Фрагмент для ознакомления
2
Законодательством четко не определено понятие «оперативно-розыскное мероприятие (далее – ОРМ). Тем не менее, исходя из действующего российского законодательства, в частности главы 1 соответствующего Закона, а также терминологии, используемой лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, можно предложить следующее определение: ОРМ охватывает действия или совокупность действий, направленных на решение задач оперативно-розыскной деятельности. следственная деятельность. Указанные действия могут проводиться открыто или скрытно и предполагать использование информационных систем, видео- и аудиозаписей, кино-, фото- и других технических средств, не создающих угрозы для жизни, здоровья человека и окружающей среды.
Основополагающей составляющей оперативно-розыскной деятельности является проведение самого ОРМ. Важно отметить, что действующий Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» дает лишь перечень этих мероприятий без определения понятия. Это упущение иногда приводит к несоответствиям как в интерпретации, так и в реализации этих мероприятий. .
А.Н. Халиков характеризует оперативно-розыскную деятельность как действия, предусмотренные соответствующим Федеральным законом, предпринимаемые уполномоченными субъектами этой деятельности. Эти действия предполагают использование различных методов и средств, как явных, так и скрытых, для сбора и документирования фактической информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности, с соблюдением требований нормативных актов .
А.Ю. Шумилов определяет оперативно-розыскную деятельность как действие, проводимое непосредственно уполномоченным субъектом такой деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Основной задачей данного мероприятия является получение необходимой информации для достижения целей и решения задач оперативно-розыскной работы .
О.В. Фирсов характеризует оперативно-розыскную деятельность как конкретные действия, выполняемые уполномоченным персоналом в соответствии с соответствующими законами и нормативными актами. Эти мероприятия направлены на получение важной информации, необходимой для оперативно-розыскных целей .
Анализ современных подходов к определению оперативно-розыскной деятельности (ООР) позволяет выявить несколько ключевых характеристик, которые могут лечь в основу их определения. Эти характеристики включают в себя:
Правовая основа: ОРМ основаны на законах и подзаконных актах, включая межведомственные и ведомственные положения, которые регулируют их организацию и тактическое исполнение.
Функция разведки и поиска: эта деятельность противодействует незаконным действиям лиц, которые планируют, готовят, совершают или уже совершили преступления, используя различные стратегии.
Секретность. Оперативные операции в основном проводятся скрытно с использованием специальных сил, средств и методов.
Уполномоченные агенты: ОРМ выполняются должностными лицами органов, уполномоченных осуществлять такую деятельность, или лицами, оказывающими помощь этим органам, а также экспертами, обладающими специальными научными, техническими или другими знаниями.
Достаточные основания: Для проведения оперативного расследования необходимы достаточные основания и соблюдение необходимых условий.
Целевая цель: Целью ОРМ является выявление, запись и проверка фактических данных, а также решение других задач оперативно-розыскной деятельности.
Учитывая эти определяющие особенности, мы предлагаем следующее определение:
Оперативно-розыскная деятельность (ОПМ) представляет собой предусмотренные законом и подзаконными актами разведывательно-розыскные действия, осуществляемые уполномоченными на это лицами преимущественно негласными методами и средствами при наличии достаточных оснований и соблюдении установленного порядка.Данные действия направлены на получение, учет и проверку информации, предметов и документов, имеющих решающее значение для выявления, предотвращения, пресечения и раскрытия преступлений, а также для решения других вопросов в рамках оперативно-розыскной деятельности.
Таким образом, очевидно, что стержневым элементом всех определений является включение оперативно-розыскной деятельности в рамки Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и осуществление этой деятельности исключительно специально уполномоченными на это органами. Эти определения явно различаются по форме и целям проведения оперативно-розыскных мероприятий. При определении формы следует учитывать, что Федеральным законом «Об оперативно-розыскных мероприятиях» определяются основания, условия и ограничения их осуществления, которые единообразно распространяются на все оперативно-розыскные мероприятия.
Тактика и специфика каждой оперативно-розыскной деятельности определяют ее содержание и форму. Федеральный закон не может подробно раскрыть все тактические нюансы, прежде всего в силу скрытности оперативно-розыскной деятельности и широкого спектра тактических особенностей. Поэтому целесообразно расширить определение понятия «оперативно-розыскная деятельность», указав, что условия, основания и ограничения ее осуществления устанавливаются Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».
Задачи оперативно-розыскной деятельности вытекают из ее фундаментального характера и в целом направлены на защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, имущества, а также обеспечение безопасности общества и государства от криминальных угроз. Однако такая широкая формулировка не отражает уникальных аспектов оперативно-розыскной деятельности, поскольку эти цели являются общими для всей правоохранительной деятельности.
Таким образом, рекомендуется уточнить определение понятия «оперативно-розыскная деятельность», подчеркнув необходимость получения результатов от этой деятельности. Это дополнение служит нескольким целям:
Оно четко определяет конечную цель оперативно-розыскной деятельности.
Эта цель присуща любой оперативно-розыскной деятельности, независимо от оснований и условий, в которых она проводится.
Цель не требует дальнейшего уточнения, поскольку понятие «результаты оперативно-розыскной деятельности» уже закреплено в межведомственной Инструкции «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или суду» .
В заключение, включение в определение результатов оперативно-розыскной деятельности подчеркивает конкретные цели и особый характер этих операций, что соответствует существующей правовой и процессуальной базе.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. // Российская газета. № 237, от 25.12.93 г.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 52 (часть I) ст. 4921.
3. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. № 33. Ст. 3349.
4. Федеральный закон "О связи" от 7 июля 2003 г. // "Собрание законодательства РФ", 14.07.2003, N 28, ст. 2895.
Специальная литература
5. Баженов, С. В. Оперативно-розыскные мероприятия судебного санкционирования: проблемы теории и практики / С. В. Баженов // Научный портал МВД России. – 2016. – № 2(34). – С. 46-50.
6. Бикмиев, Р. Г., Бурганов, Р. С. Собирание электронных доказательств в уголовном судопроизводстве / Р.Г. Бикмиев, Р.С. Бурганов // Информационное право. 2015. № 3. С. 17-21.
7. Быков, В. М., Сазонова, Т. П. Истребование сведений о телефонных контактах как процессуальное действие по собиранию доказательств / В.М. Быков, Т.П. Сазонова // Рос. юстиция. 2008. № 9. С. 54.
8. Воскобитова, Л. А. Предметная область судебной власти и виды судопроизводства / Л.А. Воскобитова // Судебная власть и уголовный процесс. 2017. № 1. С. 61.
9. Воскобитова, Л. А. Философские аспекты проблем познания в уголовном судопроизводстве / Л.А.Воскобитова // Философские науки. 2013. № 12. С. 27.
10. Долголенко, Т. В. Оперативно-розыскные мероприятия: учебное пособие/ Т.В. Долголенко. М.: Проспект, 2017. 128 с.
11. Доля, Е. А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности: монография / Е.А. Доля // М.: Проспект, 2014. 373 с.
12. Зуев, В. И. Оперативно-розыскная деятельность: учебно-методическое пособие / В.И. Зуев. Оренбург, 2005. 245 с.
13. Исмаилов, Ч. М. Оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права на тайну связи при розыске безвестно исчезнувших лиц: проблемы осуществления и пути совершенствования // Российский следователь. 2016. № 20. С. 40-44.
14. Леви, А. А., Горяинов, Ю. А. Звукозапись и видеозапись в уголовном судопроизводстве / А.А. Леви, Ю.А. Горяинов. М., 1983. С. 31.
15. Одношевин, И. А. Основания осуществления оперативно-розыскных мероприятий - гарантия конституционных прав граждан, вовлеченных в сферу оперативно-розыскной деятельности / И.А. Одношевин // Актуальные проблемы российского права. 2019. №5. С. 102-103
16. Оконенко, Р. И. Электронные доказательства как новое направление совершенствования российского уголовно-процессуального права / Р.И. Оконенко // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 3. С. 120-124.
17. Предварительное следствие: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России по специальности «Юриспруденция» / под ред. М. В. Мешкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2022. 783 с.
18. Пучнин, А. В. Судебное санкционирование оперативно-розыскных мероприятий / А. В. Пучнин // Воронежские криминалистические чтения. – 2019. – № 21. – С. 158-162.
19. Семенцов, В.А. К вопросу о пополнении системы следственных действий негласными познавательными приемами / В.А. Семенцов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 4. С. 48-57.
20. Соколов, Ю. Н. Электронный носитель информации в уголовном процессе / Ю.Н. Соколов // Информационное право. 2017. № 3. С. 22-26.
21. Чечетин, А. Е. Проверка законности и обоснованности судебных решений о проведении оперативно-розыскных мероприятий / А. Е. Чечетин, И. Д. Шатохин // Проверка законности и обоснованности судебных решений в уголовном процессе : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 16–17 октября 2020 года / Под редакцией К.Б. Калиновского. – Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2021. – С. 223-229.
22. Чечетин, А.Е. Основы оперативно-розыскной деятельности. Учебное пособие. 3-е изд., доп. и перераб. / А.Е. Чечетин. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2007. 237 с.
23. Шейфер, С.А. Система следственных действий: каковы пути ее развития? С.А. Шейфер // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 2. С. 34-36.
24. Ширев, Д. А. Актуальные вопросы производства контроля и записи переговоров / Д.А. Ширев // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. № 2. С. 220.
Материалы правоприменительной практики
25. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2010 г № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
26. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 13 декабря 2012 г. № 48- О12-110 // СПС «КонсультантПлюс».
27. Приговор именем Российской Федерации г. Рубцовск 21 июня 2018 года дело № 1-1/2018 [Электронный ресурс] https://sudact.ru/regular/doc/Cz0sLACWL05R