Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В современном театральном искусстве режиссура играет ключевую роль в создании сценического произведения. Режиссер - главный творческий руководитель, который не только интерпретирует литературный текст, но и организует работу всех участников театрального действа, направляя их усилия на достижение единой цели - создание выразительного и эмоционально насыщенного спектакля. Средства выражения режиссуры - это инструменты, которые позволяют режиссеру передать свое видение произведения, создать атмосферу, вовлечь зрителя в мир произведения и вызвать определенные чувства и переживания.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и анализ выразительных средств режиссуры, изучение их роли и значения в создании сценического произведения. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
1. Охарактеризовать основные понятия и категории, связанные с выразительными средствами режиссуры.
2. Изучить историю развития режиссуры как самостоятельной дисциплины и ее влияние на формирование выразительных средств.
3. Рассмотреть взаимосвязь средств выражения режиссуры с другими компонентами театрального представления (актерское мастерство, декорации, музыка и т.д.).
5. Показать современные тенденции и перспективы развития средств режиссуры в современном театральном искусстве.
Объектом изучения являются сами выразительные средства, используемые режиссерами при создании театральных, кино- или телевизионных постановок. Это набор элементов, которые служат для передачи определенных эмоциональных состояний, идей, образов и действия в целом.
Предметом исследования в данной курсовой работе является анализ и систематизация конкретных выразительных средств, их роли и значения в процессе режиссуры.
Методологической основой исследования станут работы отечественных и зарубежных авторов, занимающихся вопросами режиссуры и театрального искусства, а также анализ конкретных театральных постановок, использующих различные выразительные средства.
Степень научной проработки исследовательской проблемы:
Выразительные средства режиссуры являются фундаментальным аспектом театрального искусства, кино и других форм сценического действия. Научная проработанность этой проблемы достаточно высока, что подтверждается обширной литературой, посвященной теории и практике режиссуры. Исследования в этой области основаны на работах таких классиков театра, как Константин Станиславский, Бертольд Брехт, Андрей Тарковский и многих других. Теоретические концепции, разработанные этими мастерами, получают дальнейшее развитие и интерпретацию в современной науке.
Научная проработка проблемы проявляется и в многообразии методологических подходов к изучению выразительных средств режиссуры. Это могут быть как эстетические, так и философские исследования, а также психологические, социологические и культурные аспекты.
Существует множество практических руководств и руководств, которые помогают режиссерам и актерам овладеть средствами выражения. Эти материалы часто содержат специальные упражнения и приемы, направленные на развитие навыков использования выразительных средств в режиссуре.
В современной науке продолжается дискуссия о роли выразительных средств в современном режиссуре, о влиянии на этот процесс новых технологий, о взаимосвязи выразительных средств с социокультурными изменениями.
Гипотеза исследования: выразительные средства режиссуры, включая сценографию, освещение, музыку и актерское мастерство, являются ключевыми элементами, которые определяют художественную целостность и эмоциональное воздействие пьесы на зрителя. В то же время оптимальное сочетание и взаимодействие этих средств в процессе постановки способствует более глубокому проникновению в суть произведения, повышению его смысловой нагрузки и эффективности общего восприятия.
Методы:
1. Анализ литературы: изучение теоретических работ, посвященных выразительным средствам режиссуры, а также исследования конкретных аспектов, таких как актерское мастерство, декорации, музыкальное сопровождение и освещение.
2. Сравнительный анализ: изучение различных подходов к использованию выразительных средств в спектаклях различными режиссерами и театрами, а также анализ влияния этих средств на восприятие зрителями.
3. Методы системного анализа: систематизация и классификация выразительных средств режиссуры, а также определение их взаимосвязей и взаимозависимостей в процессе постановки пьесы.
Использование этих методов позволит всесторонне изучить выразительные средства режиссуры и раскрыть их значение для современного театрального искусства.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при обучении студентов театральных вузов, а также в практической деятельности режиссеров и других театральных специалистов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ РЕЖИССУРЫ
1.1. Понятие и функции режиссуры в театральном искусстве
Режиссер(от фр. régisseur, от латинского rego – "я правлю") - “организатор, руководитель, работающий в творческой сфере и в зрелищных видах искусства”. Изначально деятельность режиссера была связана только с театром, но позже, с развитием кинематографа, там понадобились специалисты.
В настоящее время режиссер - “это творческая профессия, востребованная в теле- и киноиндустрии, театре, цирке и водевилях, видеоблогах, рекламе и игровой индустрии”.
Режиссер выполняет важную миссию в искусстве. Это творческий человек, руководитель и организатор производства кинематографической или зрелищной идеи. Режиссер “создает новую реальность по сценарию, вовлекая в творческий процесс участников: актеров, художников, художника по костюмам, композитора. Он управляет всеми процессами, несет большую ответственность за качество создаваемого продукта и руководит большим количеством людей, участвующих в создании фильма, театрального представления, телешоу, циркового представления или рекламного ролика”.
Фрагмент для ознакомления
3
Гершуни Е. Рассказываю об эстраде / Е. Гершуни. - М., 1968. - 93 с.
Дмитриев Ю. Искусство советской эстрады / Ю. Дмитриев. - М., 1962. – 180 с.
Зайцев В. П. Режисура массовых представлений / В. П. Зайцев. - К. : Дакор, 2003. - 178 с.
Клитин, С. С. Режиссер на концертной эстраде / С. С. Клитин. - М. : Искусство, 1980. - 354 с.
Клитин, С. С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики / С. С. Клитин. - Л. : Искусство, 1987. - 65 с.
Клитин, С. С. Эстрадные заведения / С. С. Клитин. - М. : ГИТИС, 2003. - 214 с.
Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта / И. М. Туманов. - М. : Просвещение, 1978. - 161 с.
Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представлений / Иоаким Шароев. - М. : Просвещение, 1992. - 256 с.
Чечетин А. Искусство театрализованных представлений / Анатолий Чечетин. - М.:Советская Россия, 1988. - 53,с.
Петров Н. В. Режиссура массовых спортивно-художественных представлений / Н.В. Петров. – Л., 1987. - 209 с.
11.Пудовкин, Вс. Собр. соч. : в 3 т. / Вс. Пудовкин ; Сост. Т. Запасник и .А. Петрович. – М., Искусство, 1974. – Т. 1 : О киносценарии. Кинорежиссура.Мастерство киноактера. – 439 с.
12. Головня, А. Д. Мастерство кинооператора. М., Искусство, 1963.
13. Пудовкин, Вс. Собр. соч. М., Искусство, 1974. - Т. 1. С. 126.
14. Головня, А. Д. Операторское мастерство / А. Д. Головня ; Всерос. гос.ин-т кинематографии им. С. А. Герасимова. – М., ВГИК, 1976. – 254 с.
15. Эйзенштейн, С. М. Собр. соч. в 6 т. / С. М. Эйзенштейн. – М., Искусство, 1965. – Т. 3 [Вступ. статья Р. Юренева, с. 25–68] ; [Глав. ред. С. И. Юткевич] ; Ин-т истории искусств. Союз работников кинематографии СССР ; Центр. госуд. архив литературы и искусства СССР. – М. : Искусство, 1964–1971. –Т. 3 / Сост. П. М. Аташева, Н. И. Клейман, Л. К. Козлов. – 1964. – 672 с.
16. Горюнова, Н. Л. Художественно-выразительные средства экрана : учеб. пособие : в 3 ч. [Электронный ресурс] / Н. Л. Горюнова. – М. 2000. – Ч. 1. Пластическая выразительность кадра. – Режим доступа: https://d.eruditor.one/file/643797/.