Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования: История человечества, тесно связана с использованием недр. Уже в древней Руси производилась добыча и обработке. В X-XIII вв. на территории древней Руси добывали соль, камень для строительства, минеральные краски, цветные и драгоценные металлы. В XII—XV вв. в центральных областях России добыча железных руд достигала значительного уровня. В глубину веков уходит история изучения и освоения богатств недр Урала и Южной Сибири. Работы государственного уровня по разведке недр, естественно, могли производится только с укреплением Российского государства. Расширение Российского государства на восток (Урал и Сибирь) сопровождалось открытием многочисленных новых месторождений полезных ископаемых, прежде всего благодаря героическим усилиям русских землепроходцев: простых казаков, купцов, промышленников. Важнейшую роль в этом сыграл Сибирский приказ, созданный в 1637 г. и организовавший многочисленные экспедиции в восточные районы страны. В 1700 г. из приказа Большой казны выделяется особый приказ Рудокопных дел, создание которого закрепляется специальным указом Петра I от 24 августа 1700 г. К концу XVII в. минерально-сырьевая база России заметно расширилась. Осваивались проявления новых типов руд (бурые железняки) и новые для страны полезные ископаемые (золото, серебро, различные цветные камни), началась добыча на отдельных месторождениях Урала и Сибири. Именно на этом этапе произошло зарождение национальной горнодобывающей и металлургической промышленности. Во второй половине XVIII в. горно-металлургическое дело, преумноженное и окрепшее при Петре I, продолжало успешно развиваться. К концу XVIII в. Россия превратилась в одну из ведущих горнодобывающих держав мира. Она была обеспечена почти всеми видами минерального сырья, необходимыми для развития промышленности. XIX век ознаменовался мощным скачком в развитии производительных сил за которым в истории закрепилось название промышленной революции. Более пяти веков российское государство строило систему управления недрами. Из них 308 лет на системной основе. Методом проб и ошибок строилась система управления геологией, горнодобывающей промышленностью и металлургией, а затем и топливно-энергетическим комплексом. Красной линией по всей истории геологии и горного дела проходил конфликт интересов геологов и горняков, государства и недропользователей. Перед второй мировой войной вся геологоразведка, начиная с этапа картирования, была передана в добывающие ведомства. Причины этого очевидны. Акцент был сделан на добычу. Однако, уже в 1946 году было создано Министерство геологии и значительная часть геологических предприятий вышла из состава добывающих ведомств. Геологическое изучение недр вновь стало для государства приоритетной задачей. Весной 1953 года Министерство было ликвидировано, но уже осенью этого же года вновь было восстановлено. При этом Министерству были переданы также функции охраны недр и государственного горного надзора. На сегодняшний день Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2009 N 649). Российская минерально-сырьевая база — фундамент экономики России. Ее многообразие и масштабность являются основой национальной безопасности нашего государства, естественным конкурентным преимуществом страны на долгосрочную перспективу. Россия уверенно сохраняет позиции одного из мировых лидеров по ресурсам, запасам, добыче полезных ископаемых и производству минерально-сырьевой продукции, востребованной как внутри страны, так и на мировом рынке. На территории России и ее континентального шельфа в том или ином количестве выявлены практически все виды полезных ископаемых, причем страна входит в число мировых лидеров по количеству запасов углеводородного сырья, угля, железных руд, никеля, кобальта, меди, свинца, цинка, олова, вольфрама, титана, редкоземельных металлов, алмазов, благородных металлов, важнейших видов неметаллического сырья. Отечественная сырьевая база является основой для функционирования и стабильного развития добывающей и перерабатывающей отраслей экономики. (https://www.rosnedra.gov.ru/article/15043.html Роснедра официальный сайт) (1). Но активное освоение и потребление полезных ископаемых привело к возникновению экологических проблем. Для человека природа – это естественная среда жизни и источник существования. Как биологический вид, человек нуждается в определенном составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворенными в ней солями, растениях и животных. Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однако это влияние несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человечество на природу благодаря своему труду. Преобразующее влияние человеческого общества на природу неизбежно, оно усиливается по мере развития общества, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Вносимые человеком изменения сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия и препятствие для дальнейшего развития производительных сил. Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для них материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости ее рационального использования и охраны. Природные объекты и явления, которые человек использует в процессе труда, называются природными ресурсами. К ним относятся атмосферный воздух, вода, почва, полезные ископаемые, солнечная радиация, климат, растительность, животный мир. По степени их истощения они делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы, в свою очередь, подразделяются на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым относят те ресурсы, которые не возрождаются или возобновляются в сотни раз медленнее, чем они расходуются. К ним относятся нефть, каменный уголь, металлические руды и большинство других полезных ископаемых. Запасы этих ресурсов ограничены, охрана их сводится к бережному расходованию.
Целью написания курсовой работы является углубленное рассмотрение отдельных вопросов дисциплины «Налоги и налогообложение: Платежи недропользователей» на основе изучения законодательных актов.
Автором поставлены для решения следующие задачи:
Выявление особенностей недропользования в РФ.
Описание теоретической модели правового режима недропользования.
Изучение платежей недропользователей как основной фактор, влияющий на выбор стратегии недропользователей.
Объектом исследования в настоящей работе являются платежи недропользователей.
Практическая значимость работы: выявление узких мест в налогообложении при пользовании недрами. При подготовке и написании настоящей работы были изучены и проанализированы: нормы действующего налогового законодательства Российской Федерации, исследования в области платежей недропользователей.
Работа включает в себя ведение, три лавы, в каждой из которых по два пункта, заключение, также список использованных источников.
Информационную базу работы составили официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, нормативно-правовые и методические документы, справочные материалы федеральных и региональных органов государственной власти, данные, предоставленные единым фондом геологической информации о недрах. Также использована информация, содержащаяся в научной и периодической печати, в Интернете, материалы конференций, собственные исследования автора.
1 Платежи недропользователей как основной фактор влияющий на выбор стратегии недропользователя
1.1 Термины и Понятия
Согласно статьи 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды"(2), определены понятия "природная среда", "компоненты природной среды", "природные объекты", "природные ресурсы", "использование природных ресурсов" и другие.
окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;
природно-антропогенный объект -природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;
антропогенный объект -объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;
естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;
природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;
природный ландшафт -территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях;
охрана окружающей среды -деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);
качество окружающей среды -состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;
благоприятная окружающая среда -окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;
негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;
использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;
загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. (Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 25.12.2023) "О недрах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) (3)
Природопользователь - предприятия, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием. (Приказ Госкомэкологии РФ от 11.02.1998 N 81 "Об утверждении Методики исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод")
Прежде всего, следует обратить внимание на двойственную природу всех платежей, взимаемых при недропользовании. Самый крупный исследователь в обсуждаемой области, А.А. Ялбулганов, отмечает, что, с одной стороны, данные платежи имеют налоговую природу, потому что представляют собой обязательные взносы, взимаемые в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих их плательщикам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. А полученные денежные суммы идут на финансовое обеспечение реализации функций государства. С другой стороны, государство взимает обязательные платежи в сфере недропользования, являясь собственником недр, что позволяет говорить не только о налоговой природе таких платежей, но и об их концессионном характере. (Вестник томского государственного университета 2011 экономика №1(13) Ю.В.Минина Неналоговые платежи в недропользовании: Финансово-организационный аспект). (4)
Согласно Статьи 39. Система платежей при пользовании недрами Раздел V. Платежи при пользовании недрами (Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 25.12.2023) "О недрах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024)
При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:
1) разовый платеж за пользование недрами;
2) регулярные платежи за пользование недрами;
3) сбор за участие в аукционе.
(часть первая в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 123-ФЗ)
Платежи при пользовании недрами включены в отраслевые налоговые сборы и платежи. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным решением в виде Лицензии (Лицензия - это документ, который удостоверяет право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока) на бланке установленной формы с Государственным гербом РФ и содержит текстовые, графические и иные приложения. (ст. 11 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1.) (3)
Выдачу, оформление и регистрацию Лицензий на право пользования недрами осуществляют территориальные органы Роснедра.
Права и обязанности плательщика регулярных платежей за пользование недрами возникают с даты государственной регистрации Лицензии на пользование участком недр.