Фрагмент для ознакомления
2
Государственный аппарат - это система государственных органов, посредством которых осуществляется государственная власть, выполняют-ся основные функции и достигаются цели и задачи государства.
На формирование и развитие государственного аппарата влияют следующие факторы:
- общность экономической базы государственных органов;
- единство политической основы государственных органов;
- наличие единой идеологии в некоторых странах;
- общность конечных целей.
Государственный аппарат осуществляет свою деятельность в соот-ветствии со следующими принципами:
- оптимальная конструкция и структура государственного аппарата;
- принцип эффективности;
- законность и конституционность;
- высокий профессионализм;
- полная политическая лояльность [12].
Понятие государственного аппарата следует отличать от механизма государства.
Последнее понятие шире и включает в себя: - сам государственный аппарат, - вооруженные силы, - природные ресурсы, - рабочую силу, - государственные объекты. Основным наполнением государственного ап-парата являются государственные органы. Государственный орган - это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государ-ственного аппарата, созданное государством для осуществления строго определенного вида государственной деятельности.
В структуру государственного аппарата входят следующие компо-ненты:
- Государственные органы, основной целью которых является зако-нодательная деятельность. Они делятся на высшие (Федеральное Собрание Российской Федерации) и низшие (региональные, районные, городские со-веты).
- Правительственные учреждения. Они выполняют исполнительную и административную деятельность. В зависимости от сложности задач и тер-риториального масштаба они подразделяются на центральные (правитель-ство Российской Федерации) и местные (правительства республик, област-ных администраций, городов).
- Система судебных органов, важнейшей социальной функцией кото-рых является отправление правосудия. Судебная система состоит из: Вер-ховного суда Российской Федерации; областных, областных судов субъек-тов; городских и районных судов общей юрисдикции; мировых судов. От-дельно от перечисленных стоит Конституционный суд, который не облада-ет правом общей компетенции [15].
Государственный орган - структурный элемент механизма государ-ства, обладающий полномочиями в определенных сферах и сферах госу-дарственной деятельности.
Наиболее важными характеристиками, которые отличают государ-ственные органы от государственных институтов и негосударственных структур, являются:
- наличие государственно-властных полномочий у каждого органа государства;
- государственные органы формируются в соответствии с законода-тельной процедурой (то есть их деятельность осуществляется строго на за-конодательной основе);
- каждый орган государства наделен определенными полномочиями, является частью государственного механизма и тесно связан с другими ор-ганами;
- государственный орган имеет свою собственную структуру, внут-реннюю структуру и состоит из должностных лиц и должностных лиц, связанных между собой официальными полномочиями, правами и обязан-ностями;
- государственный орган имеет собственную материальную базу (то есть финансируется из федерального бюджета);
- задачи и функции государства выражаются в деятельности государ-ственных органов.
Типы государственных учреждений могут подразделяться в зависи-мости от:
- принципов разделения властей (законодательные, исполнительные и судебные органы);
- организационно-правовых форм деятельности и полномочия (пред-ставительные, исполнительные и административные органы, (экономиче-ские, социальные и культурные органы, правоохранительные органы), су-дебные, контрольные и надзорные органы);
- сфер деятельности (вышестоящие, центральные, местные (муници-пальные) органы);
- способов формирования (первичные и производные органы);
- федеративного устройства государства (федеральные и субфеде-ральные органы Федерации);
- способа осуществления власти (единогласие - президент, прокурор; коллегиальность - правительство, Государственная Дума);
- сроков полномочий (постоянные и временные);
- правовых форм деятельности (законодательство, обеспечение и за-щита верховенства права) и др. [13].
В приведенной выше классификации государственных органов в штаб-квартире находятся следующие государственные органы:
Представительные (законодательные) органы. В Российской Федера-ции Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государ-ственной Думы, обсуждает и принимает законы, контролирует и контро-лирует деятельность правительства и подведомственных ему органов, принимает бюджет страны и дает политическую оценку действиям долж-ностных лиц, вплоть до их политической ответственности (выражение не-доверия).
Исполнительные и административные органы. В соответствии с Ука-зом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 «О систе-ме и структуре федеральных органов исполнительной власти» в Россий-ской Федерации созданы следующие федеральные органы исполнительной власти: Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Последние организуют де-ятельность и исполнение законов и постановлений нижестоящими органа-ми исполнительной власти.
Судебные органы осуществляют правосудие по гражданским, уго-ловным делам, делам об административных правонарушениях, рассмат-ривают жалобы и заявления граждан на противоправные действия госу-дарственных органов и их должностных лиц; рассматривают дела об эко-номических спорах юридических лиц и т.д. В Российской Федерации су-дебная система включает: Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации, суды низшей инстанции общей юрисдикции, Высший арбитражный суд Российской Федерации и суды низшей инстанции административных единиц, военные, специализирован-ные суды, мировые судьи и др. [17].
§2. Модели государственного аппарата
в свете учения о форме государства
Неоднократно предпринимались попытки включить существующие страны в определенные группы в зависимости от различных критериев классификации. Так, В.Е. Чиркин считает, что системы государственных органов в разных странах зависят от географических факторов (в тех не-больших государствах, где отсутствует административно-территориальное деление, выделяется наиболее массовое звено - местные органы власти); от национального состава населения (в некоторых странах национальные учебные заведения и учреждения высшего образования не имеют админи-стративно-территориального деления); от федеративной или унитарной структуры государства (федерация имеет специальную систему государ-ственных органов), от политического режима (например, специальная си-стема государственных органов при военных режимах), от господствую-щей в стране идеологии, политической доктрины и конституционно-правовых концепций, которыми руководствуются лица, находящиеся у власти. рычаги управления обществом. И с этой точки зрения он выделяет три наиболее важные современные модели систем государственного управления: централизованно-сегментированную, моноцефальную и моно-теократическую [23].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // СПС «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства РФ. – 10.04.1995. – № 15. – Ст. 1269.
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 22.12.1997. – № 51. – Ст. 5712.
4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 06.01.1997. – № 1. – Ст. 1.
5. Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. – 28.05.2012. – № 22. – Ст. 2754.
6. Арефьева Г.С. Социальная активность. М., 1971.
7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М.: «Норма», 2013.
8. Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. – Томск, 2008. – С. 50.
9. Беляев В.П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности: вопросы теории и практики: дис. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2006.
10. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. – М.: «Новый Юрист», 2012.
11. Елизаров А.Б. Контрольная юридическая деятельность в правовой системе общества: дис. ...канд. юрид. наук. Владимир, 2005.
12. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948–1954 гг.: в 2 т. М., 1992. Т. 1. С. 47-48.
13. Канунникова Н.Г. Теоретические аспекты форм государственного управления // Административное право и процесс. 2013. № 5.
14. Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов, 1989.
15. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972.
16. Кудрявцева В.Н. Право и поведение: норма и патология. М., 1982.
17. Купцова О.Б. Функции государства: фондовая лекция. Н.Новгород, 2003.
18. Кураев В. Форма и содержание // Философская энциклопедия. Т.6. М., 1970.
19. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.: изд-во «Спарк», 2012.
20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 107.
21. Леонтьев А.Н. Проблемы психологии деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы: сб. науч. трудов / под ред. В.В. Давыдова и А.Н. Леонтьева. М., 1990. С. 137.
22. Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2004.
23. Мархгейм М.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в современной России: системная конституционная модель. Проблемы ее функционирования и совершенствования. Ростов н/Д, 2005.
24. Монтескье Ш.-Л. О духе законов. Избранные произведения. М., 1955. С. 268.
25. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: А ТЕМП, 2004. С. 164.
26. Свирин Ю.А. Дивергенция в системе права: монография. М.: Астра Полиграфия, 2012 // СПС «Консультант Плюс».
27. Сорокина В.В. Процессуальная форма юридической деятельности в современной России: вопросы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009.
28. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997. С. 176-177.
29. Шапсугов Д.Ю. Теория права и государства. Ростов н/Д, 2003.
30. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.