Фрагмент для ознакомления
2
Современный танец сформировался на основе американского и европейского танца "модерн" и "постмодернизм", который включает танцевальные техники XX-XXI веков.
Современный танец - это обширное понятие. Каждый человек своего времени может назвать танец своего времени «современным». Современный танец – «это нечто, свободное от общепринятых законов сцены и хореографии» [3, с. 112]. Многие танцевальные стили не могут полностью передать все эмоции, чувства, переживания и все многообразие танца – изогнутые линии, спирали, хаос на сцене.
Если в «классическом танце все основано на возвращении эмоций с помощью преувеличенных движений, которые не являются естественными в обычной жизни». Танец основан на четких движениях и линиях, которые нельзя менять, иначе он перестанет быть «классическим». В современном танце все наоборот. Танец может быть хаотичным, непредсказуемым и выразительным.
Термин «современный танцор» основан на сочетании двух искусств: хореографии и актерского мастерства. Цель современного танца - “выразить настроение и чувства человека” [16].
Танцоры, пришедшие в модерн из других стилей, часто замечают, что здесь нет четких правил и границ. Главное, что нужно понять в современном танце, - это ваше тело и ваше пространство вокруг вас, уметь естественно передавать свои движения и мимику. Две американские танцовщицы, Айседора Дункан и Луи Фуллер, стали основателями Школы современного танца, а точнее, современного танца. Дункан разработал свободный стиль, в котором можно использовать быстрые и выразительные движения. Фуллер также начал использовать танцевальное освещение и костюмы для создания фантастических эффектов на сцене” [16].
В любом случае главная задача современного танца - научить артиста понимать, слышать и учиться полностью управлять своим телом, чтобы зритель мог без единого слова понять всю историю, которую танцор прожил на сцене.
Танцевальное воспитание детей представляет собой захватывающую и перспективную область, которая привлекает внимание как родителей, так и общества в целом. Обучение хореографии в раннем и дошкольном возрасте обладает своей спецификой и требует от преподавателя хореографии постановки перед собой многообразных задач. В частности, преподаватель должен:
1. Способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребенка, помогая ему раскрыть свой внутренний мир и чувства.
2. Выявлять у детей склонности и способности к танцу, а также предоставлять им базовую хореографическую подготовку.
3. Развивать творческие способности ребенка, позволяя ему проявлять свою индивидуальность и оригинальность в танце.
4. Оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата, формировать правильную осанку, развивать гибкость и координацию движений.
5. Гармонично развивать танцевальные и музыкальные способности, сочетая их в единое целое.
6. Предоставлять представление о танцевальном образе, помогая ребенку понять и почувствовать его.
7. Развивать выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений, придавая им глубину и смысл.
8. Прививать интерес к занятиям танцами и любовь к этому виду искусства.
9. Воспитывать умение работать в коллективе, развивая навыки взаимодействия и сотрудничества.
10. Развивать психолого-познавательные процессы, такие как память, внимание, мышление и воображение.
11. Воспитывать культуру поведения и общения, формируя у ребенка навыки ведения себя в обществе.
12. Организовывать здоровый и содержательный досуг, предоставляя ребенку возможность заниматься любимым делом в свободное время.
Реализация этих задач невозможна без использования дидактических принципов:
- принцип научности;
- формирование системы знаний, умения анализировать учебный материал, понимания и использования у детей принятых хореографических терминов;
- принцип системности, постепенности и последовательности - знания и умения неразрывно связаны и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается на трех уровнях: уровне рефлексии, понимания и усвоения.
На первом уровне ученик «должен иметь общее представление, на втором уровне он должен овладеть основами, а на третьем уровне - практическими навыками, полученными в результате практики и обучения», и принцип доступности должен отражать принципы непрерывности, постепенного обучения и последовательности. То есть сначала нужно выявить имеющиеся знания, умения и навыки, и только потом постепенно давать необходимый материал [40, с. 79].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Буров А. И. Эстетическое сознание и процесс его формирования // М.: Искусство, 1981. – 205 с.
2. Ваганова А. Я. Основы классического танца // Ленинград: ГИХЛ, 1934. – 158 с.
3. Васенина Е.В. «Российский современный танец. Диалоги», 2004. - 173 с
4. Васильева Е.Д. Танец. – М.: «Искусство», 1968. – с..7
5. Венгер Л. А. Педагогика способностей // М.: Знание, 1973. – 96 с.
6. Вильчковский Э. С. Психолого-педагогические основы системы физического воспитания дошкольников // Киев, 1990. – 319-364 с.
7. Волков Б. С. Дошкольная психология: психологическое развитие от рождения до школы: учеб. пособие для вузов / 5-е, перераб. и доп. // М.: Академ. проект,2007. – 286 с.
8. Выготский Л. С. Мышление и речь: психол. исслед. // М.: ЛАБИРИНТ, 1996. – 414 с.
9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте // СПб: Союз, 1997. – 96 с.
10. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии // СПб: Союз, 1997. – 224 с.
11. Выготский Л. С. Психология искусства: анализ эстетической реакции / 5-е изд. // М.: ЛАБИРИНТ, 2004. – 413 с.
12. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания для детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений // М.: Академия, 2005. – 320 с.
13. Годовский В. М. Взаимосвязь художественного и педагогического воздействия в детском хореографическом коллективе: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.05 / Годовский В. М. // Ленинград, 1990. – 21 с.
14. Горшкова Е. В. От жеста к танцу: пособие для муз. рук. ДОУ // М.: ГНОМ и Д, 2003. – 78 с.
15. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения // М.: Интор, 1996. – 542 с.
16. Далькроз Ж. Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства: шесть лекций / 2-е изд. // М.: Изд-во журн. «Театр и искусство», 1992. – 120 с.
17. Драговоз Л.А. Педагогические условия обучения старших дошкольников двигательным действиям: дис. канд. пед. наук / Драговоз Лидия Анатольевна // Челябинск, 2003. – 172 с.
18. Дункан А. «Моя жизнь», 1990. – 101 с.
19. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества // М.: Моск. психолого-пед. ин-т, 2001. – 194 с.
20. Есаулов И. Г. Хореодраматургия (искусство балетмейстера) // Ижевск: Удмуртский ун-т, 2000. – 320 с.
21. Зимняя И. А. Педагогическая психология // М.: Академия, 1997. – 280с.
22. Как организовать коллектив дошкольников / М. Хондз, Т. Сисидо, М.
23. Исикава и др.; пер. с яп. Н. С. Макаровой. // М.: Педагогика, 1991. – 147 с.
24. Коловарский Т. Б. Ориентация на отбор одаренных детей для профессионального обучения хореографии: автореф. дис. Канд. искусствоведения / Т. Б. Коловарский // Москва, 1974. – 73 с.
25. Колодницкий Т. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: учеб. - метод. пособие для педагогов // М.: Гном-прес. 2000. – 64 с.
26. Коменский Я. А. Педагогическое наследие // М.: Педагогика, 1989. – 504 с.
27. Конвенция о правах ребенка // М.: Инфра-М, 2001. – 77 с.
28. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование
29. России в документах и материалах. // Москва, 2001. – 226- 250 с.
30. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: метод. пособие // Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 282 с.
31. Кригер Е. Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис.канд. пед. наук/ Е. Э. Кригер // Барнаул, 2000. – 45 с.
32. Мануйлов Б. Б. Развитие нравственных и эстетических ценностей личности ребенка в процессе хореографического творчества: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.05 / Мануйлов Б. Б. // Москва, 2001. – 21 с.
33. Мартыненко Е.В. Педагогические условия формирования хореографических умений детей 5-6 летнего возраста в дошкольных учреждениях: дис.канд. пед. наук / Мартыненко Елена Владимировна. // Бердянск, 2005. – 240 с.
34. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка // М: Монтессори-центр, 1993. – 168 с.
35. Неменский Б. М. Педагогика искусства // М.: Просвещение, 2007. – 255с.
36. Немов Р.С. Психология образования. 2-е издание. // М.: Просвещение, 1995. – 296 с.
37. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет // М.: Педагогика, 1992. – 160 с.
38. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Метод. рекомендации. // М.: АРКТИ, 2002. – 74 с.
39. Пономарев С. А. Растите малышей здоровыми: Физ. воспитание детей. / Издание 2-ое. // Москва, 1992. – 45, 46 с.
40. Савинкова О.В. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искуссства «Хореографическое творчество», 2017. – 98 с.
41. Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации», 2020.