Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Проблема применения сказок в развитии творческих способностей младших школьников является значимой для современного педагога, поскольку сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти нестандартные решения к насущным социально–экономическим, культурным задачам, способных быть полезными новому обществу. В связи с этим, вопрос формирования и развития творческой личности приобретает особую актуальность. Поэтому сегодня перед учебным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы.
Сказка, несомненно, играет важную роль в обучении и воспитании младшего школьника. Она в доступной форме учит пониманию того, что хорошо, что плохо, рассказывает школьникам о правилах поведения в обществе, стимулирует концентрацию внимания, поощряет к размышлению, побуждает к вопросам, поиску ответов, а также развивает речь, коммуникативные навыки, воображение и память при сочинении собственных историй.
Исходя из актуальности исследования, были определены цель, объект, предмет и задачи.
Проблема нашего исследования: как решить проблему развития творческих способностей обучающихся в начальной школе при использовании сказок во время учебного процесса?
Цель работы состоит в том, чтобы изучить особенности и роль сказки в учебном процессе, исследовать её как средство для развития творческих способностей младших школьников и разработать методический материал.
Объект исследования – развитие творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования – сказка как средство развития творческих способностей младших школьников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия и особенности сказок.
2. Рассмотреть роль сказки в развитии творческих способностей младших школьников.
3. Изучить педагогические приемы использования сказок для развития творческих способностей младших школьников.
4. Провести практическое исследование и проанализировать полученные результаты.
5. Подобрать методический материал применения сказки в развитии творческих способностей младших школьников.
Методы исследования:
теоретические методы: анализ и синтез.
эмпирические методы: тестирование.
База исследования: одна из школ города Челябинска, Челябинской области. В эксперименте принимали участие учащиеся 3–го класса в количестве 23 человек.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в результате нами был подобран методический материал, который направлен на развитие творческих способностей у обучающихся.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Сущность понятия и особенности сказок
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, который никогда не создавался специально для детей. Понятие «сказка» появилось в XVII веке, а до этого в древнерусском языке существовали другие слова для обозначения этого жанра – «баснь», «байка» (от глагола «баять» – «рассказывать, говорить»). До введения этого термина границы между эпическими жанрами были размыты, поэтому под «сказкой» подразумевали устный рассказ, основанный на вымышленных или «приукрашенных» историях из жизни людей.
Понятие «сказка» имеет множество определений, каждый автор трактует его по–своему. После анализа нескольких определений, мы пришли к выводу, что сказка – это устное повествование с фантастическим сюжетом. Согласно М. Л. Фон Францу, сказки связаны с мифами и легендами, что выходит за пределы простого фантастического рассказа. Иными словами, сказка – это не просто игра фантазии автора, а средство, через которое разные народы могут отразить свои уникальные ценности через язык, сюжеты, образы и содержание.[7]
Важно отметить, что каждая сказка имеет социально–педагогическое воздействие. Она может вдохновить к действию, обучить и даже помочь в исцелении. Исходя из этого, ясно, что потенциал сказки намного важнее и богаче, чем ее идейно–художественная значимость.
Функции сказок очень разнообразны, но мы рассмотрим те, которые, по нашему мнению, являются важными с социально–педагогической точки зрения. В первую очередь, сказка выполняет функцию социализации, помогая молодому поколению присоединиться к общечеловеческому опыту, сконцентрированному в мире сказок. Кроме того, сказка выполняет функцию развития творческого потенциала и образного мышления у читателя.
Другая важная функция сказки – голографическая. Она позволяет маленькой истории показать большой смысл и представить окружающий мир в трехмерном временном и пространственном измерении. Сказка также может активизировать все органы чувств человека, становясь основой для создания различных видов эстетического творчества.
Развивающе–терапевтическая функция сказки призвана помогать воспитанию здорового образа жизни и показывать человеку вред некоторых привычек или увлечений. Культурно–этническая функция помогает человеку воссоединиться с историческим опытом разных народов и расширить свои знания о их культуре, обычаях и языке. Лексико–образная функция помогает развитию художественного и образного богатства речи у человека.
Хотя точная дата появления сказок неизвестна, они появились задолго до появления письменности. Найденные сказки в древних рукописях свидетельствуют об этом факте. Сказки изначально передавались из уст в уста, что помогло им эволюционировать и сохранить свою иносказательную сущность.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бумаженко, Н. И. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного / Н. И. Бумаженко, Т. И. Шашуткина // Поддержка одаренности – развитие креативности: материалы Междунар. конгресса // под ред. И. М. Прищепа; Витебский государственный университет им. П. М. Машерова. – Витебск, 2021. С. 33–36.
2. Воюшина, М. П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений / М. П. Воюшина, С. А. Кислинская, Е. В. Лебедева [и др.]; под ред. М. П. Воюшиной. – М. : Академия, 2019. – 366 с.
3. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – 5–е изд. – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.
4. Гаврилова, Т.В. Развитие творческих способностей школьников при работе с произведением С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» / Т. В. Гаврилова // Начальная школа. – 2021. – № 3. – С. 20–22.
5. Голубков, В. В. Методика преподавания литературы / В. В. Голубков. – М.: Просвещение, 2019. – 233 с. 58
6. Голушко, Т. В. Урок литературного чтения – урок творчества / Т. В. Голушко // Начальная школа плюс До и После. – 2019. – №1. – С. 1–3.
7. Горюшкина, Н. В. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] /Н. В. Горюшкина // REFdb.RU. – Режим доступа: http://refdb.ru/look/1088416.
8. Камерная, М. А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе [Электронный ресурс] / М. А. Камерная // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/575039.
9. Кудрявцев, В. Т. Развитие творческих способностей и эстетическое воспитание дошкольников / В. Т. Кудрявцев// Журнал практического психолога. – 2020. – № 1. – С. 114–147.
10. Кузнецова, Н. Н. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] / Н. Н. Кузнецова // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya–shkola.
11. Мартышкина, В. В. Творческие пересказы на уроках чтения в начальных классах / В. В. Мартышкина// Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования: материалы межрегион. науч.–метод. семинара, 24 марта 2019 г. ; Мордов. гос. пед. ин–т. – Саранск, 2019. – С. 243–245.
12. Микушова, Т. П. Работа с разными жанрами сочинений художественного и публицистического стиля в III–IV классах / Т. П. Микушова // Начальная школа. – 2016. – № 7. – С. 34–37.
13. Морозова, С. Э. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения / С. Э. Морозова // Начальная школа. – 2019. – № 11. – С. 29–31.
14. Полина, Т. Н. Творчество младших школьников на уроках литературного чтения / Т. Н. Полина // Начальная школа плюс До и После. – 2016. – № 8. – С. 1–5.
15. Политова, Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов: пособие для учителя / Н. И. Политова. – М.: Просвещение, 2021. – 191 с.
16. Постоева, Л. Д. Интегрированные развивающие занятия для дошкольников / Л. Д. Постоева, Г. А. Лукина. – М. : Национальный книжный центр, 2021. – 134 с.
17. Прохорова, Т.Н. Творческое развитие детей на уроках литературного чтения / Т. Н. Прохорова, М. В. Ляпина // Гуманитарные исследования. – 2021. – № 2 (54). – С. 104–107.
18. Словарь литературных терминов / под ред. Л. И. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1974. – 272 с. 62
19. Уторова, Е. А. Современные технологии развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы / Е. А. Уторова// Интеграция науки и культуры в образовательное пространство: молодежный взгляд: материалы Всерос. науч.–практ. конф., 30–31 окт. 2021 г. / редкол.: Е. А. Жиндеева (отв. ред.) [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин–т . – Саранск, 2021. – С. 250–255.