Фрагмент для ознакомления
2
Символизм — художественное течение, развившееся в западноевропейской культуре в конце 60-х — начале 19 века (сначала в литературе, затем в других видах искусства — изобразительном искусстве, музыке, театре) и вскоре включившее в себя другие явления культуры — философию, религию, мифологии, претендуя таким образом на культурную универсальность.
Символизм реализовал романтическую мечту о синтезе искусств, воплотил идею эстетического прорыва к высокому и непреходящему содержанию действительности и преодолению ограничений и рутины текущей повседневной жизни.
Центральным элементом символической картины мира является символ - обобщенный, условный знак, сочетающий в себе свойства абстрактного понятия (характерного для науки или философии) или аллегории как формы иносказания и принципиально многозначного художественного образа, окруженного многочисленными ответвлениями. и субъективные ассоциации.
Символическое мышление, употребление символов и символизма — одно из древнейших свойств человеческой культуры вообще; В этом плане символизм присущ всем древним мифологиям и религиям, архаическим формам искусства и ранним проявлениям философии.
Особенности символизма можно наблюдать в культуре Древнего Египта и Античности, в эпоху западного средневековья и Возрождения. Принцип соответствий между отдаленными объектами (например, духовными и материальными) как воплощение трансцендентальной связи явлений друг с другом был подробно разработан в средневековой западноевропейской схоластике и сохранился в словесном, изобразительном и музыкальном искусстве различных европейских стран.
Аллегория получила широкое распространение в искусстве классицизма и барокко, в эпоху Просвещения. Романтизм уже не ограничивался поверхностной аллегорией или наивной дидактикой предшествующих эпох, а стремился раскрыть невидимую, порой мистическую сущность вещей, незаметную для обычного зрения и вульгарного здравого смысла и открывающуюся избранным натурам - особенно героям и гениям.
Объект исследования- символический роман
Предмет исследования- русский символистский роман (Ф. Сологуб и А. Белый
Цель исследования- изучить русский символистский роман (Ф. Сологуб и А. Белый
Задачи исследования:
- провести анализ стиля символистского романа: Ф. Сологуб «Мелкий бес»
- раскрыть символистский роман как реализация экспериментов со стилем
- определить основные черты русского символистского романа
- изучить хронотоп и готическая традиция в символистских романах Ф. Сологуба: между условностью и жизнеподобием
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ СИМВОЛИСТСКОГО РОМАНА
Анализ стиля символистского романа: Ф. Сологуб «Мелкий бес»
Сологуба связано с формированием философии экзистенциализма. Большое значение в его творчестве имели идеи Ницше и Шопенгауэра: они повлияли на возникновение иррационализма и нигилизма в философии Сологуба.
В этом произведении Сологубов полемизирует с русскими символистами и русскими классиками романов, он разрушает миф о русском космосе и идею о том, что красота спасет мир. Затронуты темы смерти, страданий, отчаянной судьбы, насилия, жизни в заточении, души как «слепой бабочки», присутствуют апокалиптические мотивы. Мотив утраты идеалов и идеи красоты, философия пессимизма. Получается, что человек, по мнению Сологуба, обречен страдать. И страдания тотальные.
Особенности художественного изображения в романе: использование демонологии и народной мифологии.
Традиционно сочетание «бесёнок» употреблялось в составе фразеологизма «бесёнком раскидать» (пожалуйста, льстить, неблагодарный), в этом контексте мы находим его у Пушкина и Гоголя. По-другому эту формулу впервые использовал Лермонтов.
В контексте анализа творчества Сологуба Лермонтов является одним из важных авторов, и приведенные выше строки Сологуб приводит в одной из своих статей, так что этот источник оформления названия также имеет свое место.
Другой возможный вариант интерпретации результата названия романа — «Бесы» Достоевского, с которыми у Сологуба также есть несколько неочевидных соответствий: например, вечеринка и маскарад, заканчивающийся пожаром в «Маленьком бесе».
Сюжет романа рассказывает о жизни провинциального города и его жителей, а также о хаосе этой жизни. Однако цель Сологуба — не изобразить жизнь русского провинциального города, а жизнь как злое творение Божие в целом (изображаемый город оказывается микрокосмом всего сущего). Унаследовав интерес русской литературы к первичным вопросам бытия, ее религиозные искания и экзистенциальную тревогу, символисты и, в частности, Сологуб существенно усложнили средства выражения идейной основы произведения, связи метафизического с действительностью.
В соответствии с основополагающей для этого движения идеей двойственности миров мистическое либо противопоставлялось обыденному, либо было связано и переплеталось с ним.
В романе Сологуба «Маленький бес» их проникновение друг в друга присутствует на всех уровнях текста. При этом, не преуменьшая значения бытовых и общественно-исторических реалий, автор стремится подчинить их объяснение метафизической мысли. Таким образом, уродства и ужасы российской глубинки предстают под пером Сологуба как один из ликов вечного и глобального зла.
В образе главного героя сосредоточена вся негативная антропология героя русской литературы: маленького человека с величием Чичикова и Хлестакова. Жизнь Передонова — воплощение безрадостного зла жизни.
Маленький демон предстает как мифологический символ хаоса, метафизической бездны и бездны сознания, в которую погружено человеческое сознание.
Недотыкомка — сконструированный образ, живущий в сознании героя, образ связан с традициями героя-призрака: такой герой живет не в реальности, а в сознании (метафизический двойник героя). Особое значение имеет эпизод появления недостающей связи.
В романе недотикомка появляется ближе к середине, в двенадцатой главе – и видит ее только Передонов. Это существо имеет «неясные очертания: оно маленькое, серое, подвижное» [1].
Его образ тесно связан с огнем: у него дымчатое (серое) тело и сверкающие огнями глаза, существо дрожит и дразнит, не дает себя трогать. Образ угнетенного («душа земного праха и земной «пошлости» [1]) соотносится с образами русской народной демонологии (герой называет существо злобой, дьяволом), что соответствует «инфернальному» слою роман; он становится символом низменной натуры Передонова.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. - СПб.: Университетская книга; 000 Алетейя, 2018.-447 с.
2.Долгополов Л.К., Калмыков В.А. СИМВОЛИЗМ //Большая советская энциклопедия Том ___.-М.: «Советская энциклопедия»,2023.-с.___
3.Силичёв Д.А. Культурология.-М.: »Приор-издат»,2021.-352с.-с.246-248.
4.Богомолов Н.А. Московский университет как колыбель символистской журналистики //Вестник Московского университета. Серия 10 Журналистика.-2019.-№6.-с.45-57.
5.Пахаренко В. Символізм //Українська мова і література в школі.-2021.-№6.-с.44-47. 6.Рогозинський В. Символізм у малярстві та музиці //Зарубіжна література.-202.-№3.-с.50-56. 7.Бурлюк Д. Символизм как миропонимание // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України .-2022.-№4.-с.48-51.
8.Литературно-эстетические концепции в России конца XIX-нач. XX в. М., 2021;
9.Владимирова А.И. Проблема худож. познания во франц. лит-ре на-рубеже двух веков (1890-1914). Л., 201;