Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Наиболее важной задачей в современной образовательной среде является развитие личности и активизация познавательной деятельности субъекта. Это актуально для любой образовательной системы. В том числе, для дошкольного образования.
Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, в том числе, аутентичных электронных материалов, информационно-коммуникационных (ИК) и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
Под аутентичными электронными материалами понимают материалы для изучения языка, используемые в реальной жизни. Это газеты, журналы, билеты для поездки в транспорте, письма, реклама, программа спектакля и др. Наиболее часто педагоги применяют видеоматериалы и интерактивные игры.
В настоящее время любые онлайн-инструменты выступают как необходимые средства для изучения иностранного языка. Существует достаточное количество онлайн-сервисов и инструментов для развития иноязычной компетенции субъекта. Сегодня их использование выходит за пределы образовательной организации в любом возрасте, самостоятельно или с наставником можно продолжить, к примеру, изучение различных лексических единиц, фонетику и др., с помощью онлайн-инструментов в домашних условиях.
Образовательные технологии позволяют не только активизировать познавательную деятельность субъекта, но и разнообразить формы и методы учебно – воспитательного процесса. Большую роль при этом играет внедрение в образовательный процесс электронных материалов, в том числе, аутентичных.
В условиях стремительного развития информационных технологий существенно возрастает роль информационной грамотности каждого человека, в том числе, по иностранному языку. Средства мультимедиа и Интернет - технологии имеют ряд преимуществ перед традиционными средствами обучения и развития детей. Тем не менее, пока нельзя говорить о том, что методика использования данных технологий полностью соответствует запросам педагогов и воспитанников. Проблема применения современных образовательных электронных ресурсов, и средств мультимедиа для развития необходимых умений и навыков дошкольников пока не решена на практическом уровне.
Информационные технологии повышают творческую активность и развивают познавательные способности всех дошкольников без исключения. Это также относится к детям при обучении их английскому языку. В современном обществе иностранный язык представляет собой одно из основных средств международного общения. Значимой и важной остается проблема правильного использования методов при обучении английскому языку, начиная с дошкольного образования.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования аутентичных электронных материалов на уроках английского языка в дошкольном образовании.
Объект исследования: процесс обучения английскому языку при использовании аутентичных электронных материалов в дошкольном образовании.
Предмет исследования: аутентичные электронные материалы в дошкольном образовании при изучении английского языка дошкольниками.
Задачи:
1. Провести анализ понятия аутентичные электронные материалы в дошкольном образовании.
2. Изучить особенности проведения уроков английского языка в дошкольном образовании посредством технологий использования аутентичных электронных материалов.
3. Описать организационно-педагогические условия проведения уроков английского языка в дошкольном образовании посредством технологий использования аутентичных электронных материалов.
4. Предложить методические рекомендации по проведению уроков английского языка в дошкольном образовании посредством технологий использования аутентичных электронных материалов.
Практическая значимость работы определяется практическими наработками создания комплекса упражнений с использованием аутентичных электронных материалов, которые могут помочь педагогам по английскому языку разобраться в популярном цифровом инструментарии, используемом в дошкольном образовании и использовать новые формы работы в формировании иноязычной компетенции дошкольников.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, диагностика, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы использования аутентичных электронных материалов на уроках английского языка в дошкольном образовании
1.1. Анализ понятия аутентичные электронные материалы в дошкольном образовании
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на каждой образовательной ступени, начиная с дошкольного образования, и заканчивая вузом, активизация познавательной деятельности и мотивация субъекта является приоритетной образовательной целью.
Перед педагогами стоит задача подготовить к жизни человека способного и активного. При этом он должен всегда испытывать потребность в самообразовании и саморазвитии. Эффективность обучения иностранному языку в образовательной организации зависит от того, насколько применяемые методы, формы и приемы ориентированы на возрастные особенности детей [11].
Аутентичность – это характеристика, которая означает, что объект, о котором идёт речь является настоящим и неподдельным. Аутентичным может быть документ, предмет, процесс, к примеру рецепт старинного национального блюда, и др. Это могут быть песни, произведения, музыка.
В контексте учебного материала при изучении английского языка, аутентичность может содержать в себе культурологический аспект. Исследователи Е.В. Носович, Р.П. Мильруд и др., рассматривали следующие аспекты аутентичных материалов:
-культурологический (страноведческая информация);
-ситуативный аспект (мотивация и интерес детей);
-информативный аспект (новая информация);
-национальная ментальность;
-оформление;
-учебное задание.
Их функциями являются, обучающая функция, воспитывающая, эвристическая, развивающая, мотивационная и функция наглядности. Исходя из разнообразия такого рода функций, можно говорить, что использование аутентичных материалов в процессе занятий с дошкольниками английским языком, является важным и необходимым. К ним относят, аудиоматериалы, видеоматериалы, печатные тексты, наглядный материал, интерактивные игры, песни, аудиокниги, реклама, радиопередача, мультфильмы, клипы и многое другое. При этом, важно соблюдать критерии отбора аутентичных материалов, в соответствии с возрастом детей.
В дошкольном возрасте происходят значительные перемены не только на физиологическом уровне, но и в душевной организации субъекта. Способности ребёнка связаны в первую очередь с особенностями его мышления. Мышление вступает в действие в том случае, если оно встаёт перед нерешённой задачей или проблемой. Мышление привносит в любой процесс нечто новое.
Это могут быть новые связи, отношения между предметами и новые результаты, которые требуют способности к обобщению, абстрагированию, выделению главного. В арсенале методических приёмов педагога должны быть упражнения, нацеленные на развитие способности ребёнка к анализу и синтезу, на развитие пространственного воображения и находчивости, на формирование умения устанавливать причинно - следственные связи и др.
Для современных детей характерно клиповое мышление. Клиповое мышление — от англ. clip, «фрагмент текста», «вырезка» - это такой тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами. Он не может глубоко сосредоточиться на чём-либо одном, и постоянно перескакивает с одного на другое. При таком подходе к процессу обучения крайне сложно читать или работать над большими текстами, книгами, смотреть длинные видеосюжеты, фильмы и др., и педагог должен это учитывать при проектировании занятия. Лишь в этом случае можно будет судить о том, насколько педагог способен проектировать на занятии развивающую образовательную среду для дошкольников.
При индивидуальном подходе и дифференцированном, каждый ребёнок должен уметь прогнозировать собственные достижения. Эти процессы всегда являются целостными, и педагог невозможно формировать у детей какое - либо одно качество, или одно учебное действие.
Педагог должен быть способен организовывать сотрудничество детей таким образом, чтобы постоянно поддерживать их активность и инициативность, что в свою очередь позволит всегда на высоком уровне поддерживать мотивацию каждого ребёнка. Это не может быть обеспечено в рамках какого-либо одного занятия, поскольку речь идёт о формировании личностных качеств детей. Здесь вновь можно вспомнить о том, что в основе реализации современного учебно-воспитательного процесса лежит системно - деятельностный подход.
Обучение речевому взаимодействию является самой значимой проблемой. Сегодня в центре учебно-воспитательного процесса находится ребёнок и его личность. Задача педагога заключается в том, чтобы выбрать именно те методы и формы организации деятельности дошкольников, которые максимально поспособствуют личностному развитию каждого из них [4].
В своей работе педаго учитывает следующее:
- доступность и многообразие информации;
-наличие многих технологий и их быстрое обновление;
-развитие креативности и творчества дошкольников;
-ценность самоидентификации личности ребёнка.
Осуществляется процесс перехода от информационно-трансляционной методике, к методике деятельностной. Сегодня образовательная организация должна обеспечить навигацию детей при обучении иностранному языку. Речь идёт об англоязычном речевом взаимодействии.
В области преподавания иностранных языков перед педагогом возникает специальная задача определения того, чему учить средствами иностранного языка. Изучение самих языковых средств лексики, грамматики и фонетики ради самих этих средств, не отвечает сегодня актуальным познавательным и коммуникативным потребностям детей.
Специфической формой взаимодействия людей в процессе их познавательной или коммуникативной деятельности является общение, или коммуникация. Без общения невозможен, ни один вид деятельности. Общение в наибольшей степени всегда состоит именно из речевого общения. Для этого всем важно понимать:
- как иноязычная речь образуется и воспринимается;
-каковы ее коммуникативные установки;
-какие факторы затрудняют общение, а какие повышают его эффективность и др.
Необходимо понимать важность каждого аспекта в речевом общении. К основным единицам речевого общения относят:
-речевую ситуацию;
-речевое событие;
- речевое взаимодействие.
Под речевой ситуацией понимают контекст высказывания и то, что помогает его понять. Высказывание делается в определённое время и в определённом месте. Здесь всегда имеется набор участников, слушающий и говорящий. Элементами речевой ситуации будут являться говорящий, слушающий, время и место высказывания. Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения. Она конкретизирует значение ряда грамматических категорий и позволяет правильно толковать высказывание. Цель речевой ситуации может быть разная, просьба, совет, возмущение, порицание и др. [19].
Речевая ситуация диктует правила ведения разговора. Это может быть следующее:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абраменкова, В.К. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка [Текст] / В.К. Абраменкова. – М.: Яуза, Эксмо. - Лепта Книга, 2006. – 640 с.
2. Адидова, Л.Р. Ролевая игра в раннем возрасте [Текст] / Л.Р. Адидова // Дошкольное воспитание. – 2018. – N 11. – С. 54-57.
3. Акулова, Е.И. Познаем логические отношения: дидактические игры для дошкольников [Текст] / Е.И. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2008. – No 9. – С. 65-69; No 8 – С. 65-69.
4. Андреева, А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей [Текст] / А.Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008. – No 5. – С. 101-114.
5. Анкудинова, Н.Е. О развитии самосознания у детей [Текст] / Н.Е. Анкудинова // Психология дошкольника. Хрестоматия: для студ. сред. учеб. заведений / составитель Г. А. Урунтаева. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 212-225.
6. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007. – 288 с.
7. Белошистая, А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Белошистая // Педагогические технологии. – 2010. – N 2. – С. 3-9.
8. Горлова, Н.А. Личностно - деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие [текст]/ Н. А. Горлова. – М.: МГПУ, 2010. – 248 с.
9. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д. Гальскова. - М.: Просвещение, 2015. – 284 с.
10. Давыдова, В.М. Через игру к социализации личности [Текст] / В.М. Давыдова // Воспитание школьников. – 2011. – N 9. – С. 30-32.
11. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
12. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе [Текст] / М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2017. – 112 с.
13. Карпюк, Г.А. Реализация права ребенка на игру [Текст] / Г.А. Карпюк // Старший воспитатель. – 2007. – N 6. – С. 5-9.
14. Касаткина, Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст] / Е.И. Касаткина // Управление ДОУ. – 2012. – N 5. – С. 13-17.
15. Ковальчук, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Л.И. Ковальчук. – М.: Просвещение, 2005. – 112 с.
16. Комарова, Н.Ф. Диагностика игры детей [Текст]: методические рекомендации / Н.Ф. Комарова. – Н-Новгород: НГПИ им. Горького, 2002. – 21 с.
17. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Т.С. Комарова, И. И. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 231 с.
18. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст] / Я.М. Колкер. - М., 2000. - 105 с.
19. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку [Текст] / А.В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 304 с.
20. Кондрашова, О.А. Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности иностранных обучаемых посредством игровых технологий / О. А. Кондрашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5775/ (дата обращения: 12.05.2024).
21. Лазуко, О.А. Социализация младших дошкольников в игровой деятельности: теоретический аспект [Текст] / О.А. Лазуко // Социализация детей и молодежи: опыт, теория, практика, перспективы. – Витебск, 2016. – С. 149-150.
22. Литвинова, Н.В. Игровая деятельность детей – важнейший базовый компонент дошкольного образования [Текст] / Н.В. Литвинова // Образование и педагогическая наука. – Мн., 2017. – Сер. 5. – Вып. 1 – С. 115-124.
23. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М., 2019. – 214 с.
24. Михайленко, Т М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 140-146.
25. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении [Текст] / С.А. Мухина, А. А. Соловьева. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 384 с.
26. Мусницкая, Е. В. Методика преподавания иностранных языков [текст] / Е. В. Мусницкая. – М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 2013. – 58 с.
27. Назарова, Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции [Текст] / Т.С. Назарова // Педагогика. – 2011. – N 3. – С. 21-23.
28. Пастюк, О.В. Формируем у педагога новый взгляд на ребенка [Текст] /О В. Пастюк, И.А. Бережнова, Ю.В. Скоромнова // Дошкольное воспитание. – 2003. – No 11. – С. 35-42.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ No 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»: Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11003 (дата обращения: 12.05.2024).
30. Хужаниязова, Г.Ю. Говорение как цель обучения английскому языку [Текст] / Г.Ю. Хужаниязова. - Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С.15-18.
31. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика [Текст] / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2006. – 480 с.
32. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам [Текст] / А.Н. Щукин. - учеб. пособие: 2-е изд./ А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 188 с.