Фрагмент для ознакомления
2
По итогам 100 дней своего президентства Джозеф Байден принял историческое для США решение признать резню и депортацию армянского населения в Османской империи в 1915 году геноцидом. Скорее всего, решение президента Байдена продиктовано не только моральными соображениями - оно может повлиять на ситуацию в Турции и даже на подготовку к новым президентским выборам в самих штатах, полагает американский политолог Максим Сучков.
Как и ожидалось, решение Байдена вызвало радость у сторонников демократов, скептицизм у критиков («Готов ли теперь Байден признать геноцид индейцев?») и возмутило Анкару. Министр иностранных дел Турции Мевлет Чавушоглу назвал это «основанным на чистом популизме».
Для армян всего мира это решение американского президента является долгожданным торжеством исторической справедливости. Кроме того, это важный психологический мотиватор для населения и страны, которая недавно, осенью 2020 года, испытала горечь военного поражения Азербайджана, а Турция активно помогала Баку. Сегодня армяне так же благодарны Байдену, как израильтяне Трампу за перенос посольства США в Иерусалим.
Однако для глобальной политики решение Байдена выглядит лишь символическим. США не были первыми, кто признал геноцид как факт, и само это признание не несет для Турции никаких юридических последствий. Отношения Вашингтона с Анкарой действительно на какое-то время станут «более плохими», как обещают турецкие политики, но серьезных осложнений ожидать вряд ли стоит. В последние годы эти отношения уже ухудшились, но, несмотря на гневную риторику, у Турции не так много вариантов серьезно ответить США. Разве что курды, союзники американцев, еще раз поймут: за несколько часов до заявления Байдена турецкий спецназ при поддержке авиации проводил наземную операцию на севере Ирака якобы против сил Рабочей партии Курдистана.
Объект исследования- политика Армении и США
Предмет исследования – политика США и Республики Армения в период президентства Д. Байдена
Цель исследования- изучить политику США и Республики Армения в период президентства Д. Байдена
Задачи исследования:
- изучить историю взаимоотношений Республики Армения и США
- раскрыть политику США в отношении Армении
- особенности сближения Армении и США
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ И США
История взаимоотношений Республики Армения и США
Говоря о коротком периоде межгосударственных отношений, мы не можем забыть о более длительных и глубоких связях между американским и армянским народами.
Анализируя процесс становления и развития американского государства, многие известные историки также изучали роль армянского фактора. Профессор Сэмюэл Морисон в своей работе «Строители колонии Персидского залива» упоминает среди первых поселенцев ряд армянских семей из Франции и Великобритании. Тщательное изучение американской истории показывает, что армянское наследие формировалось в Америке не с 1915 года, а с 1630 года.
Первое наследство
Первые поселенцы армянского происхождения способствовали развитию торговли и активно занимались сельским хозяйством. Джек Садуриан и Стефан Тарриен, приехавшие в Америку из Лондона, заложили основу сельскохозяйственного предпринимательства в Южной Каролине.
Анализ ограниченных источников показывает, что представители семей Садуриан (в меньшей степени) и Тарриенов (в большей степени) сыграли важную роль в процессе становления банковской системы в первых тринадцати штатах, провозгласивших свою независимость. К сожалению, многие документы о деятельности армян в колониальный и постколониальный период находятся в архивах различных университетов и остаются неизученными.
Очень мало известно о влиятельном клане Карабедиев в Константинополе, члены которого имели тесные связи с президентами Авраамом Линкольном и Улиссом Грантом.
Несколько лучше изучены процессы, происходившие между 1915 и 1923 годами. Однако важно понимать, что формирование армянской повестки в Америке происходило при непосредственном участии «старой» армяно-протестантской элиты, представленной потомками первых поселенцев. Без финансовой и политической поддержки этой давно ассимилированной элиты Ваан Кардашян, ведущий лоббист государственных и национальных интересов Армении, вряд ли смог бы создать Американский комитет независимости. [1]
В ряды этого комитета входили вице-президент США, губернаторы, сенаторы и представители аристократических кругов. Сегодня многие из наиболее важных событий раннего периода становления американо-армянских отношений не изучены и не проанализированы.
Например, остается без ответа вопрос, какое влияние оказали на процесс принятия решений по армянскому вопросу отношения армянских капиталистов Гюльбенкяна и Манташева с Рокфеллером, Вандербильтом и Морганом — главными американскими финансовыми и промышленными элитами того времени.
После открытия османской империи официальный вашингтон считал Армению главным стратегическим партнером региона. В центре внимания оказались армяне по ряду политических, экономических, культурных и цивилизационных причин. Америка, переживая эпоху нефтяного бума, стремилась проникнуть на новые рынки сырья.
Для американских монополистов было чрезвычайно важно иметь доступ к источникам в Мосуле. Однако для доступа к ближневосточной нефти было важно преодолеть политическую монополию Великобритании и Франции в регионе. В сложной геополитической конфигурации, где тон задавала Великобритания, Вашингтон рассматривал христианскую Армению как потенциального союзника и лидера своих интересов. Неудивительно, что именно США первыми признали независимость Первой Республики Армения, взяли на себя мандат по определению физических границ страны и постоянно лоббируют ее интересы на разных уровнях.
В период с 1915 по 1930 гг. Конгресс учредил более тридцати крупных программ, направленных на оказание гуманитарной, финансовой, моральной и психологической помощи армянскому населению. Примечательно, что значительные средства на эти фонды потратили такие влиятельные американские кланы, как Жирар, Ренсселер, Рокфеллер, Стюарт и Карнеги. Армяне пользовались неофициальными миграционными преференциями, например, при въезде и получении гражданства.
Все эти меры продемонстрировали, прежде всего, политическую волю американцев к установлению долгосрочных многосторонних отношений с армянским народом. Конечно, глобальные политические процессы внесли свои коррективы в эти расчеты. По ряду объективных и субъективных причин Армения рано потеряла независимость и почти столетие провела в составе Советского Союза.
Потерянный выстрел
К концу Второй мировой войны на американской земле действовало более сорока различных армянских общественных организаций религиозного, культурного и просветительского характера. По распространенному среди широкой общественности мнению, именно потомки переживших геноцид армян образовали «классическую диаспору».
Во время холодной войны – противоречия между капитал-демократической и социал-коммунистической идеологиями – Ближний Восток оставался жизненно важным регионом для великих держав.
Включив Турцию в военно-политический блок НАТО, США сделали важный политический выбор, который впоследствии стал главным препятствием на пути углубления диалога с глобальной армянской нацией и армянским государством.[2]
Главным руководящим принципом для американских армян была идея необходимости международного признания геноцида 1915-1923 годов. Однако с самого начала этот проект был обречен на политический провал. За что?
Политизация исторических событий может стать угрозой в отношениях с Турцией, ближневосточным форпостом борьбы с коммунизмом. Многие эксперты не согласны с этой точкой зрения, приводя в пример еврейский Холокост.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айрапетян В.Л. Роль «малых» участников ЕАЭС во внешней торговле Армении// Научный результат. Экономические исследования, 2019. №4.150.
2. Алексеенкова Е.С. Перспективы развития проекта ЕАЭС к 2025 году. / Е.С. Алексеенкова, И.С. Глотова, А.В. Девятков // Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2021. С. 18.
3. Алтунян А.Г. Перспективы интеграции Армении в ЕАЭС / А.Г. Алтунян, Х.Т. Сомонян // Вестник РУДН, 2019. №3. С.98-104. Электрон. версия печат. публ. Доступ из науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка».
4. Арестов О. И. Особенности и противоречия экономической интеграции стран СНГ // Вестник Финансовой академии. 2019.No 2. С. 70-74.
5. Армения надеется с помощью членства в ТС 1ешить свои транспортные проблемы [Электронный ресурс] // Ритм Евразии. – Электрон. дан. - 2019. – URL: https://www.ritmeurasia.org/news--2014-05-14--armenija-nadeetsja-spomoschju-chlenstva-v-ts-reshit-svoi-transportnye-problemy-12739 (дата обращения: 5.01.2020).
6. Варданян Н. Политическое и экономическое значение Армении в ЕАЭС [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы инновационной экономики,2021. № 13. С. 248–252. – Электрон. версия печат. публ. – Доступ из науч. электрон. б-ки „eLIBRARY.RU“
7. Вардомский Л.Б. Экономика Армении: идеи, модели и результаты развития: научный доклад / Вардомский Л.Б., Пылин А.Г., Ильина М.Ю. — М.: Институт экономики РАН, 2022. – 59 с.
8. Давтян В. С. Энергетическая безопасность Армении и геополитические интересы России на Южном Кавказе. Ер., 2022. 152 с.
9. Гапонов А.В. Современное экономическое состояние ЕАЭС: перспективы развития организации // Вестник Российского университета дружбы народов (РУДН), 2021.
10.Григорян К.Г. Вопросы экономической политики Армении в рамках интеграции ЕАЭС [Электронный ресурс] // Финансовые исследования, 2022. №4(53). – Электрон. дан. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-ekonomicheskoy-politiki-armenii-v-ramkah-integratsii-v-eaes/viewer
11. Дживанян Д. А. Армения в ЕАЭС: перспективы постсоветской интеграции // Вестник Российского университета дружбы народов (РУДН), серия Политология,2023. № 3.С. 98-105