Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Одним из конституционных принципов, которые определяют систему демократического управления в государстве и обществе является местное самоуправление. Местное самоуправление, его самостоятельность в принятии решений на местном уровне и место в системе народовластия способно отразить степень демократизации общества в целом и путь развития, по которому движется то или иное государство в конкретный исторический промежуток времени.
Местное самоуправление играет важную роль в современном обществе. Оно является одним из инструментов демократизации и децентрализации власти, позволяющим жителям территории участвовать в управлении своими делами и принимать решения, важные для местного населения. Одной из основных принципов местного самоуправления является принцип субсидиарности, согласно которому задачи должны решаться на более низком уровне управления, когда это возможно и эффективно. Это позволяет более точно учитывать интересы местных жителей и решать их проблемы на местах. Таким образом, местное самоуправление играет важную роль в общественной жизни, позволяя жителям территории участвовать в управлении своими делами, формировать общественные ценности и обеспечивать жизнеспособность местного населения.
Каждое звено управления является самостоятельной единицей с определенными функциями, а уровень управления представляет собой совокупность звеньев, расположенных на определенной иерархической позиции.
Местная администрация имеет динамичную структуру, которая подвержена изменениям в зависимости от поставленных задач муниципального образования, условий жизни граждан и других факторов.
В этой связи, актуальным является вопросы совершенствования организационной структуры органов местного самоуправления, так как несмотря на законодательное регулирование, существуют проблемы в реализации полномочий и эффективности органов местного самоуправления. В частности, некоторые полномочия не являются достаточно эффективными или недостаточно развиты в регионах. Также часто возникают конфликты между муниципальными и федеральными органами власти, что затрудняет реализацию местного самоуправления и порой приводит к ограничению его полномочий.
Сегодня муниципалитеты являются важнейшим элементом российского государственного устройства, которым доверено осуществление особо важных направлений жизнедеятельности: повышение качества коммунальных услуг, жилищно-коммунального хозяйства, сферы образования, здравоохранения.
Цель исследования – изучение особенностей и проблем организации форм государственного управления на примере Администрации городского округа Балашиха, Московская область.
Для достижения цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и принципы построения организационных структур управления местных администраций;
- рассмотреть нормативно-правовые основы структур местного самоуправления;
- отразить организационно-экономическую характеристику деятельности Администрации городского округа Балашиха;
- изучить организационная основа форм государственного управления в Администрации городского округа Балашиха;
- сформулировать основные направления совершенствования действующей в Администрации системы государственного управления.
Объектом исследования выступает государственное управление в Российской Федерации, предметом – организационно-правовые основы форм государственного управления в Администрации городского округа Балашиха, Московская область.
Информационной и методологической основой для написания работы являются научные труды отечественных авторов, статьи и монографии др.
Методология исследования использует комплексные и системные подходы; системный, функциональный, исторический общенаучный методы; анализ и синтез как частно-научные методы; формально-правовой анализ нормативных правовых актов.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список.
Глава 1. Общая характеристика управления в органах местного самоуправления
1.1. Сущность и принципы построения организационных структур управления местных администраций
Организационная структура местной администрации представляет собой систему организованных элементов и звеньев, где распределены властные полномочия и ответственность за их осуществление. Ее основная цель заключается в достижении социально полезных результатов.
Задачи организации и функционирования системы местного самоуправления определены Конституцией, специальным федеральным законодательством и местными нормативными актами. Для достижения этих задач муниципальные органы и выборные должностные лица осуществляют функции управления, а муниципальные служащие выполняют свои служебные обязанности.
Местная администрация обладает нормативно регламентированной организационной структурой, которая обеспечивает эффективное функционирование высшего исполнительного органа местного сообщества. В рамках этой структуры полномочия муниципального управления распределяются между различными структурными элементами администрации, такими как департаменты, комитеты и другие подразделения, а также между муниципальными служащими, которые обеспечивают работу администрации.
Очевидно, что эффективность осуществления основных функций местного самоуправления непосредственно зависит от того, насколько хорошо организована внутренняя структура местной администрации.
Для достижения эффективной организации внутренней структуры органа управления необходимо создать такую структуру, которая наиболее точно соответствует особенностям управляемого объекта. Поэтому при разработке и утверждении организационной структуры необходимо учитывать следующие ключевые параметры муниципалитета:
- Размеры и состав управляемой территории.
- Демографические, природно-климатические, социально-экономические и другие существенные характеристики управляемой территории.
- Состав имущества, находящегося в муниципальной собственности и другие факторы.
- Эти параметры играют важную роль в определении оптимальной структуры, которая будет наиболее соответствовать потребностям и особенностям местного сообщества.
Структура управления муниципальным образованием должна обеспечить:
- процесс формирования и исполнения управленческих решений на всех этапах цикла;
- комплексность и внутреннюю координацию деятельности всех структурных подразделений;
- завершенность и поступательность развития.
В настоящее время основополагающим фактором, который определяет основу формирования структуры местной администрации, являются её компетенции, определенные соответствующими федеральными законами, регулирующими вопросы местного значения и распределение полномочий между органами местного самоуправления. Эти полномочия закреплены в уставе муниципального образования.
Организационная структура местной администрации определяется следующими характеристиками управляемого объекта:
Тип местного сообщества. Законодательство определяет полномочия местного самоуправления в зависимости от типа местного сообщества. Это перечень сфер общественного управления, в которых местная администрация осуществляет свои полномочия.
Направления социально-экономического развития. Организационная структура администрации может быть адаптирована для эффективного осуществления функций в конкретных областях управления, определенных приоритетами и задачами развития местной территории.
Размер управляемой территории, численность и состав местного населения. Эти факторы определяют сложность организационной структуры местной администрации. В крупных городах она обычно более сложная и включает территориальные отделения.
Степень производственного развития и инфраструктура экономики. Наличие развитой инфраструктуры и экономически процветающей муниципальной территории позволяет передавать функции невластного характера более эффективным исполнителям из частного сектора и разгрузить администрацию муниципалитета.
Другие характеристики управляемой территории, включая демографические, социальные, географические и т. д.: Наличие таких особенностей местной территории может потребовать создания специфических звеньев в структуре администрации, которые решают специальные задачи в рамках местного самоуправления и отличаются от традиционной структуры администрации муниципалитета.
Для формирования организационной структуры местного самоуправления необходимо учесть особенности муниципального образования, а также такие показатели как численность населенных пунктов, входящие в состав муниципального образования, численность населения муниципального образования, наличие и состояние ресурсов, уровень развития экономики, а также кадровый потенциал.
Выделяют шесть видов структурных подразделений, они следующие:
- Департаменты.
- Управления.
- Комитеты.
- Отделы.
- Секторы.
- Комиссии.
Фрагмент для ознакомления
3
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание Законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215 (ред. от 21.01.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297953.
Аврамчикова Н. Т. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 174 с.
Асатрян С.В. Местное самоуправление в системе народовластия // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 25. С. 31-33.
Багян Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
Балдаев В.А. Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления: теоретико-правовой анализ // В сборнике: Обеспечение национальной безопасности в свете глобальных вызовов современности. Материалы международной научно-практической конференции. Иркутск, 2021. С. 11-15.
Барабашев А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
Васильева В. М. Государственная политика и управление : учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
Каминская Е.А., Коровин Д.А. Актуальные вопросы реализации принципов организации местного самоуправления // Эпомен. 2020. № 49. С. 163-170.
Карцев Б.В. Современные тренды местного самоуправления в Российской Федерации // В сборнике: Стратегическое управление: теория, практика и проблемы. Материалы XVII Межрегиональной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.Е. Илларионова, А.И. Новикова. 2020. С. 58-64.
Кучиев А.З. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями // Перспективы развития АПК в современных условиях: Материалы 10-й Международной научно-практической конференции, Владикавказ, 10–11 июня 2021 года. Владикавказ: Горский государственный аграрный университет, 2021. С. 243–245.
Моисеев В.В. История государственного управления в России: учебник для вузов / В.В. Моисеев. – 4-е изд., испр. и доп. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 628 с.
Мурзин А. Д. Формирование законодательных основ устойчивого развития муниципальных территорий / А.Д. Мурзин // Science Time. – № 5 (17). – 2019. – С. 283-288.
Мытенков С.С. Проблемы цифровизации государственных услуг / С.С. Мытенков, А.Б. Собольков // Бизнес. Общество. Власть. – 2020. – № 1. – С. 107-110.
Региональное управление и территориальное планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. Н. Шедько [и др.] ; под редакцией Ю. Н. Шедько. – Москва: Издательство Юрайт, 2017. – 503 с.
Региональные и муниципальные финансы: учебник и практикум для вузов / Л. Л. Игонина [и др.] ; под редакцией Л. Л. Игониной. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 555 с.
Румянцев М. Б. Муниципальный правотворческий процесс в Российской Федерации: проблемы и основные особенности // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 3. С. 33–36.
Рябчикова О.Н. Состояние местного самоуправления и пути оптимизации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2021. Т. 1. № 3 (99). С. 81-88.
Сараева М.С. К вопросу об актуальных проблемах местного самоуправления // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 5-4 (68). С. 214-217.
Солонина А.В. Цифровизация государственного управления / А.В. Солонина. – М.: Юпитер, 2020. – 1048 с.
Татарина И.Г. Актуальные проблемы в муниципальном нормотворчестве // В сборнике: Современные проблемы социально-гуманитарных и юридических наук: теория, методология, практика. Материалы XI Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2022. С. 383-388.
Янышев Я. Организация региональной власти «по-новому»: что ждет федеративную Россию в 2022 году? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/936002694.