Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время наша страна нуждается в более эффективном обеспечении психолого-педагогических условий для формирования личности ребенка. Следует отметить, что в сложных экономических условиях, в нестабильной политической ситуации в обществе формируется установка на воспитание человека с активной гражданской позицией, развитым патриотизмом, стремлением к новаторству в науке и искусстве.
Социально-экономические изменения, происходящие в современном мире, выдвигают новые требования к государственным образовательным учреждениям. Обществу нужны активные, активные, творческие молодые люди, которые могли бы адаптироваться к современным реалиям, постоянно развиваться и повышать уровень своего образования. Не менее важно уделять внимание воспитанию моральных качеств человека, нравственности, что позволит в ближайшем будущем сформировать эффективное общество.
Все вышеизложенное определяет актуальность исследуемой темы.
Д.Б. был одним из первых, кто затронул тему формирования учебной деятельности младшего школьника. Эльконин, который подчеркивал, что в действительности схема обучения отражает лишь вполне определенный и специфический путь психического развития детей, где ведущее место занимают эмпирические сведения и слабо представленные способы приобретения знаний, опосредованные подлинными понятиями как элементами теории. предмета.
Таким образом, уже на начальном этапе были выявлены некоторые проблемы исследуемого вопроса.
После введения в нашей стране обязательного неполного, а затем и полного среднего образования значение начальной школы в жизни детей существенно изменилось, и стали активно появляться исследования особенностей формирования учебной деятельности младших школьников. Таким образом, необходимость изменения содержания и методов начального образования в школе отражается в подходе ведущих специалистов в этой области к процессу формирования понятий у младших школьников.
Итак, М.Н. Скаткин считает, что неправильно понимать усвоение смыслов детьми только как пассивное восприятие и звучание истин, сообщаемых в готовом виде. Поддерживая необходимость включения самостоятельного решения или познавательных задач в процесс обучения младших школьников, В.В. Давыдов выделил три основные такие задачи: во-первых, полноценная учебная деятельность как ведущая деятельность младших школьников может быть основой их всестороннего развития. Во-вторых, по-настоящему крепкие навыки осознанного и выразительного чтения, грамотного письма и хорошего счета формируются у детей при наличии у них определенных теоретических знаний.
Следует сделать вывод, что в целом история исследования проблемы формирования учебной деятельности младшего школьника в теории развивалась в соответствии с практическими изменениями и усовершенствованиями системы образования.
Цель даннoгo исследoвания - рассмoтреть психолого-педагогические условия формирования учебной деятельности младшего школьника.
Задачи исследoвания:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста
2. Изучить познавательное развитие детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть трудовую и учебную деятельность детей младших классов.
Oбъект курсoвoй рабoты - механизмы сoблюдения психолого-педагогических условий формирования учебной деятельности младшего школьника.
Предмет исследoвания - психолого-педагогические условия формирования учебной деятельности младшего школьника.
1. Психолого-педагогическая характеристика детей младших классов
Младший школьный возраст совпадает с периодом обучения ребенка в начальной школе (6-11 лет). Этот период характеризуется дальнейшим физическим и психофизиологическим развитием ребенка, обеспечением ему систематического обучения в школе.
Начало школьного обучения приводит к изменению социальной ситуации развития ребенка. Теперь он имеет социально значимые обязанности и становится общественным субъектом.
Оценивается учебная деятельность ребенка. Изменения появляются и в психологии отношений с окружающими. Авторитет взрослого постепенно утрачивается, и к концу младшего школьного возраста сверстники начинают приобретать для ребенка все большее значение, значительно возрастает роль детского сообщества.
Психология младшего школьного возраста формируется под влиянием обучения. В результате у детей развивается память, усиливается словесное, логическое и смысловое запоминание. А младший школьный возраст заканчивается умением совершенно самостоятельно рассуждать, сравнивать, делать выводы, анализировать и устанавливать простые закономерности.
Психологии детей младшего школьного возраста присущи следующие особенности: импульсивность, стремление действовать быстро и немедленно, часто не думая, не взвешивая все обстоятельства. В любых предприятиях, трудностях или намеченных целях у детей хорошо выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения. Психология развития школьного возраста часто проявляется появлением упрямства и капризности, которые могут представлять собой своеобразную форму протеста против требований школы[1].
Отсутствие семейного воспитания может существенно усугубить возникающую проблему. В этом возрасте ребенка уже волнуют не только успехи в школе, но и отношения с одноклассниками, товарищами, учителями и родителями. Нравственное состояние ребенка влияет на уровень его успеваемости, где важную роль играют похвала и мнение учителя. Ведь в процессе обучения у детей должен вырабатываться новый, более качественный, «взрослый» тип отношений с учителями и одноклассниками.
В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная деятельность. В психологии ребенка появляются различные новообразования, такие как развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
Как известно, обучение в младших классах имеет одну особенность – обучением младших школьников руководит один учитель, который имеет очень сильное влияние на своих учеников.
Особенности младших школьников – детей 7–9 лет – таковы, что они нуждаются в защите взрослых, поэтому для них вполне естественно следовать указаниям учителя. В принципе, учебная деятельность младшего школьника заключается в подчинении учителю и выполнении всех его указаний.
Эти особенности детей (доверчивость, трудолюбие, подражание, вера в истинность получаемых знаний) являются весьма важными предпосылками обучения в начальной школе. Деятельность младшего школьника во многом связана с тем, что ребенок (за крайне редким исключением) любит посещать школу: его привлекает возможность оказаться в положении ученика и сам процесс обучения привлекателен.
Учебная деятельность младших школьников сопровождается активной реакцией на непосредственные впечатления. А поскольку дети этого возраста еще и очень импульсивны, занятия зачастую становятся стремительными, интенсивными и насыщенными. Ни в коем случае дети не должны скучать – нужно довольно часто менять характер упражнений, не затягивать паузы и держать внимание детей в напряжении. Следует понимать, что такие дети не могут концентрировать свое внимание на чем-то одном более 20 минут. Весьма показательным является тот факт, что младшие школьники уже не так заинтересованы в выяснении причин и смысла той информации, которую им преподносит учитель, в отличие от школьников с их вопросом «почему?»[2].
Другая особенность психологии ребенка младшего школьного возраста состоит в том, что память школьника приобретает произвол, становится сознательно регламентированной и опосредованной.
Еще одним новым явлением в психологии младших школьников является развитие произвольного поведения, планирования результатов действий и размышлений. Студент становится самостоятельным, у него развиваются моральные ценности, которым он старается следовать. Мотив достижения успеха проявляется более отчетливо в младшем школьном возрасте, а иногда и мотив избегания неудачи.
Важным аспектом в психологии ребенка является его смысловая направленность в своих действиях, которая связана со страхом изменения отношений с окружающими.
Развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте во многом зависит от успеваемости в школе и оценок взрослых. Психология школьника в этом возрасте весьма подвержена внешнему влиянию; он эмоционален и подвержен перепадам настроения.
В младшем школьном возрасте дети ощущают свою уникальность, осознают себя как личности и стремятся к совершенству и лидерству. Школьники ищут новые групповые формы деятельности, занятий, стараются принадлежать к какому-то детскому сообществу.
Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. Учитель для них является авторитетом, поэтому он должен создать благоприятные условия для формирования высокоморальной личности.
У младших школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому они обращают внимание на все яркое, поэтому при обучении младших школьников необходимо учитывать эти особенности мышления.
Учеба, являясь ведущим видом деятельности, предъявляет к младшему школьнику ряд требований: меняется распорядок дня, ритм школьной жизни способствует развитию навыков и умений, необходимых для успешного обучения.
Младший школьник учится правильно распоряжаться своим временем, взаимодействовать с коллективом, общаться с большим количеством сверстников и педагогического состава.
Ребенок начинает меньше двигаться, его основные нагрузки теперь связаны с умственной деятельностью, но потребность в игровой деятельности у него сохраняется. В младшем школьном возрасте игра занимает не так много времени, как в дошкольном периоде, но все же играет значительную роль в психическом развитии ребенка[3].
В результате у детей развивается память, усиливается словесное, логическое и смысловое запоминание. Психологии детей младшего школьного возраста присущи следующие особенности: импульсивность, стремление действовать быстро и немедленно, часто не думая, не взвешивая все обстоятельства. В любых предприятиях, трудностях или намеченных целях у детей хорошо выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения.
Психология развития младшего школьного возраста часто проявляется появлением упрямства и капризности, которые могут представлять собой своеобразную форму протеста против требований школы.
Отсутствие семейного воспитания может существенно усугубить возникающую проблему. В этом возрасте ребенка уже волнуют не только
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
2. Бленда С. В. Значение игрового метода в формировании учебной мотивации как предмет исследования / С. В. Бленда // Человек и общество в системе религиозного и социально-гуманитарного знания. - 2017. - № 3. - С. 130-136.
3. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2. -М.: изд., «ВЛАДОС», 2003.
4. Педагогический энциклопедический словарь. / Под ред. М.М. Безруких. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
5. Мухина B.C. Возрастная психология. - М.: Академия, 2002.
6. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика, 2004. № 12. 70-86 с.
7. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии, 2002. № 3-4. 14-19 с.
8. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 2011. – С. 47.
9. Сарыгин Ю.Н. Проблемы первоклассника. 2012 // Электронный ресурс. http://www.kszn.ru /Shkolnoe_obrazovanie /p2_articleid/4562 (дата обращения 05.11.17).
10. Сарыгин Ю.Н. Проблемы первоклассника. 2012 // Электронный ресурс. http://www.kszn.ru /Shkolnoe_obrazovanie /p2_articleid/4562 (дата обращения 05.11.17).
11. Сахарова Е.А. Некоторые аспекты влияния соц.-псих. и медико-биол. факторов на выраженность возрастного псих. кризиса 7 лет / Практическая медицина.2014, - №3(8). – С. 13.
12. Максакова, В Л. Организация воспитания младших школьников: метод, пос. для учителя / В.И. Максакова. - М.: Просвещение, 2013. – С. 77.
13. Формирование доверительных отношений. // Электронный ресурс, режим доступа: http://nvobrazovanie.ru/M2009/Sem180309(дата обращения 05.11.17).
14. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т. Азарова и др. – М.: Генезис, 2013. – С. 127.
15. Лещенко Н.В. Особенности нравственного развития младших школьников [Текст] / Н.В. Лещенко // Интеграция образования. - 2007. - №3/4. – С. 122.
16. Приходько, Ю.А. Детская психология: очерки становления и развития: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.А. Приходько. – Изд. Второй, доп. – М.: Миллениум, 2014. – С. 71.
17. Аверин, В. А. Психология личности: учебное пособие / В. А. Аверин. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2001. – 192 с.
18. Красновский, Э.А. Показатели в образовании / Э.А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 5. – С. 53-57.
19. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие для ВУЗов / Селиванов В. С. – М.: Aкадемия, 2002. – 336 с.
20. Сластенин, В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
21. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М. : Педагогика, 1982. – 209 с.