Фрагмент для ознакомления
2
Как следует из названия, оздоровительная физическая культура призвана, прежде всего, обеспечить охрану и укрепление здоровья человека. Несмотря на свою очевидность, термин "оздоровительная физическая культура" до сих пор не получил полного объяснения. Например, в классификации компонентов физической культуры Л.П. Матвеева отсутствует понятие оздоровительной физической культуры. Оздоровительная деятельность признается необходимым компонентом любого вида физической культуры. В связи с этим все компоненты физической культуры (спорт, базовая, специализированная практика, оздоровление и реабилитация, фоновая физическая культура) выполняют оздоровительную функцию. В то же время в современном обществе растет потребность в укреплении здоровья посредством физической культуры. Для этого необходимы мероприятия, специально организованные для эффективного решения проблем здоровья.
Характерной особенностью физической культуры для укрепления здоровья является оптимальный режим занятий и индивидуализация физической нагрузки людей с учетом возраста, пола, характера производственной и учебной деятельности, состояния здоровья.
Таким образом, физическая культура для укрепления здоровья - это особая область применения средств физической культуры и спорта, целью которой является оптимизация физического состояния человека, восстановление физических сил, затраченных во время работы (учебы), организация активного отдыха и повышение физической активности. Устойчивость организма к воздействию негативных производственных факторов и окружающей среды.
Поскольку содержание культур тела, способствующих здоровью, еще предстоит обсудить, давайте сравним их с другими типами культур тела. Как известно, культура тела - это сложная многоуровневая система. В терминах системного анализа она функционирует как высокоуровневая система. Иными словами, структура культуры тела представлена набором относительно независимых компонентов (подсистем) с набором специфических функций. Для того чтобы описать независимые подсистемы, необходимо определить, во-первых, что их объединяет с системами более высокого уровня (общие функции) и, во-вторых, какие факторы определяют независимость подсистем (специальные функции). Поскольку и общие, и специальные функции влияют на поведение всей системы, рассмотрим сначала закономерные связи, определяющие иерархию структуры системы физической культуры.
Ведущая роль в оптимизации физкультурно-оздоровительных процессов принадлежит проектированию различных физкультурно-оздоровительных систем на основе соответствующих соотношений между научно установленными внешними и внутренними факторами развития человека [2].
В настоящее время появились новые направления в оздоровительной физической культуре, которые, несомненно, приносят пользу здоровью. Это степ, слайд, джаз, аква- или гидроаэробика, танцевальная аэробика (фанк-аэробика, урбан-джем, хип-хоп и др.), велоаэробика, нагрузочная аэробика (малая штанга), аква-бег, шейпинг и стретчинг.
Конечно, системы физической культуры имеют национальные традиции, обусловленные культурными, социальными, правовыми, экономическими и другими особенностями общества. Поэтому высшим (первым) системным уровнем по отношению к исследуемой теме является белорусская национальная система физической культуры.
Национальная система физического воспитания включает в себя спорт и базовое физическое воспитание. Такое разграничение связано со спецификой спорта как социального явления. Известно, что спорт включает в себя саму соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней и определенные межличностные отношения и нормы, формирующиеся на основе этой деятельности. Условия, необходимые для развития спорта, имеют ярко выраженную специфику. Например, такие атрибуты, как спорт, система спортивных соревнований, спортивные достижения, спортивные школы, спортивное образование, спортивная форма, спортивный отбор, характерны только для спорта. Таким образом, на втором уровне деление на подсистемы основано на различиях в целях и задачах.
Базовая физическая культура включает в себя подсистемы (третий уровень), которые в той или иной степени составляют современную систему физической культуры: физическая культура укрепления здоровья и физическая культура продления жизни.
Физические упражнения всегда были направлены на формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств. На современном этапе развития эти задачи решаются в рамках так называемой оздоровительной физической культуры. В нашей стране обязательное физическое воспитание осуществляется в детских садах, школах, средних и высших учебных заведениях. Таким образом, подрастающее поколение готовится к труду и формирует здоровый образ жизни, основанный на разумной физической активности [3].
Для поддержания достигнутой формы тела и непосредственного внедрения здорового образа жизни необходимо длительное физическое воспитание. Тем самым реализуется одна из важнейших социальных функций физической культуры.
Как вы увидите, разделение на подсистемы на этом уровне основано на различиях в объектах воздействия (детство, подростковый возраст, взрослость и далее) и в направленности педагогического воздействия (формирование средств воздействия) (двигательные навыки, базовая физическая подготовка - развитие и расширение двигательных навыков, поддержание достигнутых форм). Следует отметить, что физические упражнения должны оказывать оздоровительное воздействие в любом возрасте. Однако именно в зрелом возрасте оздоровительная функция физической культуры приобретает все большее значение. Не отрицая важности физического воспитания в формировании здоровья детей, следует помнить, что начало трудовой деятельности, как правило, совпадает с периодом, когда люди отходят от обязательных физических упражнений. Именно в этот период возрастает роль образовательных учреждений в формировании у людей специальных знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения занятий физической культурой на протяжении всей жизни.
Долгосрочное физическое воспитание охватывает широкий и, на первый взгляд, многогранный круг вопросов, связанных со здоровьем. Поэтому физические упражнения используются не только как средство профилактики, но и как лечение и реабилитация после болезни. Таким образом, многолетнюю физическую культуру можно разделить на подсистемы четвертого уровня: физическую культуру укрепления здоровья и физическую культуру восстановления здоровья.
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура и ее основной компонент - лечебная физическая культура - используются для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности пациента, а также для профилактики последствий патологического течения. Средства лечебной физической культуры имеют определенные направления. С другой стороны, оздоровительная культура тела в основном ориентирована на здоровых людей. Таким образом, признаком разделения подсистем на данном этапе является различие относительно текущего состояния человека.
Оздоровительная физическая культура призвана обеспечить наиболее благоприятный функциональный фон для жизни человека. Окружающая среда, характер и содержание труда, а также то, что можно назвать издержками современной цивилизации (экология, психические стрессы, отсутствие физической нагрузки, неправильное питание и т.д.), оказывают негативное влияние на здоровье и работоспособность человека. Использование оздоровительных мероприятий соматической культуры позволяет значительно повысить резерв здоровья и тем самым снизить вероятность развития ряда заболеваний, вызванных как образом жизни, так и неблагоприятным воздействием окружающей среды. Поскольку оздоровительные функции присущи всем видам физической культуры, рассмотрим характеристики оздоровительной физической культуры. Помимо оздоровительного эффекта, физические упражнения оказывают воспитательное воздействие (повышают умственную и физическую работоспособность), повышают уровень физических качеств, способствуют формированию и дальнейшему развитию важных двигательных навыков и умений (например, плавание, лыжный спорт).
Оздоровительный, лечебный и воспитательный эффект физических упражнений еще более усиливается при правильном сочетании их с такими лечебными мероприятиями, как водные упражнения, солнечные и воздушные ванны, массаж.
Таким образом, физические упражнения и регулярное использование лечебных факторов повышают жизненный тонус и естественный иммунитет организма, улучшают функционирование и работоспособность вегетативной нервной системы и предотвращают преждевременное старение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бекмуратов Р.О. Особенности технических действий тхэквондо (ИТФ)/ Р.О. Бекмуратов, А.Р. Казаков// Форум молодых ученых – 2020 – с.94-96.
2. Ветков Н. Е. Содержание и требования к организации и проведению физкультурно-оздоровительной тренировки/ Наука-2020 – 2018 – с.39-44.
3. Деминская Л. А. Оздоровительная физическая культура в процессе сохранения и восстановления здоровья современного человека // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports – 2007.
4. Казин Э. М. Научно-теоретические аспекты подготовки педагога физической культуры к реализации здоровьесберегающего образования/ Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, Н.В. Коваленко// СибСкрипт – 2013 – с.92-95.
5. Карпова И.А. Организация физкультурно-оздоровительной деятельности на вахтовых предприятиях Сибири с использованием цифровых дистанционных технологий/ И.А. Карпова, В.Г. Шилько, Л.В. Капилевич // Теория и практика физической культуры – 2021 – с.32-34.
6. Карушина В.Ю. Теория и методика оздоровительной и адаптивной физической культуры // Проблемы и перспективы развития образования в России – 2014.
7. Косяченко А.А. Теория и методика оздоровительной физической культуры/ А.А. Косяченко, Д.В. Бровиков // Проблемы и перспективы развития образования в России – 2014.
8. Мухаметов А. М. Основы оздоровительной физической культуры // Вестник науки и образования – 2020 – с.44-46.
9. Симаков А. М. О необходимости развития специальной выносливости у высококвалифицированных спортсменов в тхэквондо ИТФ/ Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт – 2022 – с.102-109.
10. Таймазов В.А. Тхэквондо версий ИТФ и ВТФ точки соприкосновения/ В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, А.В. Павленко, В.А. Чистяков// Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта – 2014 – с.122-127.
11. Щеглов И. М. Особенности обучения двигательным действиям в тхэквондо ИТФ и кикбоксинге/ И.М. Щеглов, С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков, А.А. Паульс// Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта – 2021 – с.537-541.
12. Щеглов И. М. Особенности подготовки спортивных судей по тхэквондо ИТФ/ Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта – 2019 – с.471-474.