Фрагмент для ознакомления
2
Мультимодальность художественного произведения — это способность произведения искусства использовать несколько различных искусственных средств, таких как звук, видео, текст и т. д., для передачи своего контента. Это позволяет создателям художественных произведений смешивать разные типы искусства для усиления их воздействия на зрителей или слушателей. В том случае, когда сочетать вышеперечисленные воздействия не удается, однако существуют ссылки на информацию из другого источника, речь может идти о мультимодальности в виде интертекстуальности как в случае романа Марка Хэддона "Загадочное ночное убийство собаки". Даже само название романа в английской версии (The Curious Incident of the Dog in the Night-Time) является отсылкой к рассказу Артура Конан Дойля «Серебряный», в котором Шерлок Холмс разгадывает убийство, обратив внимание на странное поведение собаки в ночь преступления .
Однако уникальность данного произведения заключается в том, что "The Curious Incident of the Dog in the Night-Time" включает в себя несколько способов коммуникации. Сюда входит не только традиционный письменный текст, но также иллюстрации, диаграммы и математические уравнения, которые помогают передать уникальную точку зрения и мыслительный процесс главного героя. Кроме того, роман построен нелинейно: главы пронумерованы простыми числами, что добавляет повествованию еще один уровень сложности. Все эти элементы вместе создают богатый и захватывающий опыт чтения, задействующий множество чувств и способов понимания.
Таким образом произведение Марка Хэддона "Загадочное ночное убийство собаки" является привлекательным с точки зрения исследования, а следовательно работа, цель которой – анализ романа Марка Хэддона "Загадочное ночное убийство собаки" как мультимодальное произведение, является актуальным.
Для достижения поставленной цели в исследовании сформулированы следующие задачи:
- определить художественный текст и его специфику;
- охарактеризовать мультимодальность;
- привести данные по роману Марка Хэддона "Загадочное ночное убийство собаки";
- провести анализ произведения с точки зрения мультимодальности.
Объектом исследования является мультимодальность, а предметом -произведение Марка Хэддона "Загадочное ночное убийство собаки.
Материалами исследования послужили работы по интертекстуальности и тексту И. В. Арнольд , А. А. Кибрик , Ю. В. Сергеевой и др.
Источником исследования послужил рассказ Марка Хэддона “The Curious Incident of the Dog in the Night-Time”
Новизна исследования связана с тем, что произведение Марка Хэддона «Загадочное ночное убийство собаки» с точки зрения мультимодальности еще не рассматривалось.
Методами исследования послучили методв наблюдения и анализа.
Теоретическая и практическая значимость исследвания заключается в возможности применения полученных результатов в теории и практике мультимодальных
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Особенности текста художественного произведения с мультимодальностью
1.1. Художественный текст и его специфика
Изучая вопрос мультимодальности литературного произведения, мы анализируем, прежде всего, художественный текст, в связи с чем, рассмотрим особенности художественного текста литературного произведения подробнее.
Художественный текст имеет лингвокультурологическую природу.
Существует ряд классификаций, по которым тексты могут быть разных типов. Как отмечает Н.С. Валгина, это может быть: текст-рассуждение, текст-повествование, текст-описание . Также, тексты могут быть художественными и нехудожественными и если нехудожественный текст отличается объективностью фактов и явлений, то художественному тексту присущи образность, субъективность и эмоциональность .
Художественный текст наполнен средствами выразительности, которые придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию .
Существует ряд средств выразительности, которые помогают в понимании текста. Это: лексические, синтаксические и фонетические, активно применяемые в художественном тексте для отражения культурных реалий определённой эпохи.
Лингвокультурологические особенности художественного текста позволяет отразить герменевтика и семиотика, которые дают возможность работать со смыслами текста и экстралингвистическими факторами. Такая форма работы создаёт условия для осознания текста как носителя и выразителя национальной и общечеловеческой культуры .
Понятие художественного текста включает в себя всю совокупность средств, которые использует автор для воспроизведения жизненных явлений для того, чтобы:
- выразить свои мысли и взгляды;
- убедить читателей;
- вызвать в нем ответные чувства.
В него входят средства, которые приобретают особую остроту в переводческом аспекте, а именно: многозначность слова; омонимы; синонимы; антонимы; архаизмы; историзмы; неологизмы; иноязычная лексика; диалектизмы; терминология; профессиональная лексика; идиомы; крылатые слова.
Кроме того, художественный текст может принадлежать к различным жанрам . Жанры в художественной литературе классифицируются по разным классификационным признакам: по родам, по форме, по содержанию и т. д.
Одной из классификаций жанров художественных текстов, или, как иначе можно сказать, жанров литературы, является классификация, представленная на рис.1.
Также надо отметить, что лексика любого языка образует систему в силу того, что каждое слово и соответственно каждое понятие занимают в ней определенное место, очерченное отношениями к другим словам и понятиям .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Загадочное ночное убийство собаки [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B8
2. Арнольд И. В. Проблемы диалогизма, интертекстуальности и герменевтики. СПб., 1997. С. 55.
3. Валгина, Н.С. Теория текста. - М.: Логос, 2004.
4. Основные характеристики диалогического текста/О. И. Реунова, О.Л. Зайцева, А.Р. Алимурадов, О.А. Алимурадов//Очерки по лингвистике текста. Коллективная монография. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. -С. 188-251.
5. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования/И. Р. Гальперин. -М.: Наука, 1981.-140 с.
6. Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д. Комплексный анализ текста на уроке русского языка: VIII-XI кл.: при изучении синтаксиса по учеб. комплексу для VI-XI кл. // Русская словесность. 1997.
7. Валуйская, О.Р. Глубина текста как лингвистическая категория (на материале английского языка): автор. Дис.. канд. филол. наук: 10.02.04
8. Диалектика текста: В 2т. Т. 2/А.В. Зеленщиков, О.В. Омельянова и др. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2003. -229с
9. Найда Ю. Наука перевода // Вопросы языкознания. – 1970. – № 4. – С. 3–14.
10. Основные характеристики диалогического текста/О. И. Реунова, О.Л. Зайцева, А.Р. Алимурадов, О.А. Алимурадов//Очерки по лингвистике текста. Коллективная монография. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. -С. 188-251.
11. Кибрик А.А. Мультимодальная лингвистика // Когнитивные исследования: сб. научных трудов. /отв. ред. А.А.Кибрик, Т.В.Черниговская, А.В.Дубасова. М.: Институт психологии РАН, 2010. С. 135–152.
12. Чернявская В.Е. Лингвистика текста. Поликодовость. Интертекстуальность. Интердискурсивность: учебное пособие. М.: УРСС, 2009. 203 с
13. POETRY FOUNDATION [Электронный ресурс] https://www.poetryfoundation.org/poets/mark-haddon-64d3f81d17e09
14. Haddon M. The Curious Incident of the Dog in the Night-Time [Электронный ресурс] https://books-library.net/files/books-library.online-12271824Ru7W9.pdf
15. Summary & Analysis fro The Curious Incident of the Dog in the Night-Time [Электронный ресурс] https://www.litcharts.com/lit/the-curious-incident-of-the-dog-in-the-night-time/chapter-43