Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Важность темы исследования объясняется следующими обстоятельствами:
- речевое развитие детей старшего дошкольного возраста рассматривается как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха, звукового анализа, словаря, грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, навыков и умений связной речи. В дальнейшем эти умения помогут старшему дошкольнику успешно адаптироваться и социализироваться в школьном обществе, продолжить своё речевое развитие;
- современная система дошкольного образования постоянно модернизируется: многие методисты сегодня предлагают развивать речь старших дошкольников с помощью такой инновационной технологии, как конструкторы LEGO, с помощью которых дети придумывают разные истории, развивают коммуникативные навыки;
- конструкторы LEGO соответствуют психолого-возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, выступают эффективным инструментом развития речи старших дошкольников, гармонично вписываются в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОО.
Однако многие воспитатели ДОО, имеющие большой стаж работы, уже привыкли выстраивать учебно-воспитательный процесс с помощью традиционных педагогических технологий, приёмов и форм развития речи дошкольников. Внедрение же инновационных технологий, в частности конструкторов LEGO для них является сложным с психологической точки зрения.
Степень разработанности проблемы исследования изложена в работах Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского, А.В. Федотовой, В.И. Яшиной, Н.Ю. Васильевой, Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук, М.М Алексеевой, О.С. Ушаковой, Е.М. Струнина и др.
В ходе анализа работ вышеназванных авторов нами было выявлено противоречие исследования между необходимостью развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью инновационных технологий и недостаточной отрефлексированностью подобного опыта в практике ДОО.
Проблема исследования: при каких психолого-педагогических условиях использования конструкторов LEGO развитие речи у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным?
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия использования конструкторов LEGO для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- охарактеризовать основные направления речевого развития детей в ДОО;
-рассмотреть особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста;
- представить инновационные технологии, используемые в ДОО;
- выявить уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
- описать опыт использования инновационных технологий как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования конструкторов LEGO будет наиболее эффективно при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- на занятии с использованием Лего-конструктора применять различные методы обучения (словесные, наглядные, игровые);
- предметно- развивающая среда в группе должна быть организована таким образом, чтобы дать детям возможность вовлечь их в активную познавательную и творческую деятельность.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами был использован комплекс методов исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнительно-сопоставительный анализ, описательный метод, наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), обобщение педагогического опыта, математические методы обработки данных, графическое иллюстрирование эмпирических данных.
База исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №10» г. Курска. В эксперименте приняли участие 25 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: введение, 2 главы основного текста, заключение, список литературы, приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Основные направления речевого развития детей в ДОО
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) первостепенной целью дошкольного обучения ставит развитие навыков речевого общения. Поскольку основой речевой организации человека является лексика, различные недостатки в ее функционировании значительно усложняют процесс общения и социальной адаптации. Согласно п.2 6 настоящего стандарта среди целевых ориентиров речевого развития ставится обогащение активного и пассивного словарного запаса ребенка [ФГОС ДО].
Дошкольный возраст представляет собой стадию значительных изменений в организме ребенка и выступает в качестве определенной стадии созревания организма.
Проблеме изучения закономерностей, последовательности и этапов развития речи в онтогенезе посвящены труды ученых-лингвистов, психологов, педагогов, психолингвистов (А.М. Бородич, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Н.В. Гавриш, А.Н. Гвоздев, В.В, Гербова, Е.С. Кубрякова, A.A. Леонтьев, Е.И. Негневицкая, Ф А. Сохин, О.С. Ушакова, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и др.).
Речь является средством общения, по мнению Р. С. Немова, речь определяется системой звуковых сигналов, письменных знаков и символов, которые позволяют отображать, преобразовать и транслировать информацию [Плещенко 2017: 62].
Речь является результатом общения, её формой сопровождения.
С.Л Рубинштейн указывает, что речь выступает средством целенаправленного взаимодействия посредством семантизации слова [Сохин 2017: 69].
Отметим, что понятие «речь» можно найти во всех словаря и энциклопедиях. К примеру, Большой психологический словарь приводит следующее определение термину «речь» как коммуникативная деятельность человека, предназначенный для общения с другими участниками языкового коллектива [Сохин 2017: 71].
Педагогики в области методики преподавания русского языка и литературы, Т.А. Ладыженская и В.Н. Мещерякова, понятие «речь» рассматривают с несколько сторон: с одной стороны речь понимается ими как процесс обмена речевыми фразами, а с другой стороны – как результат этого общения, который выражается в форме устного или письменного сообщения [Алексеева, Яшина 2017: 51].
Итак, мы можем обобщить, что речь выступает средством общения между ребенком и сверстниками, ребенком и взрослым. От того, насколько понятно речь ребенка, может судить о развитии ребенка и степени его комфортности в обществе сверстников.
Таким образом, можно сделать вывод, что речь – это сложный процесс, предназначенный для передачи и получения информации от одного человека другому и удовлетворяющий потребность человека в общении.
Далее рассмотрим особенности развития речи в старшем дошкольном возрасте, также методические подходы к организации речевого развития в условиях группы ДОО.
Речевое развитие детей можно охарактеризовать с нескольких сторон:
- фонетическое развитие речи – дифференциация и совершенствование воспроизводства звуков родного языка;
- грамматическое развитие речи – освоение ребенком норм и правил родного языка, их использование в речи;
- синтаксическое развитие речи – способность ребенка составлять слова в словосочетания, словосочетания в предложения разного типа строения;
- лексическое развитие речи - обогащение и уточнение словаря ребенка всеми частями речи, развитие синонимического, антонимического рядов [ФОП ДО].
Реализация этих направлений в рамках ДОО происходит при организации режимных моментов, игровой, учебной, воспитательной, трудовой деятельности, совместной работы над созданием своих аппликаций или подготовке к праздникам.
Суммируя вышеизложенное, можно подвести следующие итоги:
1. Речевое развитие дошкольников – развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха, звукового анализа, словаря, грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, навыков и умений связной речи.
2. Проблема речевого развития дошкольников находит своё отражение в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе. Так, К.Д. Ушинский связывает успешность речевого развития дошкольников с их приобщением к национальной культуре, знакомству с родным языком. В работах А.М. Леушиной и С.Л. Рубинштейна впервые понятие связной речи раскрывается во взаимосвязи с мышлением ребенка, связывается с развитием психических функций [Ефименкова 2017: 54].
3. Основные направления речевого развития дошкольников: развитие словаря, воспитание звуковой культуры, развитие связной речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи, формирование грамматического строя.
1.2. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст – это период обогащения словарного запаса. Его рост зависит от условий жизни и воспитания, поэтому данные о количестве слов у детей одного возраста в литературе сильно различаются.
У старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение («она», «он»), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: «она (девочка) пошла», «она (корова) забодала», «он (волк) напал», «он (шар) покатился» и т.д. Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно. На этой основе возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во «внутреннем монологе», при котором происходит как бы разговор с самим собой [Ивлеева 2018: 82], [Лисина 2019, 145].
В.И. Ядешко считает, что ситуативность речи у старших дошкольников заметно снижается [Миронова 2018: 112]. Это выражается, с одной стороны, в уменьшении количества указательных частиц и наречий места, заменявших другие части речи, с другой стороны, в уменьшении роли изобразительных жестов при рассказывании.
У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их.
На развитие связной речи также влияние и словарный запас. Именно поэтому дошкольном возрасте он значительно обогащается. Первыми накапливаются существительные и глаголы, далее прилагательные, предлоги, местоимения и наречия [Ушакова 2018: 69]. Постепенно начинают формироваться грамматические навыки. В дошкольном возрасте дети часто допускают грамматические ошибки: неправильно согласовывают существительное с прилагательным, допускают ошибки в падежных окончаниях.
Связная речь (является показателем речевого развития ребенка).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2017. – 400 с.
2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2020. – 240 с.
3. Болотова И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2018. – №7. 6. – С. 35-38.
4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие. – М.: ACT: Астрель, 2018. – 158 с.
5. Генинг М. Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. - Чебоксары: Академия, 2019. - 299 с.
6. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2018. – 168 с.
7. Гризик Т.И., Глушкова Г. Использование конструкторов LEGO как полифункционального и трансформируемого средства образовательной среды группы: метод. сопровождение реализации ФГОС ДО // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 62-67.
8. Губайдуллина Э.Р. Создание современной развивающей среды в дошкольном учреждении // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2013. - № 4. - С. 91-99.
9. Гугуман Т. В., Семерез А. С. Значение строительно-конструктивных игр в развитии личности ребенка дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). – М.: Буки-Веди, 2017. – С. 39-42.
10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 112 с.
11. Житнякова Н.Ю. Лего в детском саду, или Так много способов учиться // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2016. - № 1. - С. 106-114.
12. Ивлева Т.Р. Речевое развитие в старшем дошкольном возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018 – №32 (8). – С.80-91.
13. Иншакова Е.В. Проблемы развития связной речи дошкольников // Сб. материалов Ежегодной научно-практ. конф. – 2020 – С. 77-79.
14. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. - ИПЦ «Маска».- 2013.
15. Канищева Н. В. Синегубова, Ю.В, Попова О.А. Конструирование как средство развития речевых функций у детей дошкольного возраста // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2019г.: в 2-х ч. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. Часть II. С. 66-70.
16. Котова А.Л. Преемственность речевого развития дошкольников и младших школьников // Известия Российского гос. ун-та им. А.И. Герцена. – 2022 – №203. – С.116– 122.
17. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2019. – С. 143-151.
18. Миронова Н. Как учить дошкольника связной монологической речи воспитание. – 2018. – № 9. – С. 111-116.
19. Остапенко А. Правильная последовательность освоения речевых навыков и речевое развитие дошкольников // Дошкольное образование. – 2020. – № 12. – С. 54-57.
20. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культуры речи: учеб. пособие / Под ред. П.П. Шубы. – Мн.: «ТетраСистемс», 2017. – 544 с.
21. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.
22. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2015. – 223 с.
23. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет : Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2017. – 112 с.
24. Турченко И. Речевое развитие дошкольника // Здоровье детей : [журнал Издательского дома «Первое сентября»]. – 2019. – № 5-6. – С. 30-34.
25. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Издательство Института психотерапии, 2018. – 256 с.
26. Ушакова О. С. Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://raguda.ru/ns/metodika-razvitija-rechi-detej-doshkolnogo-2-2.html
27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: письма и приказы Минобрнауки / ред.-сост. Т. В. Цветкова. – М.: Творческий центр Сфера, 2015. - 96 с.
28. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847).
29. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника. Методическое пособие. -Екатеринбург: Арго, 1996.-90 с.
30. Шамарина Е.В. Особенности использования наглядного материала для формирования связной речи старших дошкольников и младших школьников с задержкой психического развития // Начальная школа. – 2017. – № 4.– С. 118.