Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИИ 5
1.1. Понятие «методология» и «метод исследования» как междисциплинарная категория науки и практики 5
1.2. Принципы использования методов исследования в психологии 10
1.3. Собственные методы исследования в психологии как этап зарождения психологии как науки 14
Выводы по Главе 1 16
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.1. Классификация методов исследования в психологии по Б.Г. Ананьеву 17
2.1.1. Организационные методы исследования 17
2.1.2. Эмпирические методы исследования 22
2.1.3. Методы обработки данных 27
2.1.4. Интерпретационные методы исследования 32
2.2. Основные методы психологии, используемые в исследовании психической сферы и личности школьников 34
Выводы по Главе 2 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
ЛИТЕРАТУРА 37
Фрагмент для ознакомления
2
Классификация методов исследования в психологии по Б.Г. Ананьеву включает четыре основных типа методов:
1. Организационные методы исследования, которые включают в себя организацию и планирование исследовательской работы, включая определение целей и задач исследования, выбор методов исследования, определение критериев оценки результатов исследования и т. д [11].
2. Эмпирические методы исследования, которые включают сбор и анализ эмпирических данных, полученных в результате наблюдений, экспериментов, опросов, тестирования и других методов исследования, направленных на изучение психических процессов и явлений.
3. Методы обработки данных, которые включают в себя анализ и интерпретацию полученных эмпирических данных с использованием различных статистических методов, методов математической обработки данных и других методов анализа, направленных на выявление закономерностей и взаимосвязей между психическими процессами и явлениями.
4. Интерпретационные методы исследования, которые включают в себя интерпретацию полученных результатов исследования с учетом существующих теорий и концепций в психологии, а также разработку выводов и рекомендаций на основе этих результатов.
Такая классификация позволяет систематизировать различные методы исследования в психологии и использовать их эффективно для достижения поставленных целей и задач исследования.
Рассмотрим организационные методы исследования.
Б.Г. Ананьев полагает, что организационные методы исследования в психологии включают в себя ряд действий и процедур, направленных на организацию и планирование исследовательской работы. Эти методы помогают исследователям определить цели и задачи исследования, выбрать подходящие методы исследования, разработать план исследования, определить критерии оценки результатов исследования и другие аспекты исследовательской деятельности.
К организационным методам исследования можно отнести следующие аспекты:
1. Формулирование проблемы и постановка задач.
Формулирование проблемы и постановка задач являются важнейшим этапом в научном исследовании. На этом этапе исследователь определяет область, которую он будет изучать, и формулирует проблему, которая будет решаться в ходе исследования. Формулирование проблемы обычно начинается с общего описания темы исследования, а затем сужается до конкретной проблемы, которая будет изучаться [7].
После формулирования проблемы исследователь переходит к постановке задач. Задачи исследования должны быть конкретными, измеримыми и реалистичными. Они должны определять шаги, которые необходимо предпринять для решения проблемы исследования. Задачи могут быть направлены на сбор данных, их анализ, проверку гипотезы, разработку методики исследования и другие действия, необходимые для достижения цели исследования.
Например, если цель исследования состоит в выявлении влияния факторов X и Y на явление Z, то задачами исследования могут быть сбор данных о факторах X и Y, анализ этих данных, выявление взаимосвязей между факторами X и Y и явлением Z, и т.д.
2. Выбор методов исследования. Исследователь выбирает подходящие методы исследования, которые позволят получить необходимые данные для решения поставленных задач. Это может быть использование качественных или количественных методов исследования, а также комбинация различных методов.
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. Основы общей психологии. Методологические проблемы [Текст]. / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2021. – 320 с.
2. Белкина Е.Е. Психология личности: Учебное пособие [Текст]. / Е.Е. Белкина. – М.: Издательство Логос, 2018. – 288 с.
3. Бодалев А.А. Методы психологии: Учебное пособие [Текст]. / А.А. Бодалев. – М.: Издательский центр "Академия", 2023. – 240 с.
4. Голованова О.Н. Практическое руководство по психодиагностике [Текст]. / О.Н. Голованова. – М.: Питер, 2022. – 320 с.
5. Грозова О.С. Делопроизводство [Текст]. / О.С. Грозова. – М.: Юрайт, 2023. – 131 с.
6. Зыкова Е.В. Технологии психологической помощи [Текст]. / Е.В. Зыкова. – М.: Питер, 2019. – 320 с.
7. Иванова Н.П. Организация психологических исследований [Текст]. / Н.П. Иванова. – СПб.: Питер, 2020. – 208 с.
8. Козлов В.В. Психология научного познания [Текст]. / В.В. Козлов. – М.: Издательство Московского университета, 2018. – 368 с.
9. Кузнецова Л.С. Психология общения: Учебник [Текст]. / Л.С. Кузнецова. – М.: Аспект Пресс, 2022. – 352 с.
10. Лаптева Е.М. Психологическое тестирование [Текст]. / Е.М. Лаптева. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021. – 304 с.
11. Леонтьев Д.А. Общая психология [Текст]. / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2019. – 416 с.
12. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии [Текст]. / А.Р. Лурия. – М.: Педагогика, 2022. – 352 с.
13. Никитина Т.В. Психология развития: Учебное пособие [Текст]. / Т.В. Никитина. – М.: Питер, 2019. – 400 с.
14. Новиков А.М. Методы психологии [Текст]. / А.М. Новиков. – М.: Академический проект, 2021. – 432 с.
15. Павлова Е.Б. Практикум по методике психологического исследования [Текст]. / Е.Б. Павлова. – М.: Академия, 2022. – 224 с.
16. Петровский А.В. Общая психология: Учебник [Текст]. / А.В. Петровский. – СПб.: Питер, 2022. – 448 с.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]. / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2023. – 512 с.
18. Смирнов А.А. Организация психологической службы [Текст]. / А.А. Смирнов. – СПб.: Питер, 2019. – 320 с.
19. Соколова М.В. Психология труда: Учебное пособие [Текст]. / М.В. Соколова. – М.: Юрайт, 2020. – 256 с.
20. Тихонов И.А. Психологическое консультирование [Текст]. / И.А. Тихонов. – М.: Проспект, 2019. – 288 с.
21. Ушаков Д.В. Психология управления персоналом [Текст]. / Д.В. Ушаков. – М.: КНОРУС, 2018. – 256 с.
22. Фомичев В.А. Методы психологического исследования [Текст]. / В.А. Фомичев. – М.: Академический проект, 2022. – 384 с.
23. Фролова О.Н. Социально-психологическое исследование [Текст]. / О.Н. Фролова. – М.: Юрайт, 2021. – 352 с.
24. Холодная М.А. Психология познания [Текст]. / М.А. Холодная. – СПб.: Питер, 2022. – 384 с.
25. Чеботарева Е.Ю. Теория и методика обучения психологии [Текст]. / Е.Ю. Чеботарева. – М.: Академический проект, 2021. – 240 с.
26. Шевельков А.Д. Психологическое исследование: Учебник для вузов [Текст]. / А.Д. Шевельков. – М.: Аспект Пресс, 2022. – 272 с.
27. Шерингова А.М. Методы психологической диагностики личности [Текст]. / А.М. Шерингова. – СПб.: Речь, 2021. – 256 с.
28. Шипилов А.И. Технологии психологического исследования [Текст]. / А.И. Шипилов. – М.: Питер, 2022. – 272 с.