Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В задачи современного начального образования и младшей школы входит развитие ребёнка как его неповторимой индивидуальности и творческой личности. Педагог начальных классов должен формировать у ребёнка стремление к самостоятельным учебным действиям и самостоятельной познавательной деятельности.
В современной образовательной среде принято говорить о развитии у субъекта компетенций и компетентностей. Одной из наиболее значимостей компетенции ученика в начальной школе является его познавательная и коммуникативная активность в учебно-воспитательном процессе.
Требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования предусмотрено повышение качества образовательного процесса. При определённых условиях, прежде всего, с помощью групповых, активных и интерактивных методов обучения и формирование у младших школьников предметных и метапредметных результатов можно обеспечить повышенное эмоциональное положительное отношение учащихся к учебной и познавательной деятельности и сформировать соответствующие группы универсальных учебных действий, в том числе, коммуникативных.
Применение групповых форм работы в учебно – воспитательном процессе способствует усвоению научных знаний, пониманию их связи с жизнью и формированию коммуникативных УУД. Очевидно, что это стимулирует познавательные интересы всех учеников, не зависимо от возраста. Это обусловливает необходимость в теоретической разработке и практическом подтверждении способов развития предметных и метапредметных образовательных результатов, а также, сформированности коммуникативных УУД на уроках русского языка.
(ФГОС) НОО и основные образовательные программы начальной школы также ориентированы на развитие познавательного интереса младших школьников и их коммуникативных универсальных учебных действий.
Познавательный интерес и активность при работе в ученических группах позволяют формировать им личностно значимые качества и коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) которые позволят детям в дальнейшем успешно реализовывать все свои задатки и способности.
Актуальность работы обусловлена объективной потребностью дальнейшего научно обоснованного совершенствования процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе за счёт разработки и внедрения педагогических приёмов на основе общеизвестных и признанных педагогических технологий.
В настоящее время наиболее часто речь идёт о технологиях коммуникативной деятельности школьников во внеурочное время и недостаточно рассматривается методика организации работы на уроках.
Вопросам формирования коммуникативных универсальных учебных действий посвящены работы Е.И. Авдееой, С.Ю. Диденко, Л.Р. Саубановой и др. Ими сформулированы понятия учебное взаимодействие, рассмотрены виды и формы учебного сотрудничества школьников и др. Однако в их работах недостаточно раскрыты особенности групповых форм обучения на уроках, средства и способы учебной мотивации при коллективных формах работы школьников на уроках и др.
Особенности повышения качества освоения учебного материала при работе в ученических группах рассмотрены в работах Н.А. Малютиной, Г.М. Захаровой и др. Однако в их работах недостаточно рассмотрены особенности формирования УУД, в том числе, коммуникативных.
Формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках за счёт разработки и внедрения педагогических приёмов на основе коллективной творческой деятельности посвятили свои работы Ю.В. Семёнова, А.В. Захарова и др.
Ими доказано, что обучение в школе становится процессом взаимодействия учеников с учителем и одноклассниками. Учащийся должен стать активным участником образовательного процесса и, в сотрудничестве с педагогом или другими учениками, решать поставленные перед ним проблемы реальной жизни.
Цель работы: теоретически обосновать и разработать рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: уроки русского языка, ориентированные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка будет успешным, если педагог на уроке использует разнообразные парные и групповые формы работы и контролирует процесс взаимодействия школьников на уроке, а также учитывает индивидуальные особенности каждого школьника.
Задачи:
1. Провести анализ понятия коммуникативные универсальные учебные действия в условиях реализации ФГОС НОО.
2. Изучить средства и способы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
4. Проанализировать полученные результаты и разработать методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
Методы исследования: теоретические и практические. Анализ научной психолого-педагогической литературы, наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических материалов, которые могут быть полезны учителям русского языка и студентам, обучающимся в педагогических вузах и колледжах.
База исследования: общеобразовательная школа. В исследовании приняли участие 32 обучающихся 3 класса общеобразовательной школы.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1 Анализ понятия коммуникативные универсальные учебные действия в условиях реализации ФГОС НОО
Обучение является самым важным способом получения системного образования. Процесс обучения есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющие действия учителя обеспечивают полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей, формирование универсальных учебных действий, которые сегодня регламентируют требования ФГОС НОО [18].
Под коммуникативными универсальными учебными действиями (УУД) понимают совокупность действий, которые обеспечивают социализацию детей, их сознательную ориентацию на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, адаптироваться в группе сверстников. К коммуникативным УУД относят:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
-постановка вопросов;
-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и др.
Так, или иначе, это связано с процессом развития познавательной активности детей младшего школьного возраста. Именно познавательная активность детей выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях [37].
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных учебных действий школьника. Интегративный характер способности субъекта к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию. Именно эта компетенция обеспечивает способность учащихся самостоятельно учиться, или умение учиться.
Универсальные учебные действия подразделяются на следующие виды:
-регулятивные;
- познавательные;
- личностные;
- коммуникативные.
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации. Он должен её перерабатывать и усваивать. Школьник должен хорошо понимать, какой именно ему информации недостаёт и должен осуществлять поиск недостающей информации [5]. Формирование любого умения у младших школьников проходит через следующие этапы:
-представление о действии;
- первичный опыт и мотивация;
- приобретение знаний о способе выполнения действия;
- самоконтроль и коррекция;
-контроль умения выполнять действие.
Достижение в данном случае ожидаемого результата не принесёт один или несколько уроков. Лишь планомерное систематическое использование деятельностного способа обучения позволит сформировать познавательное универсальное учебное действие у школьников. Исходя из этого, учителю всегда очень важно продумывать задания, вопросы и упражнения к каждому уроку [20].
Если при этом использовать подходящие и актуальные средства наглядности и формы работы с детьми, педагог может легко может пробудить у школьников ассоциативное мышление и память. Детям нравится работать с интерактивной доской, презентациями, моделями и таблицами [14].
С помощью наглядных средств обучения младшие школьники учатся работать самостоятельно. Они проявляют инициативу и легко уживаются с товарищами при работе в ученических группах. Они хорошо усваивают новые знания и принимают некоторые самостоятельные решения. Это, в свою очередь раскрывает их творческие способности, и они начинают себя чувствовать уверенной и осведомленной личностью [34].
Постепенно, всё больше увлекаясь процессами познания, ребёнок начинает сам принимать активное участие в подготовке к занятиям. Он делает мультимедийные презентации и готовит наглядные проекты. Но здесь нельзя забывать о том, что делать это школьник будет лишь в том случае, если всё это ему действительно интересно. Умелое использование презентаций, иллюстраций, схем, таблиц и моделей оказывает большую помощь в повседневной работе учителя [9].
Есть такие дети, которым на уроках не интересно и им не особо нравится учиться. Эти дети работают на занятиях, но отвечают лишь тогда, когда вопросы заданы непосредственно им. Выполняют задания с помощью учителя и не всегда успевают за темпом урока. Для таких детей особенно актуально работать в парах, или в группах. Ученики начальных классов много фантазируют и у них хорошо развито воображение. Формирование универсальных учебных действий это один из приоритетов современного образования.
Ранее все нормативные требования сводились к предметному содержанию образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен был освоить ученик. Учителя и учебные программы определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету. Постепенно стало очевидным, что полученный объём знаний не означает успешной социализации субъекта в дальнейшем. Сегодня ученику
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия
в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
2. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в воспитании и развитии школьников / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2019. – N 10. – С.299-303.
3. Абросимова, Г.А. Новые технологии образования в вузе:
смешанное обучение / Г.А. Абросимова // Alma mater. – 2019. – N 6. – С. 65-69.
4. Беркалиев, Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки
прогресса школы / СПб.: КАРО, 2007. – 144 с.
5. Вакуленко, Е.А. Организация учебного диалога на уроках
литературного чтения / Е.А. Вакуленко // Начальная школа. – 2012. – No5. –С. 44-46.
6. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в школе / Л.С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2022. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 231.03.2024).
7. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2020 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2020. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 231.03.2024).
8. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста.
URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения: 231.03.2024).
9. Государственная образовательная платформа «Российская
электронная школа» [Электронный ресурс]. URL: http://resh.in.edu.ru (дата обращения: 231.03.2024).
10. Герасимов, С.В. Познавательная активность и понимание / С.В. Герасимов // Вопросы психологии – 2014. – N 3. – С. 14-15.
11. Голубева, Л.В. Анализ урока: типология, методики, диагностика [Текст] / Л.В. Голубева, Т.А. Чегодаева. - Волгоград: Учитель, 2012. – 121 с.
12. Доблаев, Л.Г. Смысловая структура учебного текста и проблемы
его понимания / Л.Г. Доблаев. – М.: Педагогика, 2010. – 176 с.
13. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н.Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 231.03.2024).
14. Дубень, Е.А. Педагогические условия создания образовательной среды с целью нравственного воспитания учащихся на примере преподавания английского языка / Е.А. Дубень, И.Г. Копытич, Е.В. Шило. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2013. - № 5 (52). - С. 680-683. - URL: https://moluch.ru/archive/52/6972/ (дата обращения: 11.05.2024).
15. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2020 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2020. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 231.03.2024).
16. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб. -метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. file:///C:/Users/User/Downloads/Igrovyie_tehnologii_v_obrazovanii%20(1).pdf (дата обращения: 231.03.2024).
17. Ефросинина, Л.А. Урок - важнейшее условие формирования
универсальных учебных действий / Л.А. Ефросинина // Начальная школа. –2012. – N 2. – С. 49–57.
18. Жойкин, С.А. Теоретическое обоснование опыта проектирования
деятельности учителя и учащихся для формирования социально активной
личности / С.А. Жойкин // Педагогика. - 2011. - No1. Эксперимент и
инновации в школе 2011/1. – С. 15-21.
19. Занков, Л.В. Система начального образования. Литературное чтение / Начальная школа. - 2002. - №5. - С. 10-11.
20. Калинкина, Л.А. Система творческих заданий на уроках русского языка и
литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия
художественного произведения / Л.А. Калинкина // Начальная школа. – 2013. - N 10. – С 46-51.
21. Копотева, Г.Л. Проектируем урок, формирующий универсальные
учебные действия / Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова. - Волгоград: Учитель, 2013. – 99 с.
22. Короткова, Н.В. Моделирование на уроках литературного чтения /Н.В. Короткова // Начальная школа. – 2014. – N 11. – С. 76-80.
23. Круговых, Н.В. Через уроки чтения - к воспитанию и развитию / Начальная школа. - 2010. - № 6. - С. 44-46.
24. Ковылева, Ю. Э. Построение образовательной среды современной школы / Ю.Э. Ковылева. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5301/ (дата обращения: 11.05.2024).
25. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 231.03.2024).
26. Лапшин, А.О. Глобализация и цифровое общество: заметки на
полях [Электронный ресурс]/ А.О. Лапшин // Власть. – 2019. – No1. – С. 63-68. RL:https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/download/6228/6076 (дата обращения: 231.03.2024).
27. Русский язык и литературное чтение: программа: 1-4 классы / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 224 с.
28. Леонтьев, А.А. Чтение как понимание / Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / Моск. псих. -соц. ин-т. - М., 2001. - №8. - С. 62-65.
29. Логинова, О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2
класс / О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева; под ред. О.Б. Логиновой – 9-е изд. –М.: Просвещение, 2017 – 80 с.
30. Мерзляков, И.Б. Урок чтения в 3 классе / Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 6. - С. 57.
31. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2021. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 231.03.2024).
32. Муромцева, О.В. Игровые технологии в начальной школе / О.В. Муромцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29765/ (дата обращения: 231.03.2024).
33. Михеева, Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС
начального общего образования / Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54.
34. Нарыкова, Г.В. Организация развивающей образовательной среды начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО / Г.В. Нарыкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. - пед. ун-т. – Пермь, 2019. – С. 131-135. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 231.03.2024).
35. Орлов, Ю.И. О месте отдельного слова в художественном анализе текста [Текст] / Начальная школа. - 2021. - № 2. - С. 50-52.
36. Овчинникова, В.С. Дидактические игры как способ побуждения младших школьников к автоматизации действий / В.С. Овчинникова // Журнал «Начальная школа». – 2022. – N 9. – С. 19-24.
37. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения математике/ Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2020. – No 7. – С. 208-212.
38. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 231.03.2024).
39. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 231.03.2024).
40. Рамзаева, Т.Г. Методика преподавания русского языка в начальных
классах: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и
методика начального образования» / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий,
О.В. Сосновская. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2011. – 462 с.
41. Строгонова, Л.В. Литературный аспект курса «Литературное чтение» [Текст] / Начальная школа. - 2012. - №4. - С. 45-49.
42.Теплов, Б.М. Способности и одаренность [Текст] / Теплов, Б.М. // Хрестоматия возрастной и педагогической психологии. – М.- 2019. – 267 с.
43. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2021. – 272 с.
44. Штурбина, Н.А. Поиск путей повышения эффективности уроков чтения и литературно-творческое развитие учащихся / Начальная школа. - 2022. - №11. - С. 67-69.