Фрагмент для ознакомления
2
Инициатива данного исследования основывается на критическом анализе того, как ученики начальной школы взаимодействуют с внетекстовыми материалами во время занятий литературным чтением; это исследование позволяет выяснить эффективность дополнительных ресурсов, таких как иллюстрации, фотографии и видео, для улучшения образовательной среды. Актуальность данного исследования, признанного актуальным научным запросом, обусловлена растущим педагогическим сдвигом в сторону интеграции мультимодальных ресурсов для содействия глубокому пониманию литературы учащимися младшего возраста; такой подход не только повышает вовлеченность, но и катализирует когнитивные и интерпретационные способности учащихся.
Центральным проблемным полем исследования является интеграция внетекстовых материалов в рамках литературного образования – области, где традиционная педагогика преимущественно отдает предпочтение прямому взаимодействию с текстом. Сопоставление традиционного текстового анализа с динамичными внетекстовыми элементами вводит сложный пласт когнитивных взаимодействий (характеризующихся синтезом и оценкой разнообразных информационных источников), которые играют ключевую роль в формировании интерпретационных и аналитических компетенций учащихся начальной школы.
Следовательно, научная проблема заключается в том, чтобы эмпирически установить, в какой степени эти внетекстовые материалы могут быть стратегически использованы не только для дополнения текстовых повествований, но и для улучшения педагогических результатов путем обогащения литературного опыта учащихся. Это требует методологического исследования возрастных траекторий когнитивного и эмоционального развития; кроме того, необходимо изучить, как эти траектории влияют на способность учащихся работать с текстовыми и внетекстовыми материалами и интерпретировать их. В исследовании предпринята попытка сформулировать методические рекомендации, основанные на тонком понимании этих особенностей развития, и тем самым предложить действенные идеи, которые могли бы систематически повышать эффективность образовательной практики на стыке литературы и дополнительных учебных материалов.
Объектом данного исследования являются образовательные взаимодействия, сосредоточенные вокруг внетекстовых материалов на уроках литературного чтения в начальной школе; такие материалы, включающие иллюстрации, фотографии и мультимедиа, служат когнитивными стимуляторами, способствующими пониманию и вовлечению в литературный процесс. Однако предмет исследования углубляется, фокусируясь на когнитивных и интерпретационных процессах, которые происходят с маленькими учениками, когда они усваивают и осмысливают как текстовое, так и вспомогательное содержание, раскрывая тем самым механизмы, с помощью которых эти материалы влияют на результаты обучения.
Цель данного исследования – эмпирически оценить и усовершенствовать педагогические подходы к литературному чтению, а также методическую интеграцию внетекстовых материалов в начальном образовании. Для этого было определено несколько задач: во-первых, изучить возрастное восприятие и интерпретационное воздействие внетекстовых материалов на учащихся; во-вторых, проанализировать эффективность различных учебных стратегий, использующих эти материалы; в-третьих, разработать и эмпирически проверить набор методических рекомендаций, направленных на оптимизацию использования этих ресурсов в образовании; и, наконец, предложить систему, которую можно систематически применять в образовательных учреждениях для развития литературно-аналитических навыков учащихся начальной школы.
Используя методологическую строгость, включающую как ретроспективный анализ педагогических данных, так и перспективные образовательные вмешательства, данное исследование сопоставит исторические образовательные результаты с вновь полученными данными, что позволит провести сравнительный анализ, выходящий за рамки простых наблюдений и позволяющий проникнуть в сферу причинно-следственной образовательной динамики. Этот сложный временной нарратив, сформулированный на основе синтеза прошлых эмпирических результатов и современных методологических инноваций, подчеркивает многомерный характер данного исследования, обещающего не только дополнить академический дискурс, но и предложить прагматические решения, которые могут быть немедленно применены в образовательной практике.
Научная новизна исследования заключается в его методологическом подходе, который систематически объединяет утилитарные аспекты внетекстовых материалов с внутренними когнитивными процессами учащихся начальной школы во время занятий литературным чтением; таким образом, исследование открывает новую траекторию изучения симбиотической связи между мультимедийными элементами и пониманием литературного текста – относительно малоизученного вопроса в области психологии образования. Пионерская эмпирическая методология, объединяющая количественные оценки с качественными наблюдениями, в этом исследовании стремится раскрыть нюансы влияния этих материалов на развитие навыков интерпретации и критического мышления у молодых учеников, что до сих пор было малоизученной областью в педагогических исследованиях.
Полагая, что стратегическое использование внетекстовых материалов – в соответствии с когнитивными и развивающими этапами детей младшего школьного возраста – значительно повышает их литературные аналитические способности, гипотеза данного исследования предполагает прямую зависимость между сложностью и уместностью этих материалов и развитием навыков интерпретации и критического мышления. Эта гипотеза выступает за смену педагогической парадигмы, поощряя более интегративный и мультимодальный подход к литературному образованию, который выходит за рамки традиционных методологий, ориентированных на текст. Следовательно, данное исследование не только бросает вызов, но и расширяет текущий академический дискурс, представляя гибридную образовательную модель, потенциально создавая прецедент для будущих исследований, которые будут изучаться и совершенствоваться дальше.
Данное исследование опирается на методологическую основу, подкрепленную разнообразными научными материалами, которые в совокупности освещают многогранную природу интеграции внетекстовых материалов в начальное литературное образование. Центральное место в этом исследовании занимает интеграция теоретических основ и эмпирических стратегий, взятых из устоявшихся образовательных методологий и современных педагогических инноваций.
В основном тезисе утверждается, что внетекстовые материалы при умелом использовании существенно повышают когнитивные и интерпретационные навыки учащихся начальной школы. Критическим фоном для выдвижения этой гипотезы служит осмысление Т. В. Рыжковой теоретических основ начального литературного образования; ее комплексный анализ в работе «Теоретические основы и технологии начального литературного образования» служит ключевым ориентиром для понимания педагогической динамики (Рыжкова, 2007).
Более того, прозрения А. Г. Асмолова о формировании универсальных учебных действий (Асмолов, 2011) говорят о том, что структурированное использование внетекстовых материалов может стимулировать переход от действия к мысли, способствуя более глубокому восприятию литературного содержания. Эффективность таких материалов, исследованная М. В. Бабкиной и Е. А. Барановой, в частности, через инновационное использование буктрейлеров, является примером практического применения, повышающего познавательную активность учащихся на уроках литературы (Babkina & Baranova, 2016).
Методический подход обогащается работами Е. В. Бунеевой и О. В. Чиндиловой, которые подробно описывают приемы работы с текстом, соответствующие этапам когнитивного развития младших школьников, обеспечивая тем самым соответствие вида читательской деятельности возрастным и образовательным особенностям (Бунеева и Чиндилова, 2008). Использование приемов развития критического мышления, сформулированных С. И. Заир-Беком и И. В. Муштавинской, обеспечивает методический инструментарий, необходимый для разработки заданий, направленных на развитие и совершенствование аналитических способностей учащихся (Заир-Бек и Муштавинская, 2011).
Каждая ссылка и теоретическая модель, выбранная для данного исследования, взаимосвязаны и образуют целостную методологическую базу, направленную не только на оценку, но и на совершенствование педагогических стратегий, используемых в образовательном секторе. Такое согласование теории с эмпирическими исследованиями обеспечивает надежную основу для оценки влияния внетекстовых материалов на понимание литературы и навыки критического мышления учащихся начальной школы. Так, исследование тщательно построено, чтобы ориентироваться в сложностях образовательных инноваций, обеспечивая систематическое изучение того, как эти инструменты могут быть оптимизированы, чтобы способствовать более богатому и увлекательному литературному образованию.
Множество методологий, как теоретических, так и эмпирических, подчеркивает данное исследование, основной целью которого является расшифровка эффективности внетекстовых материалов в повышении уровня понимания литературы учащимися начальной школы. В основном теоретические основы проистекают из подробного синтеза педагогических теорий, выступающих за мультимодальную среду обучения, которая, в случае эффективного внедрения, может потенциально революционизировать традиционные парадигмы литературного образования.
Начиная с эмпирических методов, будет использовано сочетание качественных и количественных методик: первые – посредством наблюдений и структурированных интервью с педагогами, а вторые – посредством статистического анализа данных об успеваемости учащихся до и после вмешательства. Если эти методы будут выполнены с высокой точностью, можно ожидать повышения способности студентов к интерпретации и взаимодействию с литературными текстами, что будет подтверждено заметным улучшением их аналитических ответов.
Фрагмент для ознакомления
3
Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2011.
Бабкина М. В., Баранова Е. А. Формирование познавательных, регулятивных коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Создание и использование буктрейлера на уроках литературного чтения // Молодой ученый. 2016. № 5-6 (109). С. 7-9.
Банина Т. В. Буктрейлер: смотреть нельзя читать // Образование: ребенок и ученик. 2015. № 2.
Буктрейлер как форма развития читательской компетентности обучающихся: программа повышения квалификации ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». – М.: МПГУ, 2017. 14 с.
Бунеева Е.В., Чиндилова О. В. Технология работы с текстом в начальной школе и в 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) // Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008.
Вахрушев А. А., Раутиан А. С. Требования к современным учебникам // Начальная школа плюс до и после. – М., 2004. № 3.
Волкова Н. В. Буктрейлер как «визуальное эссе» в контексте формирования читательского интереса // Культура. Духовность. Общество. 2015. № 16. С. 209-213.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить школьников работать с учебником. – М.: Знание, 1987.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Когда книга учит. – М.: Педагогика, 1991.
Доблаев Л. П. Анализ и понимание текста: Методическое пособие. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Зуев Д. Д. Школьный учебник. – М.: Просвещение, 1976.
Ковалёва Г. С., Красновский Э. А. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000. – М.: Логос, 2004.
Козина Е. Ф., Степанян Е. Н. Методика преподавания естествознания. – М.: Академия, 2004.
Колодина Н. А. Использование ИКТ на уроках литературы... // Образование. Наука. Карьера: сборник тезисов региональной научно-практической конференции проектных и исследовательских работ. – М.: Перо, 2016. С. 89-91.
Кудряшова В. А. Обучение реферативному чтению на уроках русского языка. КД. – М., 1994.
Леонтьев А. А. Психолого-дидактические основы школьных учебников нового поколения // «Школа 2100» как образовательная система: сборник материалов. Вып. 8. – М.: Баласс, 2005.
Московский Л. В. Теоретические основы выбора оптимального метода обучения. – СПб, 1999.
Мохунь О. А. Буктрейлер как инновационное средство повышения интереса к чтению у школьников // Обучение русскому языку и литературе: формы, методы, инновации: сборник материалов III Всероссийской научно-методической конференции (г. Саратов, 4 декабря 2015 г.). – Саратов, 2016. С. 76-80.
Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М.: Русский язык, 1989.
Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. – М.: Просвещение, 2000.
Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Педагогика, 1980.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011.
Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя. – http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf.
Рыжкова Т. В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 416 с. ISBN 978-5-7695-3971-8.
Сафарян Р. Д. Русская словесность в преподавании иноязычным учащимся. – М.: Изд-во РУДН, 2002.
Система учебников «Алгоритм успеха». Основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М.: Баласс, 2011. 40 с.
Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Педагогика текста» (г. Санкт-Петербург, 21 октября 2016 г.) / под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. – СПб.: Лема, 2016. 118 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М., 2011.
Фисенко Т. И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5-11 классах. – http://www.kreativ-didaktika.ru/.
Щербинина Ю. В. Смотреть нельзя читать. Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2012/3/s8.html (дата обращения: 13.12.2018).