Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Соблюдение законных прав несовершеннолетних, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступления, является одним из приоритет-ных направлений уголовного судопроизводства. Не только действующее российское законодательство уделяет большое внимание производству по делам несовершеннолетних, выделяя его в отдельную главу Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).
Стоит отметить, что цели применения норм морали и уголовно-процессуального правоприменения нередко являются тождественными, что отражает их как регуляторы общественного сознания. Таким образом, всё это оказывает влияние на психологические особенности несовершенно-летних. При этом в законодательстве о производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних существуют различные коллизии и не-совершенства статей, которые только осложняют данный процесс, из-за чего появляются различного рода ошибки в данном производстве.
Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних харак-теризуется наличием дополнительных гарантий, обеспечивающих защиту их прав и законных интересов. Одновременно законодатель, формально установив указанные гарантии, не обеспечил надлежащим образом их со-блюдение, что приводит к возникновению на практике различных кон-фликтов, требующих разрешения.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Предмет исследования - система норм уголовно-процессуального за-конодательства, регламентирующих порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Целью исследования является всестороннее рассмотрение особенно-стей, возникающих при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, а также подготовка рекомендаций по совершенство-ванию законодательства в изучаемой области.
Для достижения установленной цели необходимо решение следую-щих задач:
- рассмотреть теоретические и правовые основы производства по де-лам в отношении несовершеннолетних;
- раскрыть отдельные особенности производства по уголовным де-лам в отношении несовершеннолетних.
Методология исследования заключается в диалектическом методе по-знания, а также специальных методах, таких как: формально-юридический метод, методы анализа и синтеза.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОИЗ-ВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСО-ВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1 Производство по делам в отношении несовершеннолетних: поня-тие, сущность и основы правового регулирования
Особое производство в отношении рассматриваемых лиц обозначено в главе 50 УПК РФ и соответствует международным правилам ООН, ка-сающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила», 1985 г. ).
Правила анализируемого производства гарантируют формирование полного, объективного и всестороннего исследования обстоятельств дела, результативного обнаружения условий и причин осуществления преступ-ных деяний несовершеннолетними, реализацию ими своих процессуальных прав, использование справедливых и обоснованных уголовно-процессуальных мер влияния на данных лиц с учетом специфики личности и содеянного.
Невозможно не сказать о том, что 50 глава УПК РФ за всё время сво-его существования еще ни разу не была подвергнута каким-либо суще-ственным изменениям, поэтому, как показывает практика, качество приме-нение мер процессуального принуждения имеет очень низкие показатели. Так, например, для более качественной работы с несовершеннолетними, которая заключается в улучшении и повышении уровня воспитания и нравственности, а также в обеспечении более деликатного взаимодействия с субъектами уголовного судопроизводства, на наш взгляд, стоит пригла-шать психолога, который также может выступать как самостоятельный субъект уголовного процесса.
Наряду с этим, УПК РФ не содержит существенных отличий в про-цедурах избрания мер пресечения и задержания в отношении несовершен-нолетних и взрослых. В соответствии со статьей 423 УПК РФ избрание меры пресечения и задержание несовершеннолетнего осуществляется в том же порядке, что и в отношении взрослых.
По нашему мнению, такое положение в значительной мере ущемляет права и законные интересы несовершеннолетних.
Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, ориентируют нас на при-менение мер пресечения к несовершеннолетним подозреваемым, обвиняе-мым только крайних случаях и в течение минимального срока. Минималь-ные стандартные правила приоритетным считают избрание мер пресече-ния, не связанных с заключением под стражу. Содержание под стражей рассматривается как крайняя мера, которую следует применять в течение кратчайшего периода времени .
Приведенное положение выступает целью ювенального правосудия в обеспечении благополучия несовершеннолетних подозреваемых, обвиняе-мых. Таким образом, оно гарантирует более обходительное и корректное обращение с несовершеннолетними.
Также, нормы ст. 48 УПК РФ и ст. 51 УПК РФ закрепляют, что в ка-честве обязательных участников в уголовном производстве по делам в от-ношении несовершеннолетних привлекается защитник и их законные пред-ставители в порядке, установленные ст. 426 УПК РФ и ст. 428 УПК РФ со-ответственно. В этом заключается принцип повышенной юридической охраны прав несовершеннолетних в УСП. Другими словами, такая осо-бенность двойного представительства обеспечивает защиту их прав и ин-тересов.
Обращаясь к статьям УПК РФ, связанных с производством по уго-ловным делам в отношении несовершеннолетних, можно заметить особен-ности в предмете доказывания. В соответствии со ст. 421 УПК РФ при производстве предварительного расследования и судебного разбиратель-ства по уголовному делу в отношении несовершеннолетних, наряду с до-казыванием обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ, устанавливаются:
- возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения,
- условия его жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности,
- влияние взрослых на сознание несовершеннолетнего.
Наличие таких данных позволяет установить личность несовершен-нолетнего, его психическое развитие и сознание, которые помогают опре-делить осознанность им фактического характера и общественную опас-ность своих действий или бездействий. Их особенностью является то, что очень сложно определить, с какого возраста несовершеннолетний относит-ся сознательно к своим действиям и поступкам, так как уровень мышления и сознания у них варьируется в разные периоды жизни. Так, по последним данным, сдвиг в развитии несовершеннолетнего начинается приблизитель-но около 11-13 лет, в этот период происходят его различные физиологиче-ские и психологические преобразования .
Таким образом, производство по делам в отношении несовершенно-летних - это снабженная дополнительными гарантиями процессуальная форма производства в отношении субъектов, не достигших на момент осуществления преступного деяния 18 лет, предназначенная для более полного обеспечения их прав и законных интересов.
1.2 Предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовер-шеннолетних
Выделение специального предмета доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних обусловлено необходимостью адекват-ной оценки механизма формирования преступного поведения, степени об-щественной опасности его личности, решения вопроса об избрании меры пресечения и решения других вопросов, так как условия жизни и воспита-ния несовершеннолетних подозреваемых или обвиняемых являются важ-ным фактором развития несовершеннолетнего как личности и, соответ-ственно, формирования криминогенного поведения.
Во многих работах юристов, социологов, психологов говорится о влиянии семьи на преступность несовершеннолетних. В более трети пре-ступлений, совершенных несовершеннолетними, было установлено отри-цательное влияние семьи. Негативные факторы, такие, как алкоголизм, наркомания, асоциальный образ жизни, конфликты, психологическое и физическое насилие, безнадзорность, которые окружают несовершенно-летнего в семье, безусловно, оставляют след в психике и влияют на даль-нейшее поведение несовершеннолетнего. Низкое материальное положение семьи может вызывать чувство несправедливости, социального диском-форта и зависти, переходящие в агрессию, результатом которой может стать игнорирование запретов на совершение правонарушений. Часто несовершеннолетние правонарушители воспитываются в семьях, где роди-тели непоследовательны в воспитании. Криминогенная обстановка в семье может стать фактором формирования криминогенного поведения несо-вершеннолетнего. Более половины несовершеннолетних преступников имеют судимых родителей. Как правило, в таких семьях присутствует насилие и жестокость . Все вышеуказанные факто
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Официальные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Минимальные стандартные правила Организации Объединен-ных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовер-шеннолетних («Пекинские правила»). Приняты Резолюцией 40/33 Гене-ральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985г. // Сборник международных до-говоров. – 1985.
3. Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174–ФЗ (в ред. от 29.05.2024 г.) // СЗ РФ. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63–ФЗ (в ред. от 29.05.2024 г.) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Научная и учебная литература
5. Аджиев, Н. Н. Участие педагога (психолога) в производстве по делам несовершеннолетних / Н.Н. Аджиев // Российский судья. – 2022. – № 8. – С. 17–19.
6. Гришин, А.В. Отражение нравственных принципов в уголов-но–процессуальном праве и уголовно–процессуальном законодательстве / А.В. Гришин, Е.Ю. Труфанова // Научный вестник Орловского юридиче-ского института МВД России имени В.В. Лукьянова. – 2019. – № 1 (78). – С. 39–42.
7. Дымов, Г. А. Психологические методы активизации памяти несовершеннолетних в предупреждении и раскрытии грабежей и разбоев, совершаемых несовершеннолетними / Г.А. Дымов // Российский следова-тель. – 2022. – № 5. – С. 43–48.
8. Зиядова, З.Д. Преступность среди общеобразовательных школ и проблемы ее предупреждения: региональный аспект / З.Д. Звиядова. – Махачкала, 2004. – 368 с.
9. Канкишев Е. Д. Уголовно–исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики. Материалы научно–практической кон-ференции. Отв. ред. Антонов А. Г. Кузбасский интитут исполнения наказа-ний. 2016. С. 125.
10. Кируша Г. Н. Роль педагога и психолога при производстве следственных действий с участием несовершеннолетнего / Г.Н. Кируша // Вопросы ювенальной юстиции. – 2020. – №3. – С. 23–26.
11. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: научно–практический (постатейный) / под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. – М., 2000. – 942 с.
12. Лазарева В. А. Проблемы судопроизводства по делам о пре-ступлениях несовершеннолетних // Защита интересов семьи и прав несо-вершеннолетних: Сб. науч. ст. / Под ред. М. В. Немытиной. – Самара: Са-марский университет, 2000. – 414 с.
13. Михайлова О. Г. Некоторые пробелы правовой регламентации участия психолога в уголовном судопроизводстве в отношении несовер-шеннолетних / О.Г. Михайлова // Известия Юго–Западного государствен-ного университета. Серия: История и право. – 2020. – Т. 10. – № 5. – С. 90–98.
14. Нешитая, О.Н. К вопросу о влиянии семьи как одной из основ-ных причин преступности несовершеннолетних / О.Н. Нешитая, О.Н. Ба-женов // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). – М.: Буки–Веди, 2015. – С. 245–247.
15. Овчаренко, З. В. К вопросу об изучении личности несовершен-нолетнего виновного / З.В. Овчаренко // Российский судья. – 2021. – № 9. – С. 30–35.
16. Осипова, Т. В. К вопросу о совершенствовании форм взаимо-действия следственных органов с профессиональными педагогами и пси-хологами / Т.В. Осипова, В.Ф. Крючкова // Вопросы ювенальной юстиции. – 2018. – № 3. – С. 10–14.
17. Ситковская, О. Д. Уголовный кодекс Российской Федерации: психологический комментарий (постатейный) / Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации / О.Д. Ситковская. – М.: КОНТРАКТ: Волтерс Клувер, 2009. – 554 с.
18. Скрипченко, Н.Ю. Специальные виды освобождения от наказа-ния несовершеннолетних: современное правовое регулирование и перспек-тивы совершенствования / Н.Ю. Скрипченко // Вестник Северного (Аркти-ческого) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 1.
19. Тетюев, С. В. Участие педагога и психолога в уголовном судо-производстве / С.В. Тетюев // Судья. – 2023. – № 10. – С. 29–32.
20. Чупрова, Э.А. Условия жизни и воспитания несовершеннолет-него как специфический предмет доказывания при производстве по уго-ловным делам в отношении несовершеннолетних / Э.А. Чупрова // Акту-альные проблемы становления и развития правовой системы российской федерации. сборник материалов. – 2019. – С. 275–278.
21. Шувалова, М.А. Педагог и психолог как две независимые про-цессуальные фигуры уголовного судопроизводства / М.А. Шувалова // Вестник Санкт–Петербургского университета МВД России. – 2019.– № 3 (83). – С. 118–123.
22. Щедрин, Н. В. О правовой природе и перспективах института освобождения с применением принудительных мер воспитательного воз-действия / Н.В. Щедрин, Н.А. Никитина // Актуальные проблемы россий-ского права. – 2022. – № 8. – С. 10.
Диссертации, авторефераты
23. Поводова, Е.В. Принудительные меры воспитательного воз-действия (проблемы теории и правового регулирования): автореф.дис. ... канд. юрид. наук / Е.В. Поводова. – Владимир, 2005. – 32 с.
Материалы юридической практики
24. О судебной практике применения законодательства, регламен-тирующие особенности уголовного наказания и ответственности несовер-шеннолетних: постановление Пленума ВС РФ от 01.02. 2011 г. №1 // Рос-сийская газета. – 2011. – № 29.
25. Решение № 2–5596/2013 М–5128/2013 2–308/2014(2–5596/2013); М– 5128/2013 2–308/2014 от 13 января 2014 г. [Электронный ресурс] / Кировский районный суд г. Ярославля (Ярославская область). URL: https://sudact.ru/regular/doc/6naaoyV 1 gRJQ/?page= 2®ular– court=®ular–date_from=®ular–case_doc=®ular–lawchunkinfo (дата обращения: 10.05.2024).