Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Научная проблема, лежащая в основе данного исследования, – темперамент и характер как основополагающие элементы в психологии личности.
Актуальность исследования обусловлена современными требованиями к точности психологической диагностики личностных черт, что требует более глубокого понимания темперамента и характера в различных культурных сообществах, в зависимости от биологических данных.
Темперамент – часто понимаемый как врожденные, биологически обоснованные аспекты личности (такие как реактивность и саморегуляция) – и характер, включающий Я-концепцию, составляют проблемное поле данного исследования.
Научная новизна работы заключается в применении биопсихосоциального подхода, который способствует более детальному пониманию личности и позволяет использовать инновационные подходы для оценки влияния социокультурных факторов на темперамент и развитие характера.
Объект исследования - темперамент и характер как ключевые элементы психологии.
Предмет исследования - взаимодействие и взаимообусловленность этих черт личности и их проявление в различных культурных и экологических условиях.
Цель – описание темперамента и характера как личностных характеристик в трудах отечественных и зарубежных психологов.
Задачи исследования – прояснить биопсихосоциальные факторы, в том числе: во-первых, количественно оценить влияние среды и генетического фактора в темперамент и характер; во-вторых, изучить динамические изменения этих черт в течение жизни; в-третьих, оценить влияние культурного разнообразия на выражение темперамента и характера, используя кросс-культурный сравнительный анализ.
При выполнении этих задач используется проспективная методология, в рамках которой гипотезы проверяются как ретроспективным (анализ исторических данных), так и проспективным (сбор новых данных и мониторинг в режиме реального времени) подходами, что обеспечивает комплексность полученных результатов.
Научная новизна работы заключается в комплексном подходе, объединяющем нейробиологические, психометрические и социокультурные методологии для анализа темперамента и характера. Для выяснения сложных взаимодействий между генетической предрасположенностью, факторами окружающей среды и личным опытом используется многоуровневый анализ данных.
В работе на основе последних достижений в области нейробиологии и генетики рассматривается то, как в современной психологической науке изучается влияние определенных комплексов генов на поведение, в частности темперамент и черты характера человека. Использование кросс-культурных психометрических оценок будет показывать то, как различные культурные фоны могут влиять на проявление этих черт.
Методологическую базу работы составили исторические и современные источники изучения сложных феноменов темперамента и характера. Прежде всего, в исследовании используются теории, заложенные И.П. Павловым, чьи работы по условному рефлексу (Павлов, 1951-1952) служат ключевым биологическим взглядом на черты личности. Эти идеи параллельны психологическим измерениям, изученным Б.М. Тепловым (1961), чьи рассуждения об индивидуальных различиях оказали большое влияние на последующее развитие данной области знаний. Эмпирические исследования индивидуальных различий В.Д. Небылицына (1976) обратили внимание на психометрический и экспериментальный компоненты, а интегративное исследование индивидуальности В.С. Мерлина (Мерлин, 1986) и его ранние теории темперамента (Мерлин, 1973) создали основу последующих работ, учитывающих биологические основы и психологические проявления личности. Работы П.К. Анохина (1968) по нейрофизиологии проясняют неврологические основы, которые рассматривают темперамент как биопсихологический компонент.
Вклад таких зарубежных ученых, как Х.Й. Айзенк (1952) и М. Ротбарт (1981), которые значительно углубили понимание личности через психобиологические и развивающие аспекты, так же положены в основу методологии данного исследования. Исследование темперамента в психиатрической практике, проведенное Чессом и Томасом (1994), в дальнейшем послужили базой практических исследований темперамента. Работы Е.Б. Шевченко внесли вклад в компаративные исследования: сравнения отечественных и зарубежных взглядов на темперамент в рамках педагогики и психологии.
Учет достижений в данной области науки обеспечивает надежную теоретическую и эмпирическую базу исследования, т.к. используются разнообразные научные открытия, что позволяет получить полное представление о взаимодействии генетических, нейрофизиологических и психосоциальных факторов в формировании темперамента и характера. Таким образом, в основу работы положена гипотеза о том, что на индивидуальные различия в темпераменте могут существенно влиять как наследственные генетические факторы, так и социально-экологические условия; это позволит понять, как эти факторы взаимодействуют на протяжении жизни человека.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в глубоком изучении темперамента и характера; при изучении личности учитываются исторические и психологические теории, а также современные биопсихосоциальные исследования.
Практическое значение работы состоит в том, что понимание биопсихосоциальных влияний на личность может повысить точность диагностики и эффективность рекомендаций. Например, терапевты смогут разрабатывать стратегии, которые будут в большей степени соответствовать темпераменту человека и его сильным сторонам характера, оптимизируя тем самым лечебные результаты. В образовательных учреждениях выводы, сделанные на основе подобных исследований, могут помочь в разработке педагогических методик обучения, созданию среды, благоприятной для обучения.
Использование результатов работы в психологии может способствовать разработке более эффективных стратегий на рабочем месте, улучшению программ для отбора персонала и развития карьеры за счет совершенствования соответствия должностных ролей профилям личности. В сфере здравоохранения результаты исследования могут стать основой для мероприятий, направленных на профилактику психологических расстройств за счет признания роли темперамента в психическом здоровье человека.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.Теории отечественных психологов
Темперамент и характер являются ключевыми понятиями в изучении психологии личности. Темперамент обычно определяется как биологически обоснованные индивидуальные различия в эмоциональной, двигательной и внимательной реактивности и саморегуляции. Эти черты проявляются с раннего детства, и считается, что на них влияют в основном генетические факторы, формируя отношение человека к окружающей среде и восприимчивость к поведенческим моделям. Характер, с другой стороны, относится к представлениям о себе и индивидуальным различиям, связанным с целями и ценностями, на которые влияют взаимодействие с окружающей средой, личный опыт и социальное обучение. Концепции темперамента и характера претерпели значительную эволюцию на протяжении веков, отражая изменения в понимании человеческого поведения и психических процессов. Истоки понятия темперамента восходят к древним цивилизациям; в частности, греки предполагали существование четырех основных жидкостей в организме или "гуморов", которые, по мнению Гиппократа, а затем Галена, отвечают за различные типы темперамента. Эта идея заложила основу для последующих теорий темперамента, обеспечив раннее биологическое объяснение индивидуальных различий. В эпоху Просвещения Иммануил Кант и более поздние психологи, такие как Вильгельм Вундт, расширили эти идеи, связав темперамент с психологическими явлениями, такими как эмоции и поведение, а не со строго физиологическими процессами. И. Павлов ввел понятие типологии, основанное на свойствах нервной системы, предположив, что темперамент можно понять через закономерности возбудительных и заторможенных процессов в мозге.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2003.
2. Анатомия центральной нервной системы. Учебно-методическое пособие. – М.: СГА, 2007.
3. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М: Медицина, 1968.
4. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Зинченко В.П. и Мещерякова Б.Г. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
5. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004.
6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
7.Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М: Прометей, 1993.
8.Донцов Д.А., Донцова М.В., Денисов А.А. Общая психология. Учебное методическое пособие по дисциплине «Общая психология». Разделы: «Психические познавательные процессы», «Психология личности». – М., 2010.
9. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.
10. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В. Общая психология. – М.: Изд-во Человек, 2012.
11. Донцова М.В. Психология личности. Учебное методическое пособие. – Тула: ТГПУ, 2009.
12. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология: Избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 2006.
13. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2009.
14. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. – М.: Просвещение, 1995.
15. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев: Выща школа, 1989.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2005.
17. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл, 1999.
18. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1985.
19. Макарова Н.Г. Теоретические аспекты изучения характера личности с позиции отечественных психологов // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2015. – С.50-58.
20. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007.
20.Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
21.Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – М.: Просвещение,1973.
22. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии, 2005.
23. Методическое пособие по общей психологии. Под общей редакцией Е.С. Романовой. – М.: СГУ, 2006.
24. Небылицын В.Д. Психологические исследования индивидуальных различий. – М.: Наука,1976.
25. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. педаг. учеб. заведений: В 3-х кн. – 6-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2007.
26. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 3-ий. Психология личности. – М.: Изд-во Юрайт, 2012.
27. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 1. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. – Генезис, 2002.
Олейник Ю.Н. История психологии как история научных проблем: проблемологический подход // Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир. – 2018. – Т. 2. – № 1. – С. 20–40.
28. Олейник Ю. Н., Елисеева И. Н. История исследований темперамента и характера в отечественной психологии: наукометрический анализ диссертационных исследований // Вестник Пермского университета. – 2022. – № 1. – С. 65-77.
28. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. – М, Л.: Изд-во АН СССР, 1951-1952.
29. Психология личности в трудах зарубежных психологов. – СПб.: Питер, 2000.
30. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.
31. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. – СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2006.
32.Русалов В.М. Биологические основы индивидуально- психологических различий. – М.: Наука, 1979.
33.Русецкая Д.В., Милюкова Ю.Д. Психоаналитическое учение Зигмунда Фрейда в философском контексте // Криминологический журнал. – № 3. – 2021. – С. 94-97.
33.Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. – М: Прогресс, 1982.
34.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Просвещение, 1961.
35. Физиология высшей нервной деятельности. Учебно-методическое пособие. – М.: СГА, 2007.
36. Фрейд З. Психологические сочинения. – М.: Наука, 2006. – Т. 4. – 320 с.
37.Чесс С. Томас А. Значение темперамента для психиатрической практики // Детство идеальное и настоящее. Сб. работ современных западных ученых. – Новосибирск 1994. – С. 111-122.
38.Шевченко Е.Б. К вопросу о современном представлении темперамента в отечественной и зарубежной психологии. // Педагогика и психология, теория и методика обучения. – С. 447-500.
39. Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб.: Азбука, 2001.
40. Concas, M., Minelli, A., Aere, S., Morgan, A., Tesolin, P., Gasparini, P., Gennarelli, M., & Girotto, G., 2021. Genetic Dissection of Temperament Personality Traits in Italian Isolates. Genes, 13. https://doi.org/10.3390/genes13010004.
41. Eysenck H.J. The Scientific Study of Personality. – L., 1952.
42. Kazantseva, A., Malykh, S., & Khusnutdinova, E., 2016. Molecular Genetic Investigations of Personality: From Candidate Genes to Genome-wide Associations. , pp. 130-154. https://doi.org/10.1057/9781137437327_8.
43. Komasi, S., Rezaei, F., Hemmati, A., Rahmani, K., Amianto, F., & Miettunen, J., 2022. Comprehensive meta-analysis of associations between temperament and character traits in Cloninger’s psychobiological theory and mental disorders. The Journal of International Medical Research, 50. https://doi.org/10.1177/03000605211070766.
44. Nilsson, A., 2014. A non-reductive science of personality, character, and well-being must consider the person’s worldview. Frontiers in Psychology, 5. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.00961.
45. Podolska, L., & Yuryeva, L., 2023. Features of the personality of foreign students of higher medical education at different stages of education and their influence on the formation of adjustment. Ukrains'kyi Visnyk Psykhonevrolohii. https://doi.org/10.36927/2079-0325-v31-is1-2023-13.
46. Rothbart M. Measurement of temperament in infansi. // Chil Development/ 1981. N 52. P. 569-578.