Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современное время среди бурно разросшегося рынка услуг в сфере туризма, гостеприимства и гостиничного дела большую популярность приобретают экскурсии, связанные, так или иначе, с экономией времени и совмещением различных целей. Поскольку современный человек и организации очень спешат и торопятся все успеть в единицу времени, в плотном графике личных и общественных дел для экскурсионной поездки выделяется ценнейшее время, поэтому и ожидания от нее могут быть различными, в том числе часто неосознаваемыми. С другой стороны, в обществе как нельзя остро сейчас стоит вопрос духовно-нравственного воспитания и просвещения, восстановительно-оздоровительного туризма, влияния экскурсии на формирование ценностных ориентаций и патриотической позиции человека-гражданина современной России. Запрос времени требует от всех специалистов сферы туризма особых знаний, умений и навыков, в особенности от организаторов экскурсий и экскурсоводов.
В нашей работе мы обратимся к историческим экскурсиям. Это экскурсии в военно-исторические и мемориальные музеи, памятные места, исторические места города, на выставку, в картинную галерею, библиотеку и др. Для понимания значимости историко-литературных экскурсий обратимся к педагогической сфере в целом и отметим замечательные ресурсы, которые таятся в экскурсоводческой деятельности. При изучении истории и литературы, в школе нередко обучающиеся сталкиваются с большим объемом информации, который довольно сложно понять и усвоить без опоры на наглядный материал и первоисточник. На экскурсии же, есть возможность связать определенное историческое событие с конкретным местом, где оно происходило. Бывает, что объектом служат конкретное произведение или персонаж, и место хранит живую память о них. Прогулка как прохождение тропами литературного или исторического деятеля наделяет экскурсантов, в том числе и юных, невидимой связью с ними и не только лучше запоминается тематический материал, но и глубже нередко происходит понимание исторических эпох, выстраиваются логико-смысловые связи. Кроме того, правильно организованная и проведенная экскурсия способна внести немалую долю в развитие и воспитание морально-нравственных качеств экскурсантов. Обучающиеся принимают уроки истории, а взрослые вспоминают и анализирует. Эти открытия могут способствовать лучшему взаимодействию и в дальнейшем проявляться в поведении, совершении добрых дел и поступков. Историко-литературные экскурсии, которые в массе своей имеют цели и задачи просветительского характера играют большую роль в популяризации как классических авторов и их произведений, так и современных продолжателей гуманистических идей.
Объектом курсовой работы является разработка экскурсии.
Предметом курсовой работы является особенности разработки и проведения историко-литературной экскурсии.
Цель курсовой работы - разработать историко-литературную экскурсию по городу Пушкину.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятия и особенности экскурсии;
Изучить особенности разработки и проведение историко-литературных экскурсий;
Разработать историко-литературную экскурсию по городу Пушкину.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, сравнение, моделирование, аналогия, классификация, обобщение.
Теоретическая основа курсовой работы опирается на труды таких авторов как Емельянов Б.В., Хуусконен М.Н., Савина Н.В., Долженко Г.П.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная историко-литературная экскурсия может быть использована туристскими предприятиями.
Курсовая состоит из введения, двух разделов и заключения, списка литературы и приложения. Во введение расписаны предмет, объект, цель и задачи исследования. Два раздела имеют по два параграфа. Так в первом разделе раскрывается понятие и сущность, основные признаки экскурсии и дается определение историко-литературной экскурсии. Во втором разделе дается описание города Пушкина как объекта туристского интереса и особенности разработки и проведения экскурсии по г. Пушкину «Пушкинская прогулка».
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИИ
1.1.Сущность понятия «экскурсия», основные признаки и функции экскурсии
В настоящее время в теории и практике экскурсионной деятельности существуют различные трактовки понятия «экскурсия». Крупный теоретик и организатор экскурсионного дела в Советском Союзе и современной России Б.В. Емельянов считает, что экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними [5].
Н.М. Хуусконен предлагает следующее определение: «Экскурсия в современном понимании – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ним» [11, с. 54]. Один из основателей отечественного краеведения Н. П. Анциферов в 1923 г. понимал экскурсию как «прогулку, ставящую своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» [1, с. 24].
В советскую эпоху экскурсии были средством так именуемого коммунистического воспитания, которое имело синтетический характер и включало воспитание любви к партии, вождям, революции, атеистическое воспитание, непримиримость к буржуазному миру. Определение школьной экскурсии, данное А.В. Родиным и Ю.В. Соколовским в работе «Экскурсионная работа по истории», несет в себе соответствующий идеологический отпечаток: «Экскурсия – особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя, экскурсовода и руководимых ими школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.). Кроме того отмечается, что экскурсии могут проводиться в специально созданных хранилищах комплекций (музей, выставка), и служащая цели коммунистического воспитания подрастающего поколения» [8, c. 32].
Экскурсия – методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе его которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними [5]. Однако только к этому сущность понятия «экскурсия» сводить было бы неправильно.
Рассмотрим толкования термина «экскурсия», данные в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия – проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.» [3] В Малой советской энциклопедии термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия – коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью» [7, с. 512].
В Толковом словаре русского языка слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью» [10]. В Большой советской энциклопедии дано следующее определение: «Экскурсия – посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода»[2]. Другие толкования более позднего времени не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам.
В ходе развития экскурсионного дела эксперты и практикующие экскурсоводы писали много о значении экскурсий, их месте в воспитании человека, их содержании и эффективности. Вопрос об их ценности остается спорным, однако авторы считают, что они двигались в правильном направлении. Экскурсии могут углублять существующие знания, предоставлять новые, развивать умение анализировать явления природы и общества, увеличивать интерес к знаниям и вызывать эмоции. Некоторые считают, что цель экскурсии - передача знаний, в то время как другие считают, что она должна помогать развить способность видеть и понимать искусство, природу и события из разных сфер жизни. Понятие «сущность» означает совокупность сторон и связей, свойственных вещи, рассмотренных в их естественной взаимозависимости.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Анциферов Н.П. О методах и типах историко-культурных экскурсий / Н.П. Анциферов. – Петроград, 1923.
2.Большая советская энциклопедия. / 3-е издание. / В 30-ти томах. т. 30 – М., 1978.
3.Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.А. Даль. – М.: Олма-Пресс, 2001. — Т. IV/
4.Долженко Г.П. Экскурсионное дело / Г.П. Долженко – Ростовн-Д. из МарТ, 2008.-272с
5.Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 4-е издание- М.: Советский спорт, 2003. – 216 с.
6.Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика: Избранные труды: В 5-ти т. / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 1998.
7.Малая советская энциклопедия / Гл. ред. Б. А. Введенский / 3-e издание. В 10 томах. Т.10 – М.: Большая советская энциклопедия, 1961. – 627 с.
8.Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории: Пособие для учителей. – М., 1974.
9.Савина Н.В. Экскурсоведение: Учебное пособие. / Н.В. Савина – М. 2004
10.Толковый словарь русского языка / Под ред. Л. Н. Ушакова. – М., 1940
11.Хуусконен, Н.М. Практика экскурсионной деятельности [Текст] / Н.М. Хуусконен. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2008. с.-335с.
12.Седова Н.А. Культурно-просветительский туризм: Учебное пособие / Н.А. Седова – М. 2004
13.Основы экскурсионной деятельности в туристкой индустрии: Учебное пособие / Ж.А.Ермакова – О. 2020
14.Зубатин Р.А., Трассовые экскурсии в пригороды Петербурга / Зубатин Р.А // Журнал мир экскурсий. – 2018. – № 30. – С. 106-107
15.О музее-заповеднике «Царское Село» https://tzar.ru/objects/about