Фрагмент для ознакомления
2
Проблема обучения и воспитания актуальна для любого общества, стремящегося к успешному развитию. От того, как и кого, мы воспитываем, зависит, какой путь мы выберем.
Воспитательный процесс является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и образование. Процесс воспитания имеет свои особенности и является более сложным, чем обучение, поскольку связан с внутренним миром человека, его взглядами, убеждениями, установками, потребностями. Воспитательный процесс – это целенаправленный процесс. Наибольшую эффективность обеспечивает ваша организация, в которой цель обучения становится близкой и понятной учащемуся.
С точки зрения современной педагогики, воспитательный процесс – это сознательно организованное взаимодействие учителей и учеников, организация и стимулирование активной деятельности обучаемых с целью овладения ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. В этом определении подчеркивается активная деятельность учащегося. Он отражает личностный и активный подход к образованию, принятый в отечественной педагогике.
Современная педагогика считает, что воспитание заключается не в прямом влиянии, а в социальном взаимодействии учителя и ученика. Учебный процесс осуществляется через организацию деятельности учащихся, результат действий учителя выражается в качественных изменениях в сознании и поведении ученика. Современная отечественная концепция воспитания характеризуется понятиями: взаимодействие, сотрудничество, образовательные отношения, педагогическая ситуация. По сути, обучение означает организацию осмысленной жизни и развивающей деятельности учащихся вместе с учителями, где у тех и у других будут свои собственные роли, задачи и взаимоотношения.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Он носит многофакторный характер: на формирование личности влияют семья, школа, техникум или университет, микросреда, общественные организации, средства массовой информации, искусство, социально-экономическое положение и другие, объективные и субъективные факторы. Это делает процесс воспитания более насыщенным и в то же время более сложным: трудно контролировать процесс, защищать его от спонтанности и негативно действующих факторов. Например, телевидение и кино являются сильным фактором воспитания, который часто играет негативную роль.
Сложность образовательного процесса заключается в том, что его результаты не так четко воспринимаемы и не раскрываются так быстро, как, например, в процессе обучения. Результаты обучения могут проявиться через некоторое время после окончания учебы. Учебному процессу присуща неопределенность результатов. В одних и тех же условиях результаты могут существенно отличаться, что объясняется индивидуальными различиями учащихся, их социальным опытом и отношением к образованию.
Процесс обучения длительный. На самом деле, это длится всю жизнь. Гельвеций писал: "Вся моя жизнь-не что иное, как долгое воспитание".
Одной из характеристик воспитательного процесса является его непрерывность, то есть систематическое и постоянное взаимодействие педагогов и учащихся. Даже самое яркое "событие" не может изменить человека, необходима система работы по формированию личности.
Воспитательный процесс носит диалектический характер. Это выражается в их непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Он варьируется в зависимости, например, от возрастных особенностей учащихся, конкретных ситуаций, различных условий. Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, преодоление которых поддерживает непрерывное развитие образовательного процесса.
Диалектика воспитания состоит в том, что процесс воспитания должен перейти в процесс самообразования. Самообразование - это сознательная и целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к максимально полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Собственная активность учащегося в саморазвитии является необходимым условием образовательного процесса: "Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает".
Процесс воспитания включает в себя перевоспитание, понимаемое как перестройка взглядов, установок и поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества. Процесс перевоспитания очень сложен, поскольку устойчивые стереотипы поведения должны измениться. Процесс перевоспитания структурируется следующим образом: установление причин отклонений в развитии и поведении обучающегося, формирование проблем в его воспитании, определение форм и средств, влияющих на перестройку устоявшихся стереотипов поведения, активизация сознания и активность учащегося в учебе, на досуге, применение системы требований, стимулирование и контроль.
Воспитательный процесс - это последовательное решение ряда педагогических ситуаций. Педагогическая деятельность по реализации образовательного процесса включает в себя следующие этапы:
• диагностика (исследование) учащихся и определение задач воспитания;
• проектирование, планирование образовательной деятельности (разработка содержания, методов, форм);
• организация педагогического взаимодействия (реализация планов);
• анализ и оценка результатов.
Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.
Процесс обучения – это сложный процесс взаимодействия учителя и ученика, имеющий направленность на достижение их общей цели – овладение знаниями, умениями и навыками. Процесс обучения – это процесс целенаправленного воздействия учителя на ученика, в результате которого решаются образовательные задачи. Таким образом, иное понимание процесса обучения позволяет предположить, что это очень сложное и многогранное явление.
Суть процесса обучения заключается в следующем
- целенаправленный педагогический процесс, активизирующий деятельность, развивающий творческие способности учащихся,
- организация и пропаганда активной учебной и воспитательной деятельности учащихся;
- овладение научными знаниями о навыках, способностях;
- формирование научного мировоззрения, моральных и эстетических взглядов и убеждений.
Процесс обучения имеет множество функций, среди которых выделяются три наиболее важных:
1) образовательный - дает детям знания основ наук, формирует умения и навыки;
2) развивающий - это развитие памяти, мышления, внимания, волевой и эмоциональной сфер;
3) воспитательный - формирует эстетическую культуру, морально - нравственную сферу;
Кроме того, выделяются еще три функции
4) социальная-формирование личности ребенка, которая реагирует на социальное общество;
5) валеологическая-функция сохранения здоровья;
6) функция социальной защиты.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонова Е. А. Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития личности в педагогике / Е. А. Агафонова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 1-4.
2. Алексеева Ю.В. Индивидуальный подход в воспитании дошкольников / Ю.В, Алексеева. – URL: http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie-raznoe/individualnyi-podkhod-v-vospitanii-detei.html (дата обращения: 08.05.2024).
3. Асадуллин, Р.М. В лабиринтах педагогики. Размышления о вальдорфской школе / Р.М. Асадуллин. – Казань: Дом печати, 1997. – 140 с.
4. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / З.М. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М.: Академический Проект; Культура, 2010. – 240 с.
5. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 80 с.
6. Исмаилова З. К. Основные категории педагогики — развитие, воспитание, обучение, образование / З. К. Исмаилова, М. Х. Байбаева, А. Б. Сапаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 937-940.
7. Земская И. Система воспитательной работы / И. Земская // Воспитание школьников. – Москва: Школьная пресса. – 2020 – № 4.
8. Казакова Е. Н. Образование, воспитание и обучение как единое целое / Е. Н. Казакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 10-12.
9. Кузьмина Е. О. Воспитательный процесс и роль педагога в его организации / Е. О. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 2 (2). — С. 285-288.
10. Максютова Г. Ю. Педагогический процесс в ДОУ (теоретические основы) / Г. Ю. Максютова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 463-465.
11. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. – М.: Издат. центр «Логос», 2000. – 272 с.
12. Павлова М.П. Индивидуальный подход как неотъемлемая часть воспитания / М.П. Павлова. – URL: http://www.detskiysad.ru/ped/ped031.htmlhttp://www.detskiysad.ru/ped/ped031.html (дата обращения: 08.05.2024).
13. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. А.И. Пискунов. – 2-е изд., перераб. практика проектирования педагогических систем. М.: Изд. центр «Логос», 2000. 272 с.