Фрагмент для ознакомления
2
Изучение темперамента в психологии представлено различными научными подходами и традициями. В отечественной психологии особенно заметна роль И.П. Павлова, который разработал теорию темперамента, основанную на взглядах античных философов. Павлов считал, что тип нервной системы и темперамент - это одно и то же. В своих исследованиях он выделил общие типы высшей нервной деятельности для человека и животных, которые отличаются свойствами нервной системы, такими как сила возбуждения, торможения, равновесие и подвижность. Павлов подчеркивал, что эти типы соответствуют древней классификации темпераментов. Одним из отличительных признаков типа, выделенного Павловым, была приспособленность к окружающей среде и стойкость к болезнетворным агентам [21].
Позднее свойства нервной системы с точки зрения индивидуальных особенностей были исследованы другими учеными, такими как Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин, П.К. Анохин, В.М. Русалова, Э.А. Голубева и другими.
Б.М. Теплов явился основателем психофизиологии индивидуальных различий, главной целью которой было изучение физиологических механизмов индивидуально-психологических различий у людей. В его работах подчеркивается природная основа, на которой строятся психологические типы [32].
Концепцию Б.М. Теплова поддерживал и развивал В.Д. Небылицын, основываясь на многочисленных исследованиях. В своих работах Небылицын доказывает, что темперамент характеризует индивида с точки зрения динамических особенностей его психической активности, таких как темп, быстрота, ритм, интенсивность составляющих эту активность психических процессов и состояний [17].
Разработки В.Д. Небылицина в научных работах раскрывают одну из важнейших дополнительных составляющих понимания сущности темперамента, а именно проблему проявления темперамента в различных сферах человеческого поведения. Исходя из этого, выделяются две сферы поведения – предметно-двигательная и коммуникативная (социальная) [16].
В отечественной психологии было предпринято несколько попыток доказать, что тип темперамента является исключительно психологической категорией.
Один из ведущих отечественных исследователей темперамента – В.С. Мерлин, основатель пермской психологической школы. Он считал, что понятие темперамента должно быть не исходной предпосылкой, а конечным результатом разработки теории темперамента. В.С. Мерлин выделял следующие свойства темперамента: сензитивность, реактивность, активность, эмоциональная возбудимость, темп психических реакций, пластичность или ригидность [15].
Современные представления о темпераменте основаны на фундаментальной концепции функционально-системной организации мозговой деятельности, предложенной П.К. Анохиным. При этом свойства нервной системы рассматриваются как базовые характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную активность нервной системы. Это понимание заметно изменило подход к темпераменту в структуре индивидуальности. Базовые характеристики позволили связать темперамент с другими характеристиками индивидуальности, такими как способности, направленность, характер, мотивация [2].
В ходе систематических теоретико-экспериментальных исследований индивидуальности и способностей, проведенных Э.А. Голубевой и ее коллегами (Н.Я. Большунова, Е.П. Гусева, С.А. Изюмова, М.К. Кабардов, Б.Р. Кадыров, Н.Е. Максимова, В.В. Печенков, Т.Л. Чепель и другими), было обнаружено, что темперамент является важной категорией личности, основываясь на фундаментальных исследованиях В.Д. Небылицына, Я. Стреляу и Н.Д. Левитова.
Э.А. Голубева уделяет особое внимание темпераменту в описании структуры индивидуальности. Эмоциональность и активность являются системообразующими признаками темперамента в системе индивидуальности.
В школе, основанной Э.А. Голубевой, была исследована проблема соотношения способностей и темперамента. На основе экспериментального материала были установлены следующие взаимосвязи:
1. Были выявлены соотношения между способностями к обучению, успеваемостью в школе и типологическими свойствами нервной системы, которые являются физиологической основой темперамента.
2. Была установлена взаимосвязь между способностями к обучению и эмоциональностью, которая является существенной психологической характеристикой темперамента и одновременно мотивационной характеристикой поведения, обусловленной типологическими свойствами нервной системы.
3. Было доказано существование устойчивого соотношения между способностями и темпераментом через общую психологическую характеристику - активность, которая является общим структурообразующим признаком и одновременно обусловлена типологическими свойствами нервной системы [7].
Согласно предположению В.М. Русалова, темперамент является неотъемлемой составной частью, необходимой для эволюции и основы развития более сложных личностных конструктов, а также формирует особенности когнитивной подсистемы личности [22].
Таким образом, проведенные исследования подтверждают важность изучения темперамента при анализе индивидуальности и способностей.
Согласно В.М. Русалову, темперамент является особой психобиологической категорией, охватывающей всеобъемлющие формально-динамические аспекты поведения человека [22].
Анализируя зарубежные теории темперамента, можно выделить концепцию Г. Айзенка, основанную на идее И.П. Павлова о свойствах нервной системы, таких как сила и возбудимость [1].
Г. Айзенк представляет иерархическую модель личности, определяющую интроверсию и экстраверсию, а также нейротизм и стабильность [33].
М. Ротбэрт определяет темперамент как конституциональные индивидуальные различия в реактивности и саморегуляции. Темперамент в данном случае рассматривается как относительно устойчивая биологическая особенность, наследуемая и подверженная воздействию созревания и опыта [34].
Концепции В.С. Мерлина подтверждаются исследованиями Яна Стреляу, посвященными психологическим аспектам темперамента. Я. Стреляу разработал «регулятивную теорию темперамента», определяющую энергетические составляющие темперамента через измерение активности и реактивности. Целью индивида является поддержание оптимального уровня бодрствования, что является его основной потребностью [27].
Изучая различные концепции темперамента, можно сказать, что наиболее популярная теория детского темперамента принадлежит американскому ученому А. Томасу. Александр Томас, Стела Чесс и Герберт Берч рассматривали в своих исследованиях индивидуальность ребенка, считая темперамент основным критерием. Авторы сосредоточились не только на влиянии среды, но и на воздействии внутренних факторов, объединив их в понятие «темперамент ребенка» [31].
Томас, Чесс и Берч вместе разработали новую концепцию, известную как «динамическая теория психиатрии и развития детей». Они выявили девять свойств темперамента, которые определяют индивидуальность ребенка и формируют три основных типа темперамента.
Авторы описали сложную динамику развития индивидуальности у детей, где дети с определенными свойствами темперамента вызывают типичные реакции окружающей среды, а эти реакции возвращаются и влияют на свойства темперамента детей. Постепенно меняющиеся свойства темперамента в свою очередь оказывают последующее влияние на окружающую среду, что снова вызывает ее реакцию и воздействие на свойства темперамента детей. Таким образом, авторы доказывают важность индивидуальности детей в их развитии.
Доказательством широкого изучения темперамента как в России, так и за рубежом, являются различные научные школы и традиции, представленные в исследованиях. Среди наиболее важных концепций темперамента можно отметить работы Теплова, Небылицына, Голубевой, которые подчеркивают природную основу темперамента и отмечают, что он отражает динамические особенности психической деятельности индивида.
Теплов рассматривает индивидуальные различия как способы уравновешивания организма и среды, а Голубева видит темперамент как необходимую составляющую индивидуальности, включая его связь с другими компонентами, такими как способности, характер и мотивация.
В своей работе Мерлин подтверждает, что темперамент регулирует динамику психической деятельности в целом.
Стреляу определяет темперамент как совокупность формальных и относительно стабильных характеристик поведения, проявляющихся в энергетическом уровне и временных параметрах реакций.
Вместе с тем, Томас и Чесс подчеркивают значение темперамента как стиля поведения детской индивидуальности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айзенк Ганс: теория типов личности. [Электронный ресурс] URL: https://psychojournal.ru/psychologists/96-gans-ayzenk-teoriya-tipov-lichnosti.html?ysclid=lw372rn6dr438936448 (дата обращения: 12.05.2024)
2. Анохин П.К. Теория функциональных систем [Электронный ресурс] URL: https://psyfactor.org/lib/anohin2.htm?ysclid=lw36y05jhs302840581 (дата обращения: 12.05.2024)
3. Бастракова, Ж. А. Влияние темперамента на взаимоотношения в семье / Ж. А. Бастракова // Молодой исследователь: от идеи к проекту : Материалы II студенческой научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 25 мая 2018 года / ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»; под редакцией Д. А. Михеевой. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2018. – С. 57-59. – EDN YZYDMT.
4. Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий: От темперамента - к характеру и типологии личности. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с. - (Психология для всех). ISBN 5-691-00504-9.
5. Борисов Д.Д. Темперамент и индивидуальность. Исследование темперамента методом визуальной психодиагностики // Проблемы современного образования. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/temperament-i-individualnost-issledovanie-temperamenta-metodom-vizualnoy-psihodiagnostiki (дата обращения: 07.05.2024).
6. Власова, Л. А. Темперамент и его проявления в лингвистических характеристиках и психологических компонентах речи: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Рос. ун-т дружбы народов (РУДН). - Москва, 2007. - 17 с.
7. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. - Москва: Прометей, 1993. - 304 с.
8. Дурмович, К. Влияние типов темперамента на успешность обучения / К. Дурмович // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания : Материалы XV Студенческой научно-практической конференции, Москва, 13 апреля 2018 года. – Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2018. – С. 44-47. – EDN XYGXET.
9. Евдокарова Т. В., Афанасьева А. А. Влияние типа темперамента на поведение подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tipa-temperamenta-na-povedenie-podrostkov (дата обращения: 07.05.2024).
10. Ильина, Т. С. Теоретические основы проблемы развития темперамента в современных исследованиях / Т. С. Ильина // Детский сад - начальная школа: опыт, преемственность, перспективы: Материалы XI Международной научно-практической конференции, Мозырь, 29–30 октября 2020 года. – Мозырь: установа адукацыі «Мазырскі дзяржаўны педагагічны універсітэт імя І. П. Шамякіна» - учреждение образования «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина», 2020. – С. 234-235. – EDN MTSZOS.
11. Калугин А. Ю. Взаимосвязь свойств темперамента с характеристиками ценностно-смысловой сферы личности в контексте пола // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2017. №1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-svoystv-temperamenta-s-harakteristikami-tsennostno-smyslovoy-sfery-lichnosti-v-kontekste-pola (дата обращения: 07.05.2024).
12. Конституциональные теории темперамента [Электронный ресурс] URL: https://psyera.ru/4254/konstitucionalnye-teorii-temperamenta?ysclid=lw6lz0zc1b703532343
13. Кривцова М. А., Авраменко А. В., Клименко А. А. Темперамент личности и его свойства // Уникальные исследования XXI века. 2015. №5 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/temperament-lichnosti-i-ego-svoystva (дата обращения: 07.05.2024).
14. Манолова, О. Н. Темпераментальные основы характера: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Ин-т психологии РАН. - Москва, 2005. - 27 с.
15. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности: избр. психол. тр. / В. С. Мерлин. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2009. – 544 с.
16. Небылицын В.Д. Темперамент Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. – 776 с.
17. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. Избр. психологические труды. - М., 2010. - 378 с.
18. Ноздрина, Н. А. Понятие о темпераменте. Виды и свойства темперамента / Н. А. Ноздрина, Р. Р. Дегтярев // Актуальные вопросы теории и практики развития научных исследований : сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 24 декабря 2019 года. Том Часть 2. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2019. – С. 136-140. – EDN BFMCPB.
19. Олейник Ю. Н., Елисеева И. Н. История исследований темперамента и характера в отечественной психологии: наукометрический анализ диссертационных исследований // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-issledovaniy-temperamenta-i-haraktera-v-otechestvennoy-psihologii-naukometricheskiy-analiz-dissertatsionnyh-issledovaniy (дата обращения: 07.05.2024).
20. Павленкович С.С., Беспалова Т.А., Токаева Л.К., Смышляева И.В. Типологические особенности темперамента и свойства нервной системы студентов командных и индивидуальных видов спорта в условиях соревновательной деятельности // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologicheskie-osobennosti-temperamenta-i-svoystva-nervnoy-sistemy-studentov-komandnyh-i-individualnyh-vidov-sporta-v-usloviyah (дата обращения: 15.05.2024).
21. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951-1952.
22. Русалов В. М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 528 с.
23. Саенко, О. А. Теоретические основы темперамента личности / О. А. Саенко // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : Материалы ХI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 07–09 декабря 2022 года / Под редакцией Д.Э. Елистратовой. Том Часть 2. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. – С. 69-70. – EDN GXZQJZ.
24. Скорогудаева, В. А. Темперамент и особенности изображения человека на фотографии: поиск взаимосвязи / В. А. Скорогудаева, Г. М. Шигабетдинова // Студенческий вестник. – 2019. – № 26-1(76). – С. 16-17. – EDN BSPSQU.
25. Слободская, Е. Р. Темперамент как фактор приспособления личности в критические периоды развития: автореферат дис. ... доктора психологических наук: 19.00.01 / РАН Н.-и. ин-т физиологии. - Новосибирск, 2000. - 34 с.
26. Степахина, Н. Н. Влияние темперамента на успеваемость студентов / Н. Н. Степахина, М. Д. Сунцова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 484-486. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86926/ (дата обращения: 07.05.2024).
27. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.
28. Стреляу Я. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения) / Я. Стреляу, О. Митина, Б. Завадский, Ю. Бабаева, Т. Менчук. Москва: Смысл, 2007. 104 с.
29. Тишина, Ю. И. Современные исследования темперамента в США / Ю. И. Тишина, О. А. Голодова // Проблемы преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе: материалы Международной научно-практической конференции, Рязань, 25 апреля 2019 года / отв. ред. Е.Е. Сухова; Т.В. Ризина. – Рязань: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Концепция", 2019. – С. 133-134. – EDN DREHBJ.
30. Теплов Б. М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 2002.
31. Чесс С., Томас А. Значение темперамента для психиатрической практики // Детство идеальное и настоящее: Сб. работ современных западных ученых. Новосибирск, 1994. С. 111-122.
32. Шалонько Е. Б. К вопросу о современном представлении темперамента в отечественной и зарубежной психологии // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. №54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprossu-o-sovremennom-predstavlenii-temperamenta-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-psihologii (дата обращения: 14.05.2024).
33. Eysenck H. J. The Scientific Study of Personality. L., 1952.
34. Rothbart M. Measurement of temperament in infansi // Chil Development. 1981. N 52. P. 569-578.
35. Features of accentuation. Character accentuation. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dtsib.ru/en/about-myself--about-myself/cherty-akcentuacii-akcentuacii-harakteraakcentuirovannye-lichnosti/.