Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Современное общество единогласно подходит к решению вопроса о недопустимости любых войн, их проявлений и открытого применения силы, как средств достижения целей национальной политики и решения задач государства.
Цель исследования – анализ современных аспектов деятельности Совета Безопасности ООН.
Для достижения цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть состав и порядок формирования Совета Безопасности ООН;
- отразить поддержание международного мира и безопасности Советом Безопасности ООН;
- проанализировать роль Совета Безопасности ООН в области борьбы с терроризмом.
Объект исследования – Совет Безопасности ООН.
Предмет работы – деятельность Совета Безопасности ООН в современных условиях.
При подготовке работы использовались актуальные международные акты и нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также работы отечественных и зарубежных авторов по данной тематике: Батырь В.А., Зиброва Г.В., Карташкина В.А., Леншина С.И., Сассоли М., Олсон Л.М., Э. Дж. Карсуэлл и других авторов.
Методологической базой работы являются: метод системного анализа, метод изучения документов, описательный метод, метод сравнительного анализа, компаративный метод.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявление особенностей применения сил Совета Безопасности ООН позволит определить существующие проблемы в области защиты гражданского населения при урегулировании международных конфликтов. Практическая значимость выражается в возможности определения путей развития системы ООН в вопросах урегулирования вооруженных конфликтов.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников.
1. Состав и порядок формирования Совета Безопасности
ООН
Миротворчество оказалось одним из наиболее эффективных инструментов, имеющихся в распоряжении ООН для оказания помощи принимающим странам на трудном пути от конфликта к миру.
Миротворчество обладает уникальными преимуществами, включая легитимность, разделение бремени и способность развертывать и поддерживать войска и полицию со всего мира, объединяя их с гражданскими миротворцами для выполнения многоаспектных мандатов.
Миротворцы ООН обеспечивают безопасность и политическую и миротворческую поддержку, чтобы помочь странам сделать трудный, ранний переход от конфликта к миру.
Сегодняшние многоаспектные операции по поддержанию мира призваны не только поддерживать мир и безопасность, но и содействовать политическому процессу, защищать гражданских лиц, содействовать разоружению, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов; поддерживать организацию выборов, защищать и поощрять права человека и содействовать восстановлению верховенства права.
Задачи миротворческих сил – играть роль буферной зоны между противоборствующими сторонами с целью оперативного оказания необходимой помощи гражданскому населению, пострадавшим и недопущения дальнейшей эскалации конфликта. В рамках операции по поддержанию мира, контингент миротворцев не решает задач, присущих воинским соединениям. К тому же миротворческие силы не располагают средствами для выполнения задач вооруженных сил.
Основные принципы, регулирующие миротворческие операции ООН, как правило, определяются в триаде, состоящей из следующих элементов:
1) согласие принимающего государства;
2) беспристрастность;
3) ограниченное применение силы.
Следует отметить, что эти принципы вытекают в первую очередь из практики ООН и доктрины ООН, но в настоящее время они признаны всеми международными организациями. Ученые-международники также согласны с актуальностью этих трех характеристик. Первая теоретизация триады восходит к докладу Хаммаршельда 1958 года о чрезвычайных силах ООН. Впоследствии, начиная с 1958 года, эти три принципа постоянно и последовательно упоминались во всех документах ООН по операциям в пользу мира. Таким образом, эти ключевые элементы постепенно появлялись из практики миротворческих операций в течение последних 60 лет и в настоящее время кристаллизованы в основных документах ООН и военных доктринах.
«Согласие» обычно называют первым ключевым элементом миротворческих операций ООН. Его центральное значение можно понять в свете основных принципов, регулирующих международные отношения и международное право, главным образом суверенного равенства государств и запрета вмешиваться или вмешиваться во внутренние дела, как это закреплено в пункте 7 статьи 2 Устава ООН. Кроме того, право ответственности государств за международно-противоправные деяния имеет отношение к понятию согласия, которое считается обстоятельством, исключающим противоправность в сфере действия ст. 20 проектов статей Комиссии международного права об ответственности государств за международно-противоправные деяния. Это напоминает нам, что действительное согласие государства придает не только легитимность, но и законность действиям, которые в противном случае могут быть приравнены к международно-противоправным деяниям. Поэтому неудивительно, что согласие рассматривается как краеугольный камень хрупкого равновесия миротворческих операций ООН. Хотя может показаться очевидным, что согласие на развертывание миссии ООН должно быть получено от законных правительств после межгосударственного конфликта, этот вопрос менее ясен в гражданских войнах, внутригосударственной борьбе между вооруженными группами и несостоятельными государствами.
На первом этапе, когда миротворческие операции развертывались в основном в качестве сил вмешательства для обеспечения прекращения огня между двумя государствами, законный субъект, выражающий согласие, обычно определялся правительством государства, на территории которого должна была быть развернута операция. Так было, например, с Чрезвычайными силами Организации Объединенных Наций, созданными с согласия Египта и Израиля.
В эпоху после окончания холодной войны сторонами конфликта больше не являются (бывшие воюющие) государства, а, скорее всего, государство и местные вооруженные группы, различные ополченцы, управляемые полевыми командирами в отсутствие законного правительства, государство и соседние с ним страны, финансирующие военизированные группировки для подпитки внутригосударственных конфликтов. В этом изменившемся геополитическом сценарии ООН не всегда было легко определить, чье согласие следует запрашивать для развертывания миссии. В некоторых случаях, на несогласованной основе, ООН добивалась согласия «основных сторон», предназначенных в качестве представителей групп, бывших комбатантов, ныне желающих участвовать в мирном процессе, как в случае операции ООН в Сомали (ЮНОСОМ I) в 1992 году. В других ситуациях ООН предпочитала добиваться согласия соседних стран на широкие мирные рамки, а не вовлекать воюющие группировки, присутствующие на территории, как в случае Лусакского соглашения о прекращении огня 1999 года, подписанного до создания МООНДРК в Демократической Республике Конго. Попытка получить согласие многочисленных воюющих сторон во внутригосударственном конфликте подвергла ООН риску манипуляций со стороны этих субъектов, направленных на связывание мандата в их собственных интересах, как показано, например, на некоторых переговорах по мандату Временных сил ООН в Ливане (ВСООНЛ).
В конечном счете, мы должны иметь в виду, что в соответствии с доктриной ООН принцип согласия не подразумевает сотрудничества - также называемого тактическим согласием - местных субъектов. Однако сотрудничество может существенно повлиять на успех операции, а также повлиять на уровень требуемой силы.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что, учитывая огромные изменения, претерпевшие в природе современных конфликтов, где миротворческие операции ООН развертываются с 1990-х годов, чем шире будет согласие, тем лучше для успеха миссии. Тем не менее, мы не должны забывать, что в соответствии с международным правом согласие принимающего государства является единственным ключевым элементом, который отделяет миротворческие операции от правоприменения. Только когда согласие государства полностью отсутствует, операция является (или становится) операцией по принуждению.
С учетом роли и полномочий Совета Безопасности определен его состав. Совет состоит из 15 членов: пяти постоянных (Китай, Франция, Россия, Великобритания и США) и десяти непостоянных (пять – от государств Африки и Азии, один – от Восточной Европы, два – от государств Латинской Америки и два – от Западной Европы и других государств). Последние избираются Генеральной Ассамблеей сроком на два года и не могут быть немедленно переизбраны. При этом учитывается не только справедливое географическое распределение, но и степень участия государства в поддержании мира и достижении других целей ООН. В настоящее время непостоянными членами Совета Безопасности ООН являются: Босния и Герцеговина, Бразилия, Габон, Германия, Индия, Колумбия, Ливан, Нигерия, Португалия, Южная Африка.
Основное ядро структуры Совета Безопасности образуют постоянные члены. Как видно из перечня постоянных членов Совета Безопасности, авторами Устава ООН было предусмотрено, что в состав постоянных членов должны входить все великие державы, независимо от их принадлежности к той или иной социально-экономической системе.
Фрагмент для ознакомления
3
Женевская конвенция от 12.08.1949 г. «Об обращении с военнопленными». [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/geneva_prisoners.shtml (дата обращения: 10.05.2024).
Устав ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения: 10.05.2024).
Резолюция 377 (v) Генеральной Ассамблеи ООН Единство в пользу мира (Принята 03.11.1950 на 302-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). [Электронный ресурс]. URL: https://www.conventions.ru/int/7558/#:~:text=«Резолюция»%20377%20(v)%20Генеральной%20Ассамблеи,пленарном%20заседании%20Генеральной%20Ассамблеи%20ООН) (дата обращения: 10.05.2024).
Резолюция 1373 (2001) Совета Безопасности ООН от 28 сентября 2001 г. «Об угрозах международному миру и безопасности от террористических актов, принятую Советом Безопасности Организации Объединенных Наций». URL: https://undocs.org/ru/S/RES/1373%282001%29 (дата обращения: 10.05.2024).
BBC News, Japan radioactive drone: Tokyo police arrest man, 25 April 2005. URL: https://www.bbc.com/news/worldasia-32465624 (дата обращения: 10.05.2024).
M, Rühle, ‘Analysis - The nuclear dimensions of jihadist terrorism,’ NATO Review, 1 October 2007. URL: https://www. nato.int/docu/review/articles/2007/10/01/analysis-the-nuclear-dimensions-of-jihadist-terrorism/index.html (дата обращения: 10.05.2024).
Middle East Eye, Tunisia arrests two over coronavirus ‘cough plot’ against police, 17 April 2020. URL: https://www. middleeasteye.net/news/tunisia-arrests-two-over-coronavirus-cough-plot-against-police (дата обращения: 10.05.2024).
United States Federal Bureau of Investigations, Capital District Men Appear in Federal Court on Charges Relating to the Development of a Lethal Radiation Device, 22 January 2014. URL: https://archives.fbi.gov/archives/albany/pressreleases/2014/capital-district-men-appear-in-federal-court-on-charges-relating-to-the-development-of-a-lethalradiation-device (дата обращения: 10.05.2024).
Борьба с терроризмом: Универсальные правовые рамки борьбы с терроризмом // Серия университетских модулей «Образование во имя правосудия» Управления ООН по наркотикам и преступности. 2019. С. 4.
Остроухов Н.В. О кодификации международного права / Н.В. Остроухов, Ю.С. Ромашев // Вестник РУДН, сер.: Юридические науки. – 2020. − № 3. − С. 217-224.
Фархутдинов И. З. Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников / И. З. Фархутдинов // Евразийский юридический журнал. – 2020. – № 7. – С. 59-76.
Горбунов Ю.С. Об определении понятий «террор» и «терроризм» // Журнал российского права. – 2021. – № 2. – С. 31-40.
Дробот Г.А. Международный терроризм как объект изучения // Социально-гуманитарные знания. – 2019. – № 1. – С. 59
Права человека, терроризм и борьба с терроризмом // Права человека: изложение фактов УВК ООН по правам человека. URL: https://www.ohchr.org/Documents/Publications/Factsheet32ru.pdf (дата обращения: 10.05.2024).
Контртеррористическое управление ООН. URL: https://www.un.org/counterterrorism/ru/about (дата обращения: 10.05.2024).
Моджахедов создали мы с Картером: детали тайной подготовки операции «Циклон». URL: https://tvzvezda.ru/news/20191016150-OqTeY.html (дата обращения: 10.05.2024).
Портал поддержки жертв терроризма. URL: https://www.un.org/ victimsofterrorism/ru/un-action (дата обращения: 10.05.2024).
Мельниченко Р. Г. Международное право. Учебное пособие / Р.Г. Мельниченко. - М.: Солон-Пресс, 2020. - 112 с.
Чернявский А. Г. Международное право. Учебник / А.Г. Чернявский. - М.: КноРус, 2020. - 536 с.
Business News, Le cadeau empoisonné des terroristes, 1 March 2019. URL: https://www.businessnews.com.tn/le-cadeauempoisonne-des-terroristes,519,86072,3 (дата обращения: 10.05.2024).