Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В процессе непосредственного общения с окружающим миром, его изучения и впитывания впечатлений о нем человечество выработало ряд базовых понятий, на основе которых были построены целые системы знаний об объективной реальности. Одним из них является понятие времени. Вся жизнь человека тесно связана со временем и умением его измерять, распределять и экономить. Развитие современного общества требует концентрации, целеустремленности, динамичности и умения организовывать свою деятельность в рамках времени. Согласно многочисленным исследованиям, время-самая сложная категория для восприятия и понимания нормально развивающимися детьми. Восприятие времени у дошкольников развивается медленно, в результате длительного наблюдения за чередованием нескольких устойчивых явлений, накопления жизненного опыта, изучения других ценностей в результате специально организованной практики и усвоения способов оценки времени. Исследователи отмечают, что у детей дошкольного возраста смешиваются временные рамки и временные понятия, они не могут точно назвать категории. Некоторые трудности с восприятием времени сохраняются у детей в школе в начале обучения. Для детей с нарушениями с ОВЗ процесс усвоения времени проходит еще более сложнее. Известно, что для этой детской категории характерны нарушения сложной познавательной деятельности, в том числе процессов восприятия, а временные понятия и временные отношения характеризуются конкретностью и абстрактностью. Формирование представлений о времени у детей с ОВЗ имеет большое значение для развития их познавательной и личностной сферы, а также для их адаптации и интеграции в современное общество. К выпускникам специальных (коррекционных) школ предъявляется множество сложных требований, в том числе умение ориентироваться во времени. Они должны планировать свой рабочий день, свое временно выполнять задания, влиять на их ход и результаты, экономить личное время. Это делает проблемы, связанные с формированием восприятия времени у учащихся с ОВЗ, особенно актуальными.
Цели и задачи работы.
Целью курсовой работы является изучение особенностей функционирования развитие представлений о времени у дошкольников с ОВЗ на основе технологии «Таймлайн».
Основные задачи работы:
1. Рассмотреть время и физиологическую основу временных представлений y детей дошкольного возраста;
2. Выявить особенности формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста с ОВЗ;
3. Раскрыть технологию «Таймлайн», определить ее цели и задачи;
4.Подобрвть картотеку дидактических игр для предварительной работы с технологией «Таймлайн»;
5.Разработать перспективный плана совместной деятельности педагога с детьми с ОВЗ по формированию временных представлений с использованием технологии «Таймлайн».
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются временные представления у дошкольников с ОВЗ. А предметом является процесс формирования временных представлений у дошкольников с ОВЗ на основе технологии «Таймлайн».
Гипотеза данной работы заключается в том, что в процессе специально организованного обучения на основе технологии «Таймлайн» возможно сформировать у дошкольников с ОВЗ временные представления и ориентировки, необходимые для последующего обучения и адаптации.
Методы исследования. Для составления данной работы использовались данные использовались теоретические методы исследования (анализ методической литературы, психолого-педагогической, интерпретация, обобщение опыта), а также методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Информационно – эмпирическая база. Для составления данной работы использовались данные из учебных пособий, интернета, газет, журналов, научной литературы.
Структура работы. Поставленная цель, задачи и используемые методы исследования обусловили структуру данной курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, и списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы, определяется гипотеза, степень разработанности, цель, задачи, предмет и объект исследования, а также раскрываются методы исследования, информационно – эмпирическая база исследования и структура работы.
Первая глава «Теоретические подходы к проблеме формирования временных представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ» посвящена определению понятия время и физиологическим основам временных представлений y детей дошкольного возраста, особенностям их формирования у детей с ОВЗ, а также понятию технологии «Таймлайн», выявлению ее целей и задач.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию временных представлений детей дошкольного возраста с ОВЗ» разрабатывается картотека дидактических игр для предварительной работы с технологией «Таймлайн» и перспективный план совместной деятельности педагога с детьми с ОВЗ по формированию временных представлений с использованием данной технологии.
В заключении подводятся общие итоги и формулируются выводы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
1.1. Время и физиологическая основа временных представлений y детей дошкольного возраста
Время - это отражение развития природы, общества и человека. Время и пространство - это наиболее трудные для усвоения детьми категории, потому так важно уделять им особое внимание.
Дошкольный период-важнейший этап в развитии целенаправленного поведения и познавательной деятельности. Изменения в структурно-функциональной организации мозга, происходящие в этот период, определяют готовность ребенка к школе и обусловливают вероятность и успешность учебной деятельности.
В дошкольном возрасте происходят значительные изменения в формировании внутренних образов внешнего мира. В возрасте 3 -4 лет сохраняется тесная взаимосвязь между зрительным восприятием и двигательным поведением. Практические манипуляции с предметами (хватание, ощупывание), характерные для младенчества, являются необходимым компонентом зрительного опознания. К концу дошкольного возраста зрительное и тактильное наблюдение за объектами становится более организованным и систематическим, к 5-6 годам повышается успешность обнаружения различных изменений в объектах, к 6-7 годам усиливается созревание нейронного аппарата коры головного мозга, что отражает все большую специализацию корковых зон и систематичность. Значительные изменения происходят в организации зрительного восприятия.
В 6 лет узнавание основано на сложном отборе признаков, требует больше времени и зависит от количества изображений, опознанных на основе этих признаков. В процессе обучения это время сокращается и становится менее зависимым от количества стимулов в наборе. Этот механизм распознавания связан с внутренними критериями, выработанными в процессе опыта. Это говорит о том, что у детей дошкольного возраста значительно возрастают возможности ознакомления их с внешним миром, и механизмы, лежащие в основе обработки информации, в связи с этим перешли на качественно иной уровень.
Развитие внимания тесно связано с формированием сенсорных функций. Созревание сенсорной системы и совершенствование перцептивных функций мозга определяют возможность направлять внимание на более сложные "признаки объекта", что, в свою очередь, способствует более глубокому и полному описанию и идентификации.
В младшем возрасте более четким становится понимание таких временных интервалов, как утро, полдень, вечер и ночь. Дети различают каждое время суток в зависимости от изменений в их собственной деятельности и деятельности окружающих взрослых в это время суток. Четкий распорядок дня с точным указанием времени пробуждения, утренней зарядки, завтрака, уроков и т. д. создает реальные условия для формирования представлений о каждой части суток. Учителя называют определенные периоды времени и перечисляют соответствующие действия детей: «Мы сделали гимнастику, умылись, а теперь будем завтракать" или: "Мы уже позавтракали и сделали гимнастику. Сейчас полдень. Скоро будет обед". Детей спрашивают, например, так: "Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда вы встаете?
Дети видят картинки и рисунки, изображающие деятельность детей и взрослых в разное время суток. Слова утро, день, вечер, ночь постепенно наполняются конкретным содержанием и приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают использовать их в своей речи.
Ориентировка во времени развивается в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она опиралась на прочную сенсорную основу.
Педагоги уточняют понимание детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают сами дети, а также близкие им взрослые утром, днем, вечером и ночью.
Чтобы уточнить свое понимание дня, необходимо проводить беседу с детьми. Она может быть построена следующим образом: сначала педагог просит детей рассказать о том, что они делали до прихода в детский сад, что они делали в детском саду утром и что они делают в детском саду после обеда. Они уточняют и обобщают, что дети делают в каждое время дня. В заключение говорят, что утро, день, вечер и ночь – это часть дня. Временные понятия "сегодня", "завтра" и "вчера" относительны и трудны для усвоения детьми. Поэтому слова "сегодня", "завтра" и "вчера" нужно использовать как можно чаще и поощрять детей к этому. Педагоги должны всегда задавать детям вопрос.: «Что ты видел сегодня (вчера)? Куда ты пойдешь завтра?».
Значение слов быстро - медленно раскрывают на конкретных примерах. Педагог обращает внимание детей на скорость движения в игре ("Поезд еде медленно, а потом быстро"). Одеваясь, хвалят тех, кто одевается быстро, и порицают тех, кто одевается медленно. Во время прогулки сравнивают скорости пешеходов и велосипедистов, автомобилей и поездов, животных.
В начале учебного года дети старшего возраст закрепляют и углубляют свои представления о времени суток: утро, день, вечер, ночь. Названия частей суток связаны не только с конкретными занятиями детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени – явлениями в природе (утро - встает солнце, постепенно светлеет и т.д.). Педагоги беседуют с детьми о том, когда, что и в каком порядке они и окружающие их взрослые делают в течение дня, о своих впечатлениях от раннего утра, полудня и вечера. Детям читают стихи и рассказы соответствующего содержания.
Особенно важно, как часто дети используют в своей речи названия временных периодов и мер времени. Дети продолжают закреплять свои знания о различных частях суток и их продолжительности. В начале учебного года дети и окружающие их взрослые должны четко представлять, что они будут делать в течение дня, когда ив каком порядке.
Кроме того, закрепляют и представление детей о том, что сутки, которые называют словом день, сменяют друг друга и имеют свои названия, неделю составляют 7 суток. Порядок дней каждой недели всегда один и тот же и каждый день утром дети произносят названия текущего дня, предыдущего и последующего. Важно поощрять детей устанавливать временные отношения и как можно чаще использовать слова завтра, сегодня, вчера, сначала, потом, до, после, до этого, до того и после того.
При обобщении или пересказе опыта воспитатели должны следить за последовательностью событий, чтобы убедиться, что они точно переданы, и объяснять значение временных отношений. Это необходимо для того, чтобы дети понимали логику временных отношений и самих событий, которые они наблюдают и о которых говорят.
Еще важна практика словесных игровых упражнений «Дни недели», «Наоборот», «Продолжай!» и др. Дети заканчивают начатые педагогом фразы, выбирают слова с противоположными значениями(например, утро - вечер, сначала - потом, быстро - медленно) и решая, то дольше: день или неделя, неделя или месяц, месяц или год. В подготовительной группе дети знакомятся с названиями текущих месяцев и постепенно учат их названия и порядок. Быстрому запоминанию содействует чтение книги С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Также педагог постоянно должен сосредоточивает внимание детей на том, сколько времени им дано на то или иное дело, например, время одеваться и раздеваться, время рисовать, время играть, сколько минут осталось до конца занятия и т.д. Каждый раз указывая, что время истекает, и поощряя тех, кто успел выполнить работу вовремя.
Таким образом, важно развивать у детей чувство времени, то есть осознание длительности временных интервалов и понимание необратимости времени. Только на этой основе можно научить детей ценить и беречь время.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Адамова, М. Н. Коррекционно-развивающее и эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в период внеурочной деятельности в специальной коррекционной школе [Текст] / М. Н. Адамова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 1. — С. 62-68.
2.Азбукина, Е. Ю. Основы специальной педагогики и психологии : учебник для студентов высших учебных заведений / Е. Ю. Азбукина, Е. Н. Михайлова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 396 с.
3.Безуглова, Е. А. О деятельности психолого-медико-педагогической комиссии по консультированию родителей детей с ОВЗ и инвалидностью [Текст] / Е. А. Безуглова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 4. — С. 63-67.
4.Бенилова С. Ю. Основы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями в развитии. — М.: Флинта, 2023. — 376 с.
5.Боос Н.В. В сборнике: Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право. Сборник научных трудов. Москва, 2023. С. 274-280.
6.Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии. — М.: Юрайт, 2023. — 324 с.
7.Евтушенко, Е.В. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Евтушенко. - М.: Национальный книжный центр, 2019. - 816 c
8.Ишина Г. П., Гурина Л. Е., Мурылева И. С. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: моделирование образовательных программ. — М.: Юрайт, 2023. — 363 с.
9.Микляева Н. В. Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Н. В. Микляевой. — М.: Юрайт, 2023. — 363 с.
10.Микляева Н. В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: воспитание и обучение детей с задержкой психического развития. — М.: Юрайт, 2023. — 329 с.
11.Неретина Т. Г. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. — М.: Инфра-М, 2023. — 308 с.
12.Руденский Е. В. Социальная патология. — М.: Юрайт, 2023. — 200 с.
13. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Т.Д. Рихтерман. - М.: 1991.
14. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982.
15.Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр / Е.А. Стребелева. - М.: Владос, 2019. - 121 c.
16. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. - Мн., 1976.
17.Шаповал И. А. Основы дефектологии. — М.: Инфра-Инженерия, 2024. — 140 с.
18.Щербакова, Е.И. Формирование временных представлений /Е.И. Щербакова, О. Фунтикова // Журн. Дошкольное воспитание. - 1988. - №3.
19. https://cyberleninka.ru/article/n/poshagovoe-razvitie-prostranstvenno-vremennyh-predstavleniy-u-detey-s-ovz
20.https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/487591-statja-na-temu-formirovanie-prostranstvenno-v
21.https://uchitelya.com/pedagogika/208982-kartoteka-didakticheskih-igr-na-razvitie-vremennyh-predstavleniy.html
22. https://multiurok.ru/files/kartoteka-didakticheskie-igry-orientirovka-vo-vrem.html
23.https://www.elibrary.ru/item.asp?id=31569578
24.https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42956784
25.http://biblioclub.ru/