-dvustoronnem-formate-i-v-ramkah-odkb (дата обращения: 11.05.2024).
15. Мельникова С. В. Зарубежный опыт правового регулирования противодействия незаконной миграции // Криминологический журнал. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-pravovogo-regulirovaniya-protivodeystviya-nezakonnoy-migratsii (дата обращения: 11.05.2024).
16. Мигранты стали совершать больше преступлений [Электронный ресурс] URL: https://www.pnp.ru/social/migranty-stali-sovershat-bolshe-prestupleniy.html (Дата обращения: 10.05.2024)
17. Надбитов, А. С. Региональная преступность и некоторые аспекты ее исследования / А. С. Надбитов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 97-101. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/43/2711/ (дата обращения: 11.05.2024).
18. Ондар Алдын-Херел Эзир-Оолович, Дорофеев И. Н. Актуальные вопросы приграничного сотрудничества территориальных органов МВД России с органами полиции Монголии в борьбе с преступностью // Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. 2022. №1 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-prigranichnogo-sotrudnichestva-territorialnyh-organov-mvd-rossii-s-organami-politsii-mongolii-v-borbe-s (дата обращения: 11.05.2024).
19. Орнацкая Т. А. Современные угрозы безопасности России в пограничном пространстве // Гуманитарный научный журнал. 2022. №4. C 57-62.
20. Передовые практики в области безопасности границ и пограничного контроля в контексте противодействия терроризму и пресечения потока «иностранных боевиков-террористов [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/counterterrorism/sites/www.un.org.counterterrorism/files/221004_good_practices_bsm_ru.pdf (Дата обращения: 10.05.2024)
21. Правовые и организационные основы международного полицейского сотрудничества [Электронный ресурс] URL: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-v-borbe-s-prestupno/osnovy-mezhdunarodnogo-policejskogo-sotrudnihestva/ (Дата обращения: 10.05.2024)
22. Сахно, Д. А. Обеспечение безопасности Российской федерации в ее пограничном пространстве (уголовно-процессульный аспект) / Д. А. Сахно. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 4 (15). — С. 223-227. — URL: https://moluch.ru/archive/15/1360/ (дата обращения: 11.05.2024).
23. Судакова Т.М. Бедность в детерминации современной преступности (некоторые критерии) // Преступность в России: проблемы реализации закона и правоприменения: сб. науч. тр. / под ред. В.А. Авдеева. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2015.
24. Территориальная дифференциация криминогенной ситуации в городах миллионерах России [Электронный ресурс] URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/12074/2/Kontsur.pdf (Дата обращения: 10.05.2024)
25. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2018. – Т. 4 (70). № 1. – С. 147–156.
26. Харламов С. О., Дурнев В. С. Некоторые аспекты международного сотрудничества Органов Внутренних Дел Российской Федерации с правоохранительными органами приграничных стран в сфере миграции // Вестник экономической безопасности. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-organov-vnutrennih-del-rossiyskoy-federatsii-s-pravoohranitelnymi-organami (дата обращения: 11.05.2024).
27. Чеченов А. А. О некоторых особенностях современной преступности // Право и управление. 2023. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-osobennostyah-sovremennoy-prestupnosti (дата обращения: 11.05.2024).
28. Число совершенных мигрантами преступлений выросло на 10% в 2022 году [Электронный ресурс] URL: https://iz.ru/1446452/2022-12-26/chislo-sovershennykh-migrantami-prestuplenii-vyroslo-na-10-v-2022-godu (Дата обращения: 10.05.2024)
29. Шервани Э.Н.К. Уголовно правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2013. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovno-pravovaya-harakteristika-prestupleniy-svyazannyh-s-nezakonnym-peresecheniem-gosudarstvennoy-granitsy-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 11.05.2024).
30. Щеблыкина И. В., Звягинцев В. В. Транснациональная организованная преступность как угроза безопасности государств участников Содружества Независимых государств: некоторые проблемы теории и практики // Пространство и Время. 2014. №4 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transnatsionalnaya-organizovannaya-prestupnost-kak-ugroza-bezopasnosti-gosudarstv-uchastnikov-sodruzhestva-nezavisimyh-gosudarstv (дата обращения: 11.05.2024).