Фрагмент для ознакомления
2
Бухгалтерский учет и налоговый учет в Российской Федерации регулируются системой нормативных правовых актов различного уровня. Основными документами, определяющими правила ведения бухгалтерского учета, являются Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Налоговый учет регламентируется, прежде всего, Налоговым кодексом РФ.
Налоговый учет – это специфическая область бухгалтерии, связанная с учетом налоговых обязательств организации. Он включает в себя расчет и уплату налоговых платежей, а также подготовку налоговой отчетности в соответствии с требованиями налогового законодательства. Правильный налоговый учет помогает избежать штрафных санкций и минимизировать налоговую нагрузку организации. Важно отметить, что бухгалтерский и налоговый учет должны выполняться в соответствии с действующими нормами и стандартами. В России это включает в себя соблюдение требований Федерального закона "О бухгалтерском учете" и налогового законодательства, а также применение регламентированных форм отчетности и учетных политик.
Наряду с федеральным законодательством, существенную роль в регулировании учетных процессов играют внутренние документы организаций - учетная политика для целей бухгалтерского учета и учетная политика для целей налогообложения.
На основании требований, представленных в пункте 1 статьи 21 Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», стоит отметить присутствие 4 основных уровней регулирования [1]. Такие уровни более подробно приводятся на рисунке 1.
Рисунок 1 – Уровни регулирования бухгалтерского учета в России
Важно сказать о том, что в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 20 Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [1], происходит введение закрепляющих положений. Такие положения связаны с обязательностью использования международных требований к отчетности в качестве основной информации, необходимой для разработки новых федеральных и отраслевых стандартов.
В 2020 году со стороны Министерства России были выдвинуты новых федеральные стандарты по регулированию операций бухгалтерского учета. Значение учетной политики отражается в определении идеологии экономики предприятия на определенный период времени, что способствует усилению учетно-аналитических функций в управлении предприятием, позволяет оперативно реагировать на изменения в производственном процессе, эффективно приспосабливать производственную систему к условиям внешней среды, снизить экономический риск и достичь успехов в конкурентной борьбе. В Российской Федерации понятие «учетная политика» появилось в бухгалтерском учете в начале 90-х годов ХХ в. как следствие перевода международных стандартов бухгалтерского учета . Впервые возможность использования предприятиями РФ учетной политики появилась в 1995 году, когда было введено в действие первое Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/94).
Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных организацией в соответствии с нормативными актами по бухгалтерскому учету. Она является основополагающим документом, определяющим методологию учета в конкретной организации.
Учетная политика имеет важное значение, поскольку:
- Обеспечивает единообразие учетных процедур и формирование достоверной учетной информации.
- Позволяет оптимизировать налоговые обязательства организации.
- Служит основой для проведения внутреннего и внешнего аудита.
- Используется при проверках контролирующими органами.
Таким образом, грамотно сформированная учетная политика является важным инструментом эффективного управления организацией.
Любое предприятие функционирует в определенной среде. Поэтому, одной из основных целей учетной информации является обеспечение достоверной информацией большого числа заинтересованных лиц. Прежде всего, пользователями учетной информации являются юридические и физические лица. Их интерес в основном относится к информации о финансовом и имущественном состоянии предприятия. Главных пользователей учетной информации можно разбить на две группы:
1. Внутренние пользователи: руководители предприятий, их структурные подразделения и отделы, собственники, сотрудники предприятия.
2. Внешние пользователи: инвесторы, кредиторы, заказчики, органы государственной власти и т.д. Взаимосвязь экономических интересов пользователей информации учетной политики приведена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Взаимосвязь экономических интересов пользователей информации учетной политики
Рассмотрев рисунок 1, можно сказать, что формирование учетной политики зависит от интересов различных групп пользователей учетной информации. Учетная политика предприятия должна способствовать получению своевременной и достоверной информации для широкого круга пользователей. В этом случае особого внимания заслуживает важная составляющая учетной политики – управленческий учет, который обеспечивает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку и прием информации, необходимой управленческому персоналу для разработки бизнес-планов, финансовых бюджетов, и способствует решению текущих и долгосрочных экономических задач предприятия, но которому не уделяется должное внимание. Следовательно, учетная политика связана с хозяйственной деятельностью производственных систем и, как правило, направлена на их развитие и совершенствование.
Итак, учетную политику в широком понимании можно определить, как управление учетом, а в узком – как совокупность способов ведения учета.
1.2. Особенности и основные принципы формирования учетной политики для целей налогообложения
Бухгалтерия и налоговый учет являются двумя важными аспектами финансового управления для любой организации. Оба этих процесса направлены на обеспечение финансовой прозрачности и соответствия законодательству. Однако, возникает вопрос о возможности и смысле сближения этих двух областей. В первую очередь, стоит отметить, что бухгалтерский и налоговый учет имеют свои специфические задачи и требования. Бухгалтерия фокусируется на регистрации и отражении всех хозяйственных операций компании в учете, составлении отчетности и анализе финансовых показателей. Налоговый учет, с другой стороны, направлен на определение и расчет налоговых обязательств организации перед государством.
Порядок расчета и уплаты налогов регулируется правилами налогового учета. Согласно статье 313 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый учет представляет собой систему агрегирования информации для определения налоговой базы по налогу на основе первичных данных. Налоговый учет ведется с целью формирования полной и достоверной информации о порядке регистрации хозяйственных операций, совершенных налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде. Он также предоставляет информацию внутренним и внешним пользователям для контроля точности расчетов и уплаты налогов в бюджет.
Ведение налогового учета проводится для создания системы точных данных, достоверно отражающих операции, производимые налогоплательщиком в налоговый период, на основе которых реализуются цели налогообложения. Также по бухгалтерской отчетности осуществляется проверка верности данных о размере, полноте и своевременности уплаты налогов. Субъект налогообложения производит налоговый учет без помощи государства по принципу последовательности, означающем осуществление учета в соответствии с хронологией периодов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть I от 31.07.1998 №146- ФЗ (в ред. от 27.11.2018) и Часть II от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. от 27.11.2018). – М.: Приор, 2018.
2. Абрамов М.Д. Налоговая система и модернизация России // Россия и современный мир. - 2020. - № 4. - С. 79-91.
3. Агузарова Ф.С. Трансформация имущественных налогов в условиях цифровизации России // Финансы и кредит. - 2019. - Т. 25. № 7 (787). - С. 1637-1645.
4. Бобошко Д.Ю. Имущественные налоги в Российской Федерации: проблемы исчисления и уплаты // Аудитор. - 2019. - Т. 5. № 10. - С. 40-50.
5. Бубнов В.А. Налоговый учет основных средств организации / В.А. Бубнов, Д.А. Одаховская, А.А. Пятак. — 2022. — Т. 13, № 2. — C. 2.
6. Вылкова Е.С. Направления совершенствования имущественного налогообложения в Российской Федерации // Экономика. Налоги. Право. - 2019. - Т. 12. № 1. - С. 127-135.
7. Грачев М.С. Налоговая система России: закономерности развития и перспективы реформирования. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2019. - 203 с.
8. Зотиков Н.З. Имущественное налогообложение: направления совершенствования // Oeconomia et Jus. - 2020. - № 2. - С. 1-16.
9. Калинина О.В. Оценка налоговой нагрузки с учетом особенностей развития Российской экономики на современном этапе // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2020. - №12 (36). - С. 13-19.
10. Кузнецов И.А. К вопросу о принципах имущественного налогообложения // Современный юрист. - 2022. - № 2. - С. 31 – 42.
11. Ляхова Н.И. Методологические основы налогообложения недвижимости в современных условиях / Н.И. Ляхова. // Управленческий учет. — 2019. — № 1. — С. 72–77.
12. Налоги и налогообложение: учебное пособие / сост.: И.М. Бортникова; Донской ГАУ. – Персиановский: Донской ГАУ, 2018. – 202 с
13. Печенникова Г.Г. Практические аспекты применения ФСБУ «Основные средства» / Г.Г. Печенникова, Д.А. Одаховская, А.А. Пятак. // Baikal Research Journal. — 2022. — Т. 13, № 4. — C. 1.
14. Рожков Р.С., Рожков С.Н., Салакая Н.Т. Подходы к оптимизации взыскания имущественных налогов в современных условиях // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2022. - № 1. - С. 98-104.
15. Романов А.Н., Колчин С.П. Налоги и налогообложение: учебное пособие. М: Вузовский учебник, 2019. - 391 с.
16. Савицкий А.И. Разграничение объекта налогообложения и предмета налога по имущественным налогам: проблемы теории и практики (часть 1) // Налоги. - 2019. - № 2. - С. 16-23.