Фрагмент для ознакомления
2
Процессы преобразования, связанные с переходом к новым системам политического, экономического устройства, а также к новой системе общественных отношений являются основой для социально-экономического развития субъектов РФ, городов, формирования обновленной системы местного самоуправления в России. В соответствии с Конституцией Российской Федерации система местного самоуправления направлена на обеспечение самостоятельного решения вопросов местного значения. В число таких вопросов входят и социально-экономическое развитие городов.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что система административного централизованного планирования развития городских территорий, которая действовала ранее, показала свою неспособность к решению задач, в условиях рыночной экономики, следовательно возникает необходимость построения новой системы планирования, которая бы обеспечивала баланс интересов государственного и частного сектора экономики, а также была бы направлена на эффективное решение проблем населения городской территории.
Степень разработанности темы. Различные аспекты планирования социально-экономического развития городских территорий, муниципальных образования вызывают большой интерес в настоящее время, вместе с тем, в связи с серьезными различиями в работе местных властей в нашей стране и за рубежом невозможно в полной мере использовать те научные результаты, которые получены иностранными экспертами.
Современные отечественные исследования в сфере социально-экономического развития территориальных образований (работы таких специалистов как В.А. Воротилов, В.Е. Рохчин, О.П. Литовка) посвящены различным аспектам социально-экономического развития и городских территорий, а также вопросам территориального планирования и современного менеджмента. Однако, по мнению самих исследователей, на настоящий момент рано говорить о едином готовом комплексе методов и принципов территориального анализа, который мог бы быть применен в практике планирования и прогнозирования развития городских территорий
Таким образом, основная цель настоящей работы – разработать и предложить рекомендации по совершенствованию процесса пространственного развития городских территорий, основываясь на обобщении и анализе накопленного опыта, как научного, так и практического, а также формулирование имеющихся проблем организационного и методического плана, которые возникают при реализации процессов территориального планирования.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач, в том числе:
- определить назначение и роль территориального планирования в системе управления городской территорией;
- определить факторы, способствующие широкому распространению процессов территориального планирования в практике управления социально-экономического развития;
- рассмотреть и обобщить методические основы процессов территориального планирования развития городских территорий ;
- разработать некоторые рекомендации по совершенствованию процессов осуществления территориального планирования развития городских территорий, а также оценить возможное развитие данных процессов в дальнейшем.
Объект исследования курсовой работы - городские территории и муниципальные образования РФ.
Предмет исследования – роль и деятельность органов исполнительной власти по развитию городских пространств.
В работе использованы общенаучные методы познания социально-экономических процессов в сочетании с дедуктивными и индуктивными методами анализа. При подготовке настоящей работы проводился анализ различных статистических материалов, а также нормативных актов различного уровня по теме исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА
1.1. Сущность и содержание деятельности органов власти по развитию городского пространства
Изменившиеся политические и экономические условия с момента завершения советской эпохи обусловили интенсивное развитие современной науки в области муниципального управления. В этой связи особенно серьезно необходимо подходить к применяемой терминологии. Привычные термины могут давать новое содержание, а вновь появившиеся термины пока еще не являются общепризнанными. В этой связи представляется целесообразным уделить особое внимание некоторым ключевым понятиям в области муниципальной экономики и самоуправления. Ряд экспертов в области муниципального самоуправления регулярно подчеркивают наличие устойчивого заблуждения о том, что муниципальное хозяйство приравнивается непосредственно муниципальному образованию, так как многие полагают, что город (либо другое муниципальное образование) является муниципальным хозяйством [15, с. 35]. Однако, как отмечает, Л.А. Велихов, понятие города гораздо сложнее, в этой связи муниципальное хозяйство уместно рассматривать в качестве части социально-экономической системы.
Из-за этого ответа требуют следующие вопросы:
- вопрос о формах организации и планирования совместной деятельности всех составляющих муниципального хозяйства;
- вопрос о планировании развития непосредственно муниципального образования.
Кроме того, необходимо указать на различия таких понятий как «развитие муниципального хозяйства» и «развитие муниципального образования». Второе не имеет значения без первого, а первое - невозможно без второго [23, с. 6].
В настоящей работе городская территория (муниципальное образование) будет рассмотрена в качестве целостной социально-экономической системы, все вопросы касающиеся планирования социально-экономического развития территории также будут рассматриваться в этом контексте.
В Гражданском Кодексе Российской Федерации впервые появляется термин «муниципальное образование»; сам термин появился в связи с необходимостью обозначить новые субъекты гражданских правоотношений, которыми являются городские территории, (а также некоторые другие), на которых может осуществляться местное самоуправление. Вместе с тем, ни Конституция РФ, ни упомянутый Граждански Кодекс РФ не содержат прямых определений для понятий «поселение» и «муниципальное образование». При сопоставлении Конституции и ГК РФ можно прийти к выводу, о том, что под муниципальным образованием понимают некоторую территорию, на которой проживает население и имеющую определенный статус, который позволяет, в том числе, принимать участие в гражданских правоотношениях, а также осуществлять процедуры местного самоуправления.
В настоящее время в Российской Федерации, как и в некоторых других странах, усиливается интерес к проблемам социально-экономического развития городских территорий. Методическую поддержку в данной сфере оказывают различные государственные учреждения, ВУЗы, консалтинговые компании и различные исследовательские центры, а также администрации городских территорий [28, c. 56].
Усиление интерес к вопросу социально-экономического развития городских территорий в нашей стране объясняется рядом причин.
Во-первых, данный вопрос актуален во все времена, тем более во время активных социально-экономических преобразований. Сама тематика экономического развития городских территорий, а также остальных типов поселений не является новой. Экономическая деятельность всегда рассматривается в качестве основы повышения уровня и качества жизни населения городов, поэтому ни у кого не вызывает вопросов целесообразность деятельности в области экономического развития города.
Во-вторых, вопросы социально-экономического развития городских территорий особенно актуален именно в России, так как города являются движущей силой того переходного периода в социальной сфере и в экономическом развитии, который переживает наша страна. Городские территории также могут быть рассмотрены в качестве индикаторов социального положения населения. За последние годы существенно изменились условия социально-экономического развития городских территорий в нашей стране и наряду с возможностями появились и некоторые сложности [30, c. 26].
Говоря о современном этапе развития Российской Федерации, необходимо отметить значительные сдвиги, которые произошли в сфере местного социально-экономического развития. Эти изменения имеют важнейшее значение, вместе с тем, как показывает проведенный анализ, исследователи уделяют им недостаточное внимание. Одни из таких сдвигов были отражены в Конституции РФ 1993, которая отделила местное самоуправление от государственной власти. Федеральный Закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет основные принципы организации местного самоуправления. Среди них - самостоятельность муниципалитетов, которая основывается на разграничение компетенций различных уровней власти, а также на передаче некоторой части полномочий с верхних на нижние уровни управления [1].
Местное самоуправление получило право самостоятельного распоряжения муниципальной собственностью и распределять местное финансирование. Обязанностью для муниципальных органов власти стало обеспечение процессов развития собственной экономической сферы для удовлетворения потребностей проживающего населения.
Однако следует отметить, что для целого ряда городских территорий оказалось трудным использовать открывшиеся возможности. Это связано с рядом причин внешнего и внутреннего характера, среди которых можно отметить необходимость перестройки организационной среды, и даже мировоззрения людей, ответственных за вопросы социально-экономического развития городских территорий.
Изменяющиеся с течением времени «внешние» условия развития городов и по-прежнему остаются достаточно сложными. Быстрое изменение общественной формации государства стало причиной обострения негативных факторов прошлого периода, а также поставило новые проблемы [32, c. 45].
Городские территории «освободившись» от контроля за хозяйствующими субъектами, так и не получили стабильную основу (прежде всего финансовую), необходимую для решения целого ряда стоящих перед администрациями территорий задач по их развитию.
Одна из наиболее сложных проблем, которая стоит перед руководством городских территорий – изменение отраслевой и территориальной структуры своего хозяйства в свете перехода с командно-административной на рыночную модель отношений. К тому же, отраслевая структура обладает значительной инерцией. В свое время развитие городских территорий происходило в связи с установленной сверху «политики по размещению производственных сил», которая была основана на принципах максимальной комплексности и взаимосвязанности. Иногда развитие отдельной городской территории определялось единственной экономической «монофункцией» (так называемые моногорода).
В результате, из-за изменений глобальных экономических условий, когда кризисом были охвачены практически все отрасли российской экономики, в наиболее трудном положении оказались те городские территории, которые были насыщены текстильными, угледобывающими и оборонными предприятиями. В самой тяжелой ситуации оказались монопрофильные города, градообразующей базой которых было одно (несколько) предприятий определенного профиля.
Развитие городских территорий также осложнено складывающими отношениями и федеральных органов власти, а также органов власти субъекта РФ. Одной из значимых причин таких разногласий является сохраняющаяся правовая неопределенность в ряде ключевых сфер развития городских территорий. Такая неопределенность присутствует и на федеральном и на региональном уровнях. В этой связи городские территории достаточно редко способны выработать программы развития, которые являются взаимоувязанными с субъектом РФ и имеющие пересечения интересов. К примеру, использование сырьевой базы для промышленности, производство продукции для местного потребления, совместное использование и развитие транспортной и инженерной инфраструктуры.
Также следует отметить изменившиеся в последние десятилетия международные условия. Стали доступны прямые контакты с зарубежными странами, это дало возможности городским территориям получить выходы на перспективные рынки, осуществлять привлечение инвестиций, проводить собственную внешнеэкономическую политику [6, c. 63].
Однако необходимо заметить, что очень быстро подвергается изменениям и сама международная экономическая среда. Происходит стремительное формирование общих мировых рынков, усиливаются процессы политической и экономической интеграции, развиваются и распространяются новейшие технологии – транспорта и связи.
Безусловно, причины затруднений социально-экономического развития территорий городов не только в сложной внешней среде. Есть причины и достаточно субъективного характера. Эксперты к ним относят следующие.
1. Слабая активность непосредственно городских территорий. Из-за прошедших изменений в российской экономике, все города превратились в самостоятельные экономические субъекты. Поэтому, при отсутствии каких-либо чрезвычайных обстоятельств (к примеру стихийные бедствия) города должны сами стремиться к интенсификации процессов своего социально-экономического развития, не ориентируясь при этом на помощь государства, например в виде дотаций либо целевых инвестиций в экономику городской территории.
2. Другая проблема вызвана отсутствием опыта по проведению работы самостоятельного определения администрацией города места городской территории в окружающей системе территорий, а также стратегических направлений ее развития. При этом представители администрации территорий ясно представляют себе сложившуюся ситуацию в собственных городах и обладают самой разнообразной информацией. Причиной такой ситуации можно назвать недооценивание важности решения стратегических задач планирования и развития территории на фоне ежедневных текущих задач. Вместе с тем, нередки ситуации, когда специалисты, которые владеют современными подходами к планированию социально-экономического развития территорий, являются невостребованными.
Опыт исследования проблем развития городских территорий нашей страны говорит о том, что процесс социально-экономического развития городов является весьма сложным процессом, в котором переплетены множественные интересы целого ряда участников.