Фрагмент для ознакомления
2
Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Инвалидность - это состояние человека, который испытывает трудности или ограничения в человеческой деятельности из-за физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. Инвалидность - это несостоятельность конкретного человека, возникающее в результате дефекта или нарушения и напрямую зависящее от возраста, пола, социальных и культурных факторов, определяющих роль, которая считается подходящей для него. Инвалидность - это сложное явление, которое вызывает проблемы не только на уровне человеческого организма, но и на уровне общества. Инвалидностью считается взаимосвязь между характеристиками конкретного индивида и характеристиками среды, в которой этот индивид проживает и осуществляет свою жизнедеятельность .
Термин "инвалиды" (от латинского, что буквально означает помимо "бессильный", "непригодный") сейчас активно заменяется на "люди с ограниченными возможностями". Однако этот устойчивый термин продолжает звучать в прессе, в нормативных правовых актах, в законодательных актах правительств разных уровней и в официальных материалах ООН.
Инвалид - это человек, который имеет ограниченные возможности жить, общаться (включая работу) и адаптироваться к обществу из-за психического, физического или психопатического заболевания или состояния.
Лица с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) - это люди, имеющие отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в особых условиях обучения и воспитания, поскольку они значительно отклоняются от нормального психического и физического развития, вызванного серьезными врожденными или приобретенными дефектами. Группа людей с ограниченными возможностями может иметь состояния здоровья, препятствующие освоению ими всех или определенных разделов образовательной программы вне специальных условий воспитания и обучения.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ), инвалидом признается лицо с нарушением здоровья со стойким нарушением физических функций, вызванным заболеванием, последствиями травм и дефекты, приводящие к ограничениям, признаются важной деятельностью инвалидов и вызывают необходимость в их социальной защите.
Для того чтобы гражданин был признан инвалидом, недостаточно только наличия заболеваний или определенных дефектов, необходимо, чтобы такие ограничения здоровья согласно Постановлению Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 "О признании лица инвалидом" (далее - Постановления Правительства РФ от 05.04.2022 №588) влекли ограничение жизнедеятельности и, следовательно, нуждаемость в мерах социальной поддержки. Таким образом, не каждый гражданин, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, будет признан инвалидом.
Соотнося степень нарушения функций организма, степень нарушения способности передвигаться без помощи других лиц или специальных приспособлений, способность ориентироваться в пространстве, времени и месте, а также способность общаться, учиться и работать, инвалиды классифицируются как инвалиды I,II или III группы соответственно.
Так, первая группа инвалидности присваивается как тем, кто потерял 100% трудоспособности, так и тем, кто способен выполнять определенные трудовые действия в специально созданных условиях труда (слепые и глухие).
Вторая группа инвалидности присваивается лицам, которые постоянно или длительно не могут работать, а также лицам, у которых на момент освидетельствования нарушения физических функций не столь серьезны (недостаточно серьезны для определения первой группы инвалидности), но заболевание которых может прогрессировать под влиянием трудовой деятельности и, таким образом, противопоказано им заниматься определенными видами трудовой деятельности в течение длительного периода времени. Вторая группа инвалидности - это первая группа обесценения, которая включает в себя следующее.
Третья группа инвалидности присваивается лицам, имеющим инвалидность, связанную с работой, если:
-когда человека необходимо перевести на другое рабочее место в другую рабочую категорию или наиболее низкую должность.
-когда существует необходимость значительного изменения условий труда в текущей профессии человека, что приводит к снижению производительности;
-когда возможности трудоустройства значительно затруднены из-за существенного нарушения физических функций менее квалифицированных лиц и лиц, которые ранее не работали.
В том случае, если трудовой договор не будет содержать все необходимые условия о сокращенной продолжительности рабочего времени, режима труда и отдыха, условия труда на рабочем месте инвалида II группы, общество может быть привлечено к ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ .
1.2.Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социального обеспечения различных категорий инвалидов
Социальная работа с инвалидами должна осуществляться и учитываться на основе нормативной базы документов мирового сообщества (учредительных актов, деклараций, контрактов, международных договоров, рекомендаций и т.д.). Для того чтобы оказывать квалифицированную помощь лицам с ограниченными возможностями, социальные работники должны знать правовые и ведомственные документы, определяющие статус лиц с ограниченными возможностями, право на получение различных льгот и выплат и т.д. Общие права лиц с ограниченными возможностями сформулированы в Декларации ООН о правах лиц с ограниченными возможностями.
В России также приняты основные законодательные акты, касающиеся лиц с ограниченными возможностями.
Действующее законодательство в значительной степени не защищает права детей-инвалидов на достойное и безопасное существование. Закон предусматривает такой объем социальной помощи детям с ограниченными возможностями, включая "работу", о которой идет речь в преступлении попрошайничества, поскольку человек, лишенный всего необходимого с детства, не может жить на пенсию по инвалидности.
Но даже если финансовые проблемы будут решены, среда обитания инвалидов будет полностью перестроена, и без соответствующего оборудования вы не сможете воспользоваться предлагаемыми льготами: протезами, слуховыми аппаратами, специальными очками, тетрадями для написания текстов, книгами для чтения, колясками, автомобилями для путешествий и т.д. Производство неисправного оборудования требует специальной промышленности. В стране есть такие предприятия. В основном они удовлетворяют разнообразные потребности людей с ограниченными возможностями. Но по сравнению с западными образцами неисправного оборудования наши отечественные проигрывают во многом: они тяжелее, менее долговечны, крупнее и проще в эксплуатации.
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ, заложил основы современной правовой и социальной защиты инвалидов, определяемой как государственная политика в этой области - обеспечение равных возможностей инвалидов с другими гражданами при осуществлении гражданских прав, экономические, политические и иные права и свободы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Получила законодательное оформление новая концепция социальной защиты инвалидов, которая основана на принципах и нормах международного права, принятых в отношении инвалидов. Система мер по социальной защите инвалидов, установленная федеральным законом, создает необходимые предпосылки для социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество.
Настоящий Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ рассматривает формирование доступной среды для людей с ограниченными возможностями как одно из направлений их реабилитации. В частности, в нем содержатся положения об обязательствах органа и организации, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, обеспечивать инвалидам условия для бесплатного доступа к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственного пользования общественным транспортом, средствами связи и информации.
В регионах России местные экспертные организации обеспечивают доступ лиц с ограниченными возможностями к зданиям и сооружениям для беспрепятственного доступа к спектру необходимых услуг. Несмотря на очевидные приоритеты и актуальность вопроса социальной поддержки людей с ограниченными возможностями, текущая ситуация в этой сфере в России является важной.
Аэропорты, железнодорожные и автобусные вокзалы, тротуары и дорожные перекрестки также должны быть оборудованы специальными устройствами, облегчающими жизнь людям с ограниченными возможностями. Во многих странах мира должны быть парковки и комнаты для инвалидов, а также специальные туалеты.
Однако следует отметить, что, наряду с положительными аспектами реформирования системы профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями, учреждение не было обеспечено необходимыми финансовыми средствами, не сформирована система трудоустройства и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями с детства после окончания коррекционных образовательных учреждений.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (Принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946) (с изм. от 24.05.1973) [Текст] // СПС Консультант плюс
2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.04.2023) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4563
3. Федеральный закон от 28 июня 2021 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" [Текст].
4. Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 (ред. от 23.11.2022) "О признании лица инвалидом" (вместе с "Правилами признания лица инвалидом") [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 15. - Ст. 2506.
5. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 (ред. от 15.11.2023)"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2019. - № 15 (часть II). - Ст. 1746 (начало).
6. Приказ Минтруда России от 28.01.2022 № 27н "Об утверждении стандарта деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2022 № 67551) [Текст] // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 01.03.2022
Судебная практика:
7. Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 26 февраля 2015 г. № АПЛ15-39 // СПС "КонсультантПлюс". 2021.
Научная литература:
8. Волкова М.А. Соотношение прав работодателя и лица с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья в трудовых отношениях [Текст] // Социальное и пенсионное право. 2020. № 3.
9. Григорьева, В. А. Социальная защита инвалидов и льгота на ЖКХ / В. А. Григорьева [Текст] // Крымский Академический вестник. – 2021. – № 18. – С. 44-49.
10. Жаворонков Р.Н. Системные проблемы правового регулирования социальной защиты инвалидов и пандемия COVID-19 [Текст] // Социальное и пенсионное право. 2021. № 2. С. 9 - 13.
11. Жаворонков Р.Н. [Текст] Социальная защита инвалидов: вчера, сегодня, завтра (правовые аспекты): Монография. М.: У Никитских ворот, 2020. С. 143.
12. Истомина Е.А. Концепция социального риска: понятие и значение для права социального обеспечения [Текст] // Социальное и пенсионное право. 2022. № 4. С. 10.
13. Какие льготы и гарантии предусмотрены для инвалидов? [Текст] // Азбука права: электрон. журн. 2023.
14. Какие нужны документы для оформления пенсии по инвалидности? [Текст] // Азбука права: электрон. журн. 2023.
15. Котова, А. С. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации, как обязанность государства / А. С. Котова, И. Е. Николаева [Текст] // Студенческий вестник. – 2022. – № 10-2(202). – С. 24-26.
16. Маковецкая, Т. О. Проблемы реализации права инвалидов на труд / Т. О. Маковецкая, Д. И. Эртелева // Закон и право. – 2021. – № 5. – С. 226-231.
17. Мачульская Е.Е. Право инвалидов на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества // Тенденции развития правового механизма реализации социально-экономических прав человека" (к 60-летию принятия Европейской социальной хартии (ЕСХ), пересмотренной в 1996 году): сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. [Текст] / отв. ред. Т.А. Сошникова. М., 2021.
18. Мини-курс. Как предоставить гарантии сотрудникам-инвалидам [Текст] // Справочник кадровика. 2022. № 2. - С.4.
19. Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Беляев М.А. и др. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (постатейный) [Текст] // СПС "КонсультантПлюс". 2020.
20. Путило Н.В. [Текст] Социальные права в постиндустриальном обществе: монография. М., 2021.
21. Сафонов, Я. А. Социальная защита инвалидов / Я. А. Сафонов [Текст] // Крымский Академический вестник. – 2021. – № 17. – С. 211-217.
22. Семянникова Д.А. Проблемы реализации права инвалидов быть частью системы правосудия в качестве прямого участника (судьи) [Текст] // Социальное и пенсионное право. 2021. № 3. С. 45 - 49.
23. Серегина Л.В. Правовая основа трудоустройства граждан, имеющих ограничения по здоровью [Текст] // Журнал российского права. 2022. № 6. С. 105.
24. Сосновщенко, А. В. О некоторых проблемах реализации права инвалидов на труд / А. В. Сосновщенко [Текст] // Право и общество. – 2021. – № 1(2). – С. 58-61.
25. Усмоналиева, Д. Б. Медико-социальные аспекты детской инвалидности / Д. Б. Усмоналиева, М. А. Шарипова, Д. Низомова [Текст] // Экономика и социум. – 2022. – № 5-2(92). – С. 747-750.
26. Шакирова Э. Инвалиды и условия труда - травмы и инвалидность. Анализ споров в судах // Трудовое право. 2020. № 1. С. 47 .