Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Объем производства и продаж продукции являются ключевыми индикаторами работы промышленных компаний. В ситуации, когда производственные ресурсы ограничены, а спрос практически не имеет предела, основное внимание уделяется именно объемам производства. Однако, когда рынок становится насыщенным и конкуренция усиливается, уже не производственные мощности определяют объемы продаж, а предполагаемые продажи становятся фундаментом для планирования производства. Компаниям следует выпускать продукцию только в том объеме, который они способны продать.
Динамика производства и продаж напрямую воздействует на затраты, прибыльность и общую эффективность предприятия, что делает анализ этих параметров чрезвычайно важным.
Производство готовой продукции для предприятий материального производства становится центральным элементом бизнес-деятельности и ключевым этапом в достижении основной цели - получении прибыли. Поэтому анализ объёма производства и продажи продукции всегда остается актуальным и играет решающую роль в создании информационной базы для управленческих решений.
Целью работы является рассмотрение анализа объема производства и продаж продукции, а также мероприятий по увеличению объемов производства и продаж.
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:
- изучить понятие и значение анализа объема производства и продаж продукции;
- рассмотреть нормативно-правовую базу производства и продаж продукции;
- рассмотреть показатели эффективности анализа объемов производства и продаж продукции;
- дать организационно-экономическую характеристику ООО «Еврохлеб»;
- проанализировать и дать оценку динамики объема производства и продаж продукции;
- провести анализ ассортимента продукции предприятия;
- предложить мероприятия по увеличению объемов производства и продаж продукции ООО «Еврохлеб».
Объектом исследования является ООО «Еврохлеб» по производству замороженных хлебобулочных полуфабрикатов.
Предметов исследования является объем производства и продаж продукции данного предприятия.
Методы исследования сравнительный, статистико-экономический, синтез, аналитика и другие методы.
Источниками информации для выполнения курсовой работы явились: Бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах ООО «Еврохлеб» за 2021-2023 годы.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделом, заключения, библиографического списка и приложений.
1 Теоретические основы анализа объема производства и продаж продукции
1.1 Экономическая сущность объемов продаж продукции и его значение в деятельности организации
В современной экономике достижение предприятием успешного объема продаж является очень важным условием для его развития и дальнейшего роста. Основными функциями коммерческих организаций являются производство и продажа продукции, поэтому оценку результатов производственной деятельности следует начинать с изучения показателей продаж продукции. Анализ объема продаж при проведении на регулярной основе позволяет владельцам компании своевременно понять, соответствует ли текущий уровень развития предприятия состоянию рынка.
Экономический критерий «успешности» действующего или перспективного бизнеса – показатель объема продаж — это основной показатель результатов работы компании. От него зависит не только прибыль, но и определяется стоимость всего бизнеса. Абсолютная величина данного показателя влияет на ключевые параметры доходности, прибыльности и рентабельности, дает возможность анализировать ценовую политику и принимать стратегические решения в части внесения изменений. Ряд взаимосвязанных значений, включая допустимый уровень издержек по видам, позволяет использовать объем реализации для комплексного экономического анализа предприятия.
Любой факт уменьшения продаж — это тревожный звонок, показывающий, что необходимо немедленно реагировать, выяснять причины снижения показателей. Поэтому так важен мониторинг сбыта продукции.
Объем продаж – значимый экономический показатель, оцениваемый в количественном и денежном эквиваленте.
В количественном выражении – это общее число реализованных единиц продукции, товаров, работ или услуг, в финансовой интерпретации – это объем реализации, равный в зависимости от утвержденной учетной политикой методологии учета:
сумме выручки за минусом косвенных налогов (НДС и акциза), поступившей от покупателей и заказчиков – при применении кассового метода;
значению валового дохода, отраженного по факту отгрузки готовой продукции, товарного ассортимента или оказанных услуг контрагентам – при использовании метода начисления.
Фактический показатель служит для контроля товарооборота за любой интересующий период, а оценка в динамике позволяет сопоставить увеличение либо уменьшение в товарном и денежном измерении. Помимо достигнутой величины для каждого хозяйствующего субъекта важен прогнозный показатель, позволяющий найти значение объема, по достижении которого предприятие гарантированно получает прибыль [23, c. 65].
Процесс управления продажами продукции представлен на рисунке 1 и включает в себя планирование продаж продукции, организацию данного процесса, мотивацию участников и контроль данной деятельности.
Рисунок 1 – Процесс управления продажами [23, с. 65]
Однако, конечной целью функционирования любого хозяйствующего субъекта является получение прибыли, поэтому достижение стабильного поступательного развития любой организации невозможно без регулярного получения положительного финансового результата от ее деятельности.
Объем продаж не сравнивают с показателями компаний-конкурентов или со среднеотраслевыми значениями. Важно сопоставить показатель с результатами работы в своей компании в соответствии с плановыми ориентирами или предыдущими периодами.
Усредненное нормативное значение показателя не установлено. Объективному сравнению с числовой величиной конкурентов объем продаж подлежит в случае возможности сопоставления рыночных долей, занятых каждым субъектом предпринимательства без учета иных видов финансово-хозяйственной деятельности. Например, своеобразный демпинг при реализации печатных средств массовой информации по заниженной цене компания может покрыть за счет прибыли, полученной от размещения рекламы, что делает ценовую политику оправданной, но несопоставимой для сравнения с конкурентами [22, c. 33]. В таблице 1 представлены факторы изменения объемов реализуемой продукции1
Таблица 1 – Факторы изменения объемов реализуемо продукции
Объем продаж снижается Объем продаж продукции увеличивается
Сокращается количество проданных товаров, оказанных услуг Растет объем выполненных работ, реализованных товаров, оказанных услуг
Снижается цена за одну единицу продукции Стоимость каждой единицы продукции увеличивается
Для экономического анализа значимым считается классификация показателя по видам, дающая возможность оценить эффективность функционирования хозяйствующего субъекта и не допустить убыточность от основного вида деятельности.
На микроуровне (для каждой компании) выделяют следующие объемы продаж:
1. Валовый – совокупная реализация за анализируемый период без учета продажных и послепродажных скидок, а также возвратов реализованной продукции покупателями. Оцениваемый критерий дает возможность проанализировать целесообразность заложенного изначально уровня торговой наценки.
2. Чистый – валовый объем продаж за минусом всех вычетов (предоставленных скидок, уценок, возврата ранее реализованных товаров). Числовое значение используется для анализа эффективности функционирования хозяйствующего субъекта в занятом сегменте рынка, а также для оценки качества. При выявлении большого удельного веса возвратов бракованной продукции производителю необходимо пересмотреть технологический процесс производства, а торгующей организации поставщиков.
3. Целевой – рассчитываемый параметр на основании усредненных сведений, исходя из запланированного показателя прибыли и уровня рентабельности. Сопоставление прогнозной допустимой величины в денежном эквиваленте с фактически полученным значением за исследуемый период позволяет делать выводы о продолжении осуществляемой деятельности либо радикальном пересмотре.
4. Критический – минимальный показатель, позволяющий предприятию избежать убытков от реализации. Расчет обратным счетом дает возможность определить точку безубыточности, когда выручка способна покрыть постоянные затраты, не изменяющиеся при увеличении либо уменьшении дохода [22, с. 35].
Значение для предприятия оценки объема продаж продукции велико, так как любой факт уменьшения продаж — это тревожный звонок, показывающий, что необходимо немедленно реагировать, выяснять причины снижения показателей. Анализ объема продаж позволяет изучить и оценить результаты работы фирмы.
Каждая организация должна определить помимо критического «порога» целевой объем продаж, исходя из предельно допустимого уровня прибыльности, оправдывающей цель функционирования, зафиксированную в уставных документах. Для арифметического расчета размер прибыли следует заложить в формулу. До приближения значения к критическому уровню компания может не пересматривать сбытовую политику, однако целесообразно отслеживать тенденцию в динамике во избежание убыточности [19, c. 21].
Анализ объемов производства и продаж представлен на рисунке 2, его начинают с изучения динамики выпуска и продажи продукции. При этом указывают на необходимость рассчитывать базисные и цепные темпы роста и прироста.
Рисунок 2 – Направление анализа продаж
Чтобы определить экономическую обоснованность реализации, необходимо выявить наиболее рентабельный товарный ассортимент и сопоставить со сбытовой и ценовой политикой.
Среди востребованных методов анализа:
1. АВС-анализ. Инструмент позволяет установить степень влияния каждой товарной единицы на общий результирующий показатель объема продаж. В соответствии с законом Парето лишь 20 % реализуемой продукции, приносит до 80 % прибыли, поэтому задача руководства – выявить наиболее рентабельные товары. Для этого следует составить перечень продукции, распределить в порядке увеличения доходности с последующей сортировкой в зависимости от степени влияния на выручку и доход.
2. Расчет минимально допустимого объема. Прогнозный расчетный параметр важен при запуске нового продукта на рынок сбыта. Определение точки безубыточности дает возможность рассчитать объем, гарантирующий окупаемость, при недостижении которого внедрение нового вида товаров теряет экономическую обоснованность.
3. Анализ динамики продаж. Сопоставлению подлежит текущий объем отчетного периода в соотношении с аналогичным показателем предыдущего периода. Если значение выше единицы, то можно делать выводы о положительной тенденции, наметившейся в динамике.
4. Факторный анализ. В процессе исследования сравниваются запланированные показатели с фактически полученными в интересующем интервале времени с учетом колебания спроса и предложения, а также прогноза на обозримый временной промежуток будущего периода [21, c. 109].
Для детального исследования рекомендуется составлять план увеличения прогнозного показателя с использованием графиков и учетом ошибок. Эффективностью обладают капиталовложения в улучшения маркетинговой стратегии, обучение менеджеров сектора сбыта и проведение тренингов для руководящего состава. Дополнительно необходимо систематически корректировать товарный ассортимент в соответствии с потребностями и изменчивостью вкусов целевой аудитории.
1.2 Нормативно-правовая база объема производства и продаж продукции
В современной России действует сложная система правил, регулирующая бухгалтерский учет продукции, которая разделена на четыре уровня. На вершине этой системы стоит законодательство, включающее в себя кодексы, федеральные законы, постановления и указы.
Например, Гражданский кодекс, обновленный 21 октября 1994 года, устанавливает правила для передачи прав собственности и условия купли-продажи, подробно описанные в статьях 454-566 [1]. Также Налоговый кодекс, принятый 5 августа 2000 года и измененный 18 марта 2020 года, определяет систему налогов, общие принципы налогообложения и правила оценки остатков продукции [2]. В частности, статья 319 указывает, что оценка остатков готовой продукции проводится налогоплательщиками на основе первичных документов и расходов текущего месяца, с учетом расходов на незавершенное производство.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) 5 августа 2000 года N 117-ФЗ (ред. от 04.08.2023)
3. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 12.12.2023)
4. Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 07.02.2020) "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008) (дата обращения 15.05.2024)
5. Приказ Минфина России от 15 ноября 2019 г. N 180н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы» (дата обращения 15.05.2024)
6. Приказ Минфина России от 06 мая 1999 г. N 32н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учете «Доходы организации» ПБУ 9/99 (дата обращения 15.05.2024)
7. Приказ Минфина России от 06 мая 1999 г. N 33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учете «Расходы организации» ПБУ 10/99 (дата обращения 15.05.2024)
8. Абдукаримов, И. Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: учеб. пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. – Москва: ИНФРА-М, 2022. – 214 с.
9. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / под ред. А.П. Гарнова. – Москва: ИНФРА-М, 2022. – 366 с.
10. Анализ финансовой отчетности: учебник / под ред. М.А. Вахрушиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2022. – 434
11. Губина, О. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / О. В. Губина, В. Е. Губин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ФОРУ: ИНФРА-М, 2021. – 335 с.
12. Дудник, Д. В. Основы финансового анализа: учебное пособие / Д. В. Дудник, М. Л. Шер. – Москва: РГУП, 2020. – 232 с.
13. Егорушкина Т. Н., Гордюшкина Ю. Е. Анализ факторов, влияющих на формирование финансов коммерческих организаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2381–2385. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970803.htm. (дата обращения 08.05.2024)
14. Жилкина, А. Н. Финансовый анализ: учебник и практикум для вузов / А. Н. Жилкина. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 285 с.
15. Илышева, Н. Н. Анализ в управлении финансовым состоянием коммерческой организации: монография / Н. Н. Илышева, С. И. Крылов. – 2-е изд., с изм. – Москва: Финансы и Статистика, 2021. – 244 с.
16. Илышева, Н. Н. Анализ финансовой отчетности: учебник / Н. Н. Илышева, С. И. Крылов. – Москва: Финансы и Статистика, 2021. – 370 с.
17. Казакова, Н. А. Финансовый анализ в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / Н. А. Казакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 297 с.
18. Кузнецов В. В., Илларионов А. К. Экономический анализ бизнеса: управленческий источник информации. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 491 с.
19. Ледницкий, А. Реализация продукции со скидкой за объем продаж и оценка эффективности ее предоставления / А. Ледницкий // Экономика. Финансы. Управление. – 2021. – № 2. – С. 21-27.
20. Мельник М. Г., Косарев Д. А. Экономический анализ. – М.: КноРус, 2021. – 368 с.
21. Пантелеева, О. Б. Применение методов прогнозирования объема продаж продукции на предприятиях / О. Б. Пантелеева, А. И. Ковалева, Г. Т. Согомонян // Сфера услуг: инновации и качество. – 2022. – № 59. – С. 109-120
22. Трофимов, О. В. Анализ особенностей развития высокотехнологичных предприятий промышленности в экономике Нижегородской области / О. В. Трофимов, В. Г. Фролов, Е. З. Климова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2021. – № 1(61). – С. 33- 38
23. Экономика предприятия: учебник для вузов / С. П. Кирильчук [и др.]; под общей редакцией С. П. Кирильчук. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 458 с.
24. Экономика предприятия: учебник для вузов / С. П. Кирильчук [и др.]; под общей редакцией С. П. Кирильчук. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 458 с.
25. Официальный сайт ООО «Еврохлеб» URL: https://evrohleb.ru/?ysclid=lw0z1if9tt152536667 (дата обращения 10.05.2024)
26. Финансовая и бухгалтерская отчетность ООО «Еврохлеб» URL: https://finmozg.ru/finan_demo/index.html? (дата обращения 10.05.2024)