Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В период позитивной трансформации российского общества одной из важнейших задач является обновление системы образования, основанной на принципах гуманитарной педагогики, для формирования разносторонне развитой, грамотной, творческой, инициативной личности, способной решать нестандартные интеллектуальные и нравственные задачи и активно участвовать в общественной жизни. Реализовать эту задачу призваны такие меры, как введение федеральных государственных образовательных стандартов в системах дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования, внедрение инклюзивного образования, развитие региональных систем оценки качества образования. В результате введение новых образовательных стандартов повлечет за собой существенные изменения в профессиональной деятельности педагогов, прежде всего в методике преподавания и способах оценки результатов обучения учащихся.
Учителя – главные действующие лица в решении проблем развития образования. Кроме того, именно учитель является ресурсом для повышения качества образования. Поэтому профессиональное развитие учителей является необходимым условием процесса совершенствования и модернизации образования.
Наука и практика педагогики характеризует современную отечественную систему образования как кризисную, связанную с социальным кризисом и переходом от политико-экономической сферы к культурно-образовательной. Изменения, происходящие в политической и социально-экономической сферах общественного развития, неизбежно отражаются на развитии системы профессиональной подготовки специалистов различного профиля.
Согласно Квалификационной характеристике статуса педагогического работника (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761), педагогические работники "... организовывать самостоятельную деятельность учащихся, в том числе исследовательскую, осуществлять проблемное обучение, связывать изучение предмета (курса, программы) с практикой, обсуждать с учащимися современные актуальные проблемы", "... . оценивать эффективность и результаты обучения студентов по предмету (курсу, программе) с учетом приобретения знаний, овладения навыками и развития опыта творческой деятельности".
Анализируя этот документ, можно сделать вывод, что основным средством достижения новых образовательных результатов являются современные образовательные технологии, т.е. технологии, основанные на деятельности. Такие технологии позволяют перейти на качественно новый уровень обучения.
Традиционное образование – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний. Учитель сообщает темы и цели урока, но это не способствует возникновению познавательного интереса у учеников. Поиск решений сводится к изложению готовых знаний, то есть к объяснению материала, но это не гарантирует понимания материала большинством класса. Сегодня учитель уже не тот, кто вместе с учениками обладает "объективными знаниями" и пытается передать их ученикам. Главная задача учителя – мотивировать учеников к открытию новых знаний, поиску способов применения этих знаний для решения различных проблем, проявлению инициативы и самостоятельности. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы. Таким образом, современные педагогические технологии играют решающую роль в решении проблемы создания новой развивающей образовательной среды.
Этап развития современного педагогического знания характеризуется крайней противоречивостью. С одной стороны, накоплен огромный объем педагогической информации, как теоретической, методологической, так и прикладной, касающейся практически всех аспектов и областей педагогической деятельности. С другой стороны, неоднородный и противоречивый характер многих педагогических идей, предписаний, понятий, категорий, терминов, приемов и методов делает невозможным их продуктивное использование, и возникает опасность кризиса этого огромного объема.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопросу технологий, их определению и признакам в зарубежной и отечественной педагогике посвящено много исследований, в частности работы В. Беспалько, Б. Блума, Дж. Брунера, И. Волкова, Т. Дмитренко, Л. Элтона, В. Евдокимова, М. Кларин, А. Коваленко, А. Ламсдейна, П. Митчела, П. Москаленко, А. Пехоты, И. Прокопенко, А. Прокопенко, К. Ричмонда, Т. Сакамото, Г. Селевка, С. Сысоевой, В. Сластьонина, И. Смолюк, Р. Томаса и др.
Объект исследования – педагогические технологии.
Предмет исследования – роль педагогических технологий в развитии личности младшего школьника
Так, цель исследования – рассмотреть роль педагогических технологий в развитии личности младшего школьника.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие педагогических технологий;
-определить потенциал развивающих педагогических технологий;
-рассмотреть виды педагогических технологий;
-рассмотреть современные образовательные технологии в начальной школе на примере деятельности Агафоновой В.А. (СОШ № 12, г. Астрахань);
-рассмотреть метод проекта в практическом применении в современной начальной школе.
Теоретической базой послужили работы следующих исследователей: Агафоновой В.А., Болмосовой Е.В., Головашкиной Л., Ивановой Н.В., Колосовой О.Ю., Мусаевой Н.Н., Первовой Г.М., Гутарина М.М. и др.
Гипотеза исследования: внедрение педагогических технологий в образовательный процесс положительно влияет на процесс усвоения учебного материала младшими школьниками, мотивирует их и способствует разностороннему развитию личности обучающегося.
Методы исследования: анализ и обобщение источников, соответствующих теме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов исследования в рамках преподавания педагогики для студентов вузов педагогического направления.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. Педагогические технологии: теоретический аспект
1.1.Понятие педагогических технологий
Зародившись более трех десятилетий назад в США, термин «педагогическая технология» быстро вошел в лексикон всех развитых стран. В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология», или «технология обучения», первоначально соотносилось с идеей технизации учебного процесса, сторонники которой видели в качестве основного способа повышения эффективности учебного процесса широкое использование технических средств обучения. Такая трактовка сохранялась вплоть до 70-х гг. прошлого столетия. В 70-е гг. в педагогике достаточно сформировалась идея полной управляемости учебного процесса, приведшая вскоре к следующей установке в педагогической практике: решение дидактических проблем возможно через управление учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению [8, с. 134].
Соответственно, во многих международных изданиях появляется новая интерпретация сущности педагогической технологии: педагогическая технология - это не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Агафонова В. А. Современные образовательные технологии в начальной школе //Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. – 2016. – №. 5. – С. 162-165.
2.Александров Г. Н. и др. Педагогические системы, педагогические процессы и педагогические технологии в современном педагогическом знании //Образовательные технологии и общество. – 2020. – Т. 3. – №. 2. – С. 134-149.
3.Андюхов Б. Кейс-технология - инструмент формирования компе-тентностей / Б. Андюхова // Директор школы. - 2020. - № 4. - С. 61-65
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологи / В.П. Беспалько. - Москва: Педагогика, 1990. - 184 с.
5.Болмосова, Е. В. Педагогический потенциал игровых технологий в формировании профессиональных компетенций будущего юриста / Е. В. Болмосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (188). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/188/47716/ (дата обращения: 06.05.2024).
6.Гладков А. В., Ваганова О. И., Прохорова М. П. Современные педагогические технологии как средство повышения учебной мотивации //Балтийский гуманитарный журнал. – 2019. – Т. 8. – №. 1 (26). – С. 274-276.
7.Головашкина Л. Сдвоенный урок как обмен житейским опытом / Л. Го-ловашкина // Педагогическая техника. - 2019. - № 1. - С. 29-30.
8.Дичкивская И.М. Инновационные педагогические технологии: учебник / И.М. Дичкивская. - 2-е изд. - Киев: Академвидав, 2012. - 352 с.
9.Долян Е.И. Развитие творческого потенциала средствами проектной деятельности // Начальная школа. 2018. № 12. С. 44-48.
10.Жиздюк М.Б. История возникновения метода проектов. URL: https://infourok.ru/istoriya-vozni-knoveniya-metoda-proektov-1280584.html (дата обращения: 07.05.2024).
11. Иванова Н.В. Анализ основных проблем организации проектной деятельности младших школьников // Начальная школа. 2019. № 7. С. 101-105.
12.Каширина Н. В., Корепанова Е. В., Щугорева Н. В. Внедрение инновационных педагогических технологий в практику образовательной деятельности //Наука и образование. – 2020. – Т. 3. – №. 4.
13.Колосова О. Ю. Использование социально-педагогических технологий в духовно-нравственном воспитании и развитии личности //Фундаментальные исследования. – 2011. – №. 8-1. – С. 32-35.
14.Магомеддибирова З. А. Роль современных образовательных технологий в развитии творческого потенциала младших школьников //Составители. – 2021. – С. 358.
15.Мусаева Н. Н. Роль педагогических технологий в развитии современного образования //Academic research in educational sciences. – 2021. – Т. 2. – №. NUU Conference 1. – С. 241-243.
16.Негматова Н. Роль современных педагогических технологий в системе образования //Инновационные исследования в современном мире: теория и практика. – 2022. – Т. 1. – №. 18. – С. 124-127.
17.Образовательные технологии: учеб. посибн. / А.Н. Пехота, А.З. Киктенко, А.Н. Любарская и др .; Под общ. ред. А.Н. Пехоты. - Киев: А.С.К., 2021. - 256 с.
18.Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. В.С. Кукушин. - Серия «Педагогическое образование». - Ростов на Дону: изд. центр «Март», 2020. - 320 с.
19.Первова Г.М., Гутарин М.М. Метод проектов в современной начальной школе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24, № 183. С. 148-155. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-183-148-155
20.Первова Г.М., Сухова Ю.В., Борисова М.В. Реализация педагогического проекта по краеведению в начальных классах // Воспитание школьников. 2019. № 2. С. 1-12.
21.Подготовка будущего учителя к внедрению педагогических технологий / под ред. И. Зязюн, А. Пехоты. - Киев: Изд-во А.С.К., 2020. - 240 с.
22.Раудина Е. Н. Использование здоровьесберегающих технологий как средства развития личности и повышения мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы //Концепт. – 2020. – №. 2. – С. 81-85.
23.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / К. Селевко. - Москва: Народное образование, 1998. - 256 с.
24.Скандарова Н.Б. Метод проектов на уроках технологии (трудового обучения) в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. 2005. № 4. С. 48-51.
25.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: [в 2-х т.] / К.Д Ушинский. - Киев: Радянська школа, 1983. -Т. 1. - 488 с.
26.Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе / Л.И. Ягодко // Начальная школа плюс до и после. - 2019. -№ 1. - С. 36-38.