Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время проблема познавательного развития как важного стимула формирования личности привлекает внимание как исследователей, так и педагогов-практиков, занимающихся поиском эффективных методов и мероприятий развивающего обучения.
В современном дошкольном образовании проблема познавательного развития у дошкольников является одной из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно только благодаря его активности, что способствует формированию самостоятельности и инициативы.
Познавательная активность - интегральное качество человека, имеющее сложную структуру, включающую отдельные психические процессы (психические, эмоциональные, регулятивные) и объективно-субъективную связь человека с миром, выражающуюся в отношениях. Ребенок понимает, что его интересует основной процесс деятельности, потому что сильнейшим мотивом обучения является познавательный интерес, который активно связан с системой ценностных ориентаций, целей, результатов труда, отражает все компоненты личности.
Педагогической наукой и практикой накоплен большой опыт использования методов, приемов и организационных форм, активизирующих познавательные способности дошкольников. Большой вклад в решение этой проблемы внесли психологи и педагоги: Л.Б. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.О. Данилов, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и другие.
Несмотря на то, что проблема познавательного развития у дошкольников широко освещается в педагогических исследованиях и научных трудах многие десятилетия, она и в настоящее время является актуальной и сложнейшей психолого-педагогической проблемой.
Современное общество, государство предъявляет к образованию принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Стремительно меняющаяся жизнь, реформирование системы образования заставляет педагогов пересматривать роль и значение современных образовательных средств (методов, приемов, технологий), в том числе информационных, в практике дошкольного образования. Одним из таких средств может являться интернет-ресурс LearningApps. Разработанные на его основе дидактические игры могут являться эффективным средством познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, актуальность темы нашего исследования объясняется с нескольких сторон:
- социальной – между низким уровнем познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и потребностью государства и общества в познавательном развитии воспитанников.
- педагогической – между необходимостью выбора эффективных методов и средств познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием информационных ресурсов, в частности приложения LearningApps в работе воспитателей ДО.
- методической – между необходимостью использования приложения LearningApps в познавательном развитии дошкольников старшей группы и разработкой комплекса дидактических игр на базе данного приложения.
Возникшие противоречие определило проблему: каковы особенности использования комплекса дидактических игр в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством приложения LearningApps.
Цель – разработать и оценить эффективность проекта комплекса дидактических игр по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством приложения LearningApps.
Объект исследования – процесс познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – разработка проекта комплекса дидактических игр по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством приложения LearningApps.
Задачи исследования:
1.Охарактеризовать понятие «познавательное развитие» и выделить основные черты познавательного развития старших дошкольников;
2. Выделить условия познавательного развития старших дошкольников в условиях ДО;
3. Разработать проект комплекса дидактических игр, направленных на познавательное развития детей старшего дошкольного возраста, посредством приложения LearningApps;.
Этапы исследования:
- подготовительный – заключался в анализе литературных первоисточников, нормативной литературы по проблеме познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
- проектировочный – заключался в разработке проекта комплекса дидактических игр, направленных на познавательное развития детей старшего дошкольного возраста, посредством приложения LearningApps.
- оценочный – заключался в апробации проекта в условиях старшей группы, оценке его эффективности в условиях ДО.
В работе были использованы следующие методы: сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, диагностика, анкетирование, педагогическое проектирование
Практическая значимость данного исследования заключается в том, разработанный комплекс дидактических игр по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством приложения LearningApps может быть использован воспитателями в работе с детьми старшей группы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристика понятия «познавательное развитие», особенности познавательного развития в старшем дошкольном возрасте
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) гласит, что содержание программы должно предусматривать развитие личности, мотивации и способностей детей к различным видам деятельности [21].
Одним из основных аспектов (сфер) является когнитивное развитие: развитие любознательности и когнитивной мотивации; формирование познавательных действий, формирование сознания; развитие воображения и творческой деятельности; формирование первичных представлений о себе, других, объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звук, ритм, темп, количество, количество, часть и целое, пространство и время, причины, последствие, разнообразие стран и народов мира). Все перечисленные требования заложены в основу развития познавательного развития дошкольников в контексте ФГОС ДО.
Познавательное развитие, по мнению М.И. Лисиной, А.M. Матюшкиной и Т.Д. Сарториус, это сложное личностное новообразование, которое развивается на протяжении всей жизни и определяет качественные характеристики когнитивной деятельности [14].
Д. B. Годовикова указывает два способа решения проблемы развития познавательного развития: экстенсивный и интенсивный [5]. Однако она считает, что оба пути преследуют одну и ту же конечную цель: воспитание образованного, нравственного, социально активного, способного к самосовершенствованию человека, но отмечает, что подходы к достижению цели часто различаются. Экстенсивный способ включает в себя увеличение объема информации, передаваемой детям. Интенсивный основан на формировании интенсивно-субъективной, личностно-заинтересованной позиции, что, в свою очередь, приводит к изменению структуры образовательных программ и средств обучения детей (развивающаяся, ориентированная на личность, личная активность, проблемное обучение) [5].
Развитие познавательной активности как важнейшего проявления личности невозможно без формирования мотива и возникновения познавательного интереса ребенка. Именно наличие познавательного интереса повышает познавательную активность и эффективность образовательного процесса.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития / М. Р. Битянова.- М: Просвещение, 2007. - 125 с.
2. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада: пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Васильева. Л.А. Бахтурина, И.И. Кобитина. - М.: Просвещение, 2000. - 321 с.
3. Волосовец Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении / Т.В. Волосовец, ОН. Сазонова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 232с.
4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский.: СПб, 1997. – 224 с.
5. Годовикова Д.Б. Общение со взрослыми и познавательная активность детей. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 384 с.
6. Голицина B. C. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении / B. C. Голицина. - М.: Скрипторий, 2005. - 80 с.
7. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников / В. Б. Голицын, Е. И. Щербакова // Советская педагогика. 1991. №3. - С. 43-48.
8. Диагностика умственного развития дошкольников / Под. ред. Л.А.Венгера, В.В. Холмовской. - М.: 2008.
9. Денисенкова Н.С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации / Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова // Региональная научно-практическая конференция. Москва – Бирск, 2004.
10. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного / В.Н. Зимонина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 304 с.
11. Козлова О.А. Современные технологии познавательной активности дошкольников [Электронный ресурс] / О.А. Козлова, М.З. Малдабаева // Новые информационные технологии в науке: в сборнике статей. – 2017. – С. 106-110. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=31777957 (дата обращения 10.05.2024).
12. Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности / Е. В. Коротаева // Народное образование, 1995. - с. 156-159.
13. Лащенко И.А. Образовательная среда дошкольной образовательной организации как условие формирования познавательного интереса у старших дошкольников [Электронный ресурс] / И.А. Лащенко // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогические науки. Образование. – 2021. - №4. – С. 71-77. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49406686 (дата обращения 11.05.2024).
14. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками /М.И. Лисина // Вопросы психологии. - 2012. - № 8, - С. 21.
15. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. - М., 1997. - с.96–97.
16. Михайлова В.Г. Развитие познавательной активности старших дошкольников по стандартам Worldskills [Электронный ресурс] / В.Г. Михайлова, С.О. Грунина // Дошкольное детство: теория, методика, практика: в сборнике статей. – 2020. – С. 97-101. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43129802 (дата обращения 10.05.2024).
17. Новоселова С.Н. Развивающая предметная среда / С.Н. Новоселова. - М.: Феникс, 2005. - 172 с.
18. Поддьяков Н.Н. К проблеме познавательного развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков// Современные проблемы дошкольного образования: Материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-лет. со дня рожд. А.В.Кенеман. М.: МПГУ, 1996. - С. 9-14.
19. Сергеева О.А. Система педагогического сопровождения эмоционально-чувственной сферы старшеклассников. Дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. Наук / О. А. Сергеева. - М., 2013. - 310 с.
20. Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения.: дис. канд. пед. наук / Ж. Н. Тельнова. - Омск, 2007.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : письма и приказы Минобрнауки / [ред.-сост. Т. В. Цветкова]. – М. : Творческий центр Сфера, 2015. - 96 с.
22. Федеральная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo-obrazovaniia/ (дата обращения 10.05.2024).
23. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. – 160 с.