Фрагмент для ознакомления
2
Изучение уровня образования и успешности студентов в высшем образовании становится одним из основных вопросов академического дискурса; в частности, данное исследование посвящено изучению нюансов восприятия студентами своего образовательного опыта с помощью качественного анализа. Актуальность данного исследования подчеркивается развивающейся динамикой образовательной среды и насущной потребностью образовательных систем в более тесном соответствии с разнообразными потребностями и ожиданиями студентов. Основная проблемная область, рассматриваемая в данном исследовании, связана с пониманием и интерпретацией личных академических путешествий студентов – как студенты и аспиранты воспринимают, интерпретируют и формулируют свой опыт в социокультурном и академическом контекстах высшего образования. Данное исследование основано на качественной парадигме, в нем используются полуструктурированные интервью для получения глубокого контекстуального понимания от участников (студентов разного академического уровня), что позволяет расширить взгляд на конструкты образовательного успеха и факторы, влияющие на него.
Исследование находится в более широких эпистемологических рамках социологии образования, где оно стремится прояснить взаимосвязь между опытом студентов и более широкими теориями образования. Эта взаимосвязь имеет решающее значение для развития всестороннего понимания успеха в образовании как многомерной конструкции, на которую влияют как индивидуальные способности, так и системные структуры. Сфокусировавшись на качественных методологиях, в частности на интервью (структурированных и полуструктурированных), данное исследование стремится раскрыть субъективные интерпретации образовательного опыта, противопоставляя их различным академическим стадиям и социальному происхождению, чтобы выявить закономерности, расхождения и понимание, которые менее очевидны или упускаются из виду в количественных парадигмах.
Объект исследования – понятие «Успех» глазами современного студента – пересекается с предметом, а именно с субъективными интерпретациями и артикулированным восприятием студентов и аспирантов относительно их академической активности и социокультурных взаимодействий; цель – выяснить посредством качественного анализа, как эти личные представления соотносятся с теоретическими образовательными конструкциями и потенциально расходятся с ними, чтобы обогатить педагогический дискурс эмпирическими данными, которые выдвигают на первый план голос студентов в формировании образовательных парадигм. Задачи, т.о., тщательно разработаны, чтобы: во-первых, собрать разнообразные рассказы студентов с помощью методологически строгих полуструктурированных интервью; во-вторых, использовать передовые методы качественного анализа данных, такие как тематическое кодирование, для преобразования этих рассказов в последовательные темы, которые отражают как общие черты, так и особенности различных образовательных страт; в-третьих, интерпретировать эти выводы через призму современных теорий образования, тем самым обеспечивая двойную перспективу, которая одновременно бросает вызов и обосновывает существующие теоретические рамки с помощью современных эмпирических данных. Этот синтез призван не только расширить академическое понимание динамики образования, но и предложить действенные стратегии для совершенствования образовательной практики, чтобы лучше приспособиться к успеху студентов в его многогранных формах.
Научная новизна данного исследования обусловлена интегративным подходом к анализу студенческих нарративов, в котором сочетаются качественные методики и теоретический педагогический анализ, что позволяет прояснить не только субъективные контуры студенческого успеха, но и их соответствие или отклонение от устоявшихся образовательных теорий; т.о., данное исследование выходит за рамки традиционных эмпирических изысканий, переплетая студенческий опыт с теоретическими рамками и предлагая более динамичное, диалектическое понимание образовательных процессов. Предполагая, что восприятие студентами своего образовательного опыта в значительной степени влияет на их академические успехи, данное исследование предполагает, что более глубокое, тонкое понимание этих восприятий позволит выявить критические моменты в эффективности текущих образовательных практик и потенциально привести к появлению новых парадигм вовлечения студентов и педагогической стратегии. С помощью такой гипотезы исследование стремится стимулировать переоценку образовательных норм, предлагая, что субъективное измерение опыта студентов является критически важным, но недостаточно изученным фактором, определяющим результаты образования, тщательное исследование которого может дать преобразующие идеи как для теории, так и для практики.
Методологическая основа данного исследования в значительной степени опирается на спектр научных дискурсов, объединяющих подходы, которые подчеркивают развивающуюся динамику образовательного опыта, как это делают И.А. Алешковский, А.Т. Гаспаришвили, О.В. Крухмалева, Н.П. Нарбут и Н.Е. Савина, исследующие восприятие российскими студентами дистанционного обучения («Высшее образование в России», 2020). Используя качественную методологию, данное исследование включает теоретические идеи Р. Мертона о социальной структуре и аномии, которые обеспечивают фундаментальную основу для анализа социальных контекстов образовательного опыта («Социальная теория и социальная структура», 2006). Методологическая база также обогащена результатами исследований Е.В. Денисовой-Шмидт и Е.О. Леонтьевой, которые рассматривают феномен «необучаемых» студентов в вузах Дальнего Востока, выделяя диспропорции в образовательных результатах и социологические последствия этого («Социологические исследования», 2015).
В соответствии с современными методологическими стандартами в исследовании используется гибридный подход структурированных и полуструктурированных интервью, опирающийся на исследования Е.А. Быковой об инновационной деятельности студентов педагогических вузов («Мир науки, культуры, образования», 2017). Аналитические процессы опираются на исследование Н.С. Григорьевой, С.А. Андрюшкова, А.В. Зубкова, П.С. Кулькова и М.А. Хорошиловой о переходе на дистанционное обучение и его последствиях, что создает сравнительный фон, усиливающий анализ данных интервью («Государственное управление. Электронный бюллетень», 2021).
Данное исследование не только синтезирует различные методологические перспективы, но и стремится применить эти рамки для понимания многогранной природы студенческого опыта в высшем образовании, тем самым стремясь внести нюансы в педагогический дискурс и предложить потенциальные пути совершенствования образовательной практики для лучшего обслуживания разнообразных групп студентов.
Сделав вывод о том, что восприятие студентов оказывает глубокое влияние на успешность обучения, данное исследование использует двойной методологический подход; теоретически оно опирается на фундаментальные основы социального конструктивизма и социологии образования для контекстуализации опыта студентов в рамках более широких образовательных нарративов, как это было показано такими учеными, как Р. Мертон в работе «Социальная теория и социальная структура». Эмпирически метод предполагает проведение глубинных полуструктурированных интервью – техники, которая при строгом применении может раскрыть нюансы динамики взаимодействия студентов с образовательными структурами, подобно результатам анализа дистанционного обучения, проведенного А.Т. Гаспаришвили и О.В. Крухмалевой («Высшее образование в России», 2020).
Если бы методологическая строгость сохранялась на протяжении всего процесса сбора данных, можно было бы предположить, что полученные качественные выводы могли бы бросить вызов существующим педагогическим теориям, предложив новые взгляды на агентность студентов в образовательном процессе. Данное исследование, объединяя теоретические основы с эмпирическими данными, стремится не только подтвердить, но и уточнить существующие образовательные модели, что потенциально может привести к разработке более адаптивных образовательных стратегий. Использование кодирования и тематического анализа при оценке данных интервью – методов, которые пропагандируют такие ученые, как Е.В. Денисова-Шмидт и Е.О. Леонтьева в своем исследовании «необучаемых» студентов («Социологические исследования», 2015), – позволит добиться многослойного понимания данных, где голоса студентов могут прояснить расхождения между теоретическими ожиданиями и реальным опытом.
Поэтому, изменив типичный методологический ход и отталкиваясь от выводов, сделанных как в теоретической, так и в эмпирической областях, исследование стремится построить связное исследование, которое не только изображает, но и предсказывает, как может развиваться образовательная среда, чтобы лучше удовлетворять потребности студенческого населения, – подход, требующий спекулятивного, но научно обоснованного анализа для эффективного прогнозирования потенциальных результатов.
Теоретическая значимость данного исследования обусловлена его способностью соединить перцептивные нарративы студентов с устоявшимися теориями образования, тем самым предлагая «переосмысление» успеха студентов в высшем образовании; действительно, объединяя эмпирические данные с теоретическими представлениями, в частности, касающимися социального конструктивизма и социологии образования (цитируя Р. Мертона, «Социальная теория и социальная структура»), данное исследование стремится бросить вызов и потенциально уточнить преобладающие парадигмы, определяющие академическую успеваемость и вовлеченность студентов. Практическая значимость, с другой стороны, становится очевидной благодаря применению полученных результатов в реальных образовательных условиях; в частности, выводы, полученные в результате тонкого анализа интервью со студентами (на основе методологии, одобренной А.Т. Гаспаришвили и О.В. Крухмалевой в работе «Высшее образование в России»), могут привести к разработке целевых интервенций, направленных на улучшение образовательных практик и политики – т.о., не только «информируя», но и «трансформируя» педагогические подходы.
Интеграция теоретической и практической сфер способствует созданию прочного академического дискурса, в котором гипотезы (н-р., о влиянии социокультурных факторов на успешность обучения) не только исследуются, но и реализуются на практике, способствуя ощутимому улучшению образовательных стратегий. Поэтому данное исследование вносит вклад как в академическую науку, так и в прагматические области образовательного дизайна и управления, гарантируя, что его результаты выйдут за рамки теоретических дискуссий и проникнут в практические аспекты реализации образования.
Глава 1. Теоретические основы исследования понимания студентами своего образовательного опыта
1.1. Обзор понятия саморегуляции
Качественные методы исследования служат основой для раскрытия сложных, многослойных представлений студентов о своем образовательном опыте; эти методы, определяемые в первую очередь их направленностью на понимание явлений с точки зрения участников, контрастируют с количественными подходами, поскольку ставят во главу угла глубину, а не широту [Быкова, 2017, с. 289]. Значимость этих методик заключается в их способности собирать богатые, подробные данные, которые появляются в результате прямого взаимодействия с субъектами – как правило, через интервью, наблюдения и контент-анализ. Присущая качественным методам гибкость позволяет исследователям адаптировать свои запросы в ответ на новые данные, тем самым способствуя более динамичному взаимодействию с объектом исследования.
В социологии образования эти методы играют важную роль в изучении нюансов интерпретации студентами своего образовательного пути. Этот подход соответствует парадигме интерпретационизма, которая утверждает, что реальность социально конструируется через человеческое взаимодействие и опыт. Применение качественных методов в этой области позволяет выявить субъективные истины студентов, предлагая понимание их мотивов, разочарований и успехов в системе образования [Grigorieva, et al., 2021, p. 200].
Использование интервью в качестве основного метода исследования имеет свои преимущества и ограничения. Интервью позволяет глубоко погрузиться в личные истории студентов, предоставляя им платформу для формулирования своего опыта своими собственными словами. Этот метод особенно эффективен для выявления специфических реалий, с которыми сталкиваются студенты, и которые часто остаются незамеченными при масштабных опросах [Aleshkovsky, et al., 2020, p. 92]. Однако субъективный характер интервью также может привнести предвзятость – как со стороны интервьюера, так и со стороны интервьюируемого, – которая может исказить данные. Кроме того, полученные данные по своей сути интерпретативны и требуют тщательного анализа для выявления закономерностей и осмысленных выводов.
Теоретические подходы к анализу образовательного опыта студентов извлекают огромную пользу из качественных выводов, полученных с помощью этих методов. Теории обучения и понимания, особенно те, которые касаются высшего образования, могут быть критически рассмотрены и расширены благодаря богатым контекстуальным данным, предоставляемым качественными исследованиями. Н-р., роль социального контекста в образовании – ключевая область исследования – может быть изучена через призму социального конструктивизма и критической теории, которые подчеркивают влияние общественных структур на индивидуальные результаты образования [Karpenko, 2007, p. 95].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности. – Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 86-100. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100.
2. Быкова Е.А. Инновационная деятельность в представлении студентов педагогического вуза. – Мир науки, культуры, образования. 2017. № 2(63). С. 288-291.
3. В наших вузах 10-15% поступивших – это двоечники. – Бизнес Online. 2010. 17 декабря. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/33336 (дата обращения: 08.10.2021).
4. Вопияшина Я.А., Пшеничнова И.В. Проблемы становления научной мотивации студентов-первокурсников. – Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4-5. Доступ: https://eduherald.ru/ra/article/view?id=17476 (проверено 21.07.2023).
5. Григорьева Н.С., Андрюшков С.А., Зубков А.В., Кулькова П.С., Хорошилова М.А. Влияние ограничительных мер на систему образования: переход на дистанционное обучение в оценках студентов российских вузов. – Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 89. С. 197-212. Доступ: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2021/vipusk__89._dekabr_2021_g./issledovanija_molodih_utchenih/grigorieva_andrushcov_zubkov_kulkova_khoroshilova.pdf (проверено 21.07.2023).
6. Дебердеева Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества. – Инновации в образовании. 2010. № 3. С. 79-87.
7. Денисова-Шмидт Е.В., Леонтьева Э.О. Категория «необучаемых» студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов). – Социологические исследования. 2015. № 9. С. 86-93.
8. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А., Амбарова П.А. Нелинейность развития высшего образования: контуры концепции и возможные макрорегиональные практики. – Высшее образование в России. 2016. № 12. С. 34-44.
9. Зборовский Т.Е., Амбарова П.А. Мечта о хорошем образовании: противоречия развития образовательных общностей в российских университетах. – Мир России. 2019. Т. 28. № 2. С. 98-124. DOI: https://doi.org/10.17323/1811-038X-2019-28-2-98-124.
10. Зборовский Т.Е., Амбарова П.А. Образовательная неуспешность российского студенчества: социологическая интерпретация проблемы. – Социологические исследования. 2021. № 3. С. 17-27. DOI: 10.31857/S013216250012904-7.
11. Карпенко М. Новая парадигма образования XXI века. – Высшее образование в России. 2007. № 4. С. 93-97.
12. Костенко Я. Студенты считают зарплату важнее перспектив. – Газета.га. 2021. 8 июня. URL: https://www.gazeta.ru/social/2021/06/07/13624430.shtml (дата обращения: 08.10.2021).
13. Курбатова М.В., Левин С.Н., Саблин К.С. «Утроенный провал» институционального проектирования в реформировании высшего образования России. – Journal of Institutional Studies. 2020. Т. 12. № 4. С. 94-111. DOI: 10.17835/2076-6297-2020-12-4-094-111.
14. Латуха О.А., Пушкарев Ю.В. Инновационная деятельность современного вуза: тенденции развития. – Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. Т. 8. № 4. С. 44-51.
15. Левашова Ю.В., Шарикова Ю.В. Выявление уровня мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности и разработка методов его повышения. – Вопросы управления. 2019. № 5(60). С. 242-250.
16. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. Глава VI. Социальная структура и аномия. М.: Хранитель, 2006. С. 231-281.
17. Реакция систем высшего образования и национальных правительств на вызовы пандемии: Доклад № 64/2020 / С. Марджинсон, Е.О. Карпинская, К.А. Кузьмина, А.Н. Ларионова, И.А. Бочаров; Российский совет по международным делам. М. : НП РСМД, 2020. 72 с. URL: https://russiancouncil.ru/papers/HigherEducation-Covid-Report64-Ru.pdf (дата обращения: 08.10.2021).
18. Родионова И.В. Практика формирования интереса к научным исследованиям у студентов экономического вуза. – Концепт: научно-методический электронный журнал. 2017. Т. 3. С. 238-247. Доступ: http://e-koncept.ru/2017/770271.htm (проверено 21.07.2023).
19. Романов Е.В. Феномен утраты неявного знания высшей школой: причины и последствия. Часть 1. – Образование и наука. 2019. Т. 21. № 4. С. 60-91. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-4-60-91.
20. Рязанова Д.В., Давлятова Г.Х., Балева А.А. Система мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности. – Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016. Т. 2. С. 1097-1098.
21. Сивак Е.В., Юдкевич М.М. Академическая профессия в сравнительной перспективе: 1992-2012. – Форсайт. 2013. Т. 7. № 3. С. 38-47.
22. Соловьев А.А. Приоритеты высшего образования в России в условиях неопределенности. – Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. 2012. № 13. С. 32-36.
23. Степыгина Г.Б. Управление организациями системы высшего образования региона в условиях неопределенности и рисков: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2017. 22 с.
24. Тимохович А.Н. Российский абитуриент вуза в условиях неопределенности. – Вестник университета. 2012. № 1. С. 181-185.
25. Хайнс Э. Как подготовиться к «безработному» будущему. – Форсайт. 2019. Т. 13. № 1. С. 19-30. DOI: 10.17323/2500-2597-2019-1-19-30.