Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса и являются для современной школы одной из важных педагогических задач.
Актуальность определяется характером инновационных процессов в образовании, в частности, формированием умения и желания учеников реализовывать универсальные учебные действия, что поможет улучшить результативность образовательного и воспитательного процесса в образовательных организациях. УУД помогают обеспечить процессы усвоения учебного материала, а также формировать психологические способности учеников.
Вопросами исследования и внедрения концепции в школьную образовательную систему занимались такие ученые, педагоги-практики, психологи, как М.И. Лисина, А.Г. Асмолов, Б.Боулби, С.П. Баранова, М. Вебер, Г.Б. Бурменская, И.А. Володарская, С. Хадиева, И.С. Якиманская, С.В. Молчанов и другие. Ученые различают такие виды УУД, как личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Огромную роль вышеназванные авторы отводят формированию и развитию личностных УУД, доказывая, что в следствии формирования и развития личностных УУД будут обозначены внутренняя позиция ученика, адекватная мотивация на учебный процесс, в том числе учебные и познавательные стимулы, устремление на моральные нормы и их реализация.
Необходимо признать, что ключевые изменения в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) заключаются в том, что впервые начальная школа должна будет сформировать у школьников не только предметные знания, умения и навыки (ЗУН), а в первую очередь, личностные и универсальные результаты образования и умение учиться в целом, которые будут обеспечивать возможность продолжать образование в основной школе; развить способности к самоорганизации для того, чтобы решать учебные задачи; создать индивидуальный рост в основных областях личностного развития.
Ребенок при помощи школы должен не только научиться овладевать знаниями самостоятельно, но, самым важным является осознавание их ценностей, умение применять их в жизни. Для того, чтобы достичь данной цели нужно изменить, как характер учебного процесса, так способы деятельности школьников.
Возникает разногласие между новой системой требований к организации уроков по предмету «Музыка» и организацией уроков по программе традиционной системы. Проблема нашего исследования связана с определением комплекса педагогических условий, при котором формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках музыки будет эффективным»
Выявленная проблема помогла определить тему данной курсовой работы: «Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках музыки».
Цель исследования: формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках музыки.
Объект исследования: формирование личностных универсальных учебных действий.
Предмет исследования: формирование личностных универсальных учебных действий на уроках музыки.
Для достижения цели в работе определены задачи исследования:
1. проанализировать проблему в теории. Выявить сущность понятий: универсальные учебные действия, личностные универсальные учебные действия;
2. исследовать условия для формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроке музыки;
3. проследить формирование личностных УУД на уроках музыки обучающихся младших классов;
4. определить особенности проведения уроков музыки для формирования универсальных учебных действий школьников младших классов.
Данное исследование проведено с использованием методов исследования:
- отбор, изучение и анализ литературы;
- систематизация изученного материала;
- обобщение полученных сведений.
Теоретическая значимость состоит в уточнении понятия: «личностные универсальные учебные действия»; раскрытии особенностей проведения уроков музыки; определении методов формирования личностных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках музыки; выявлении педагогических условий для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках музыки в начальной школе.
Данная работа состоит из введения, теоретического и практического обоснования формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках музыки, заключения, списка использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Характеристика понятия «универсальные учебные действия»
Еще со времен Л.С. Выготского, который выдвинул и доказал положение что «обучение ведет за собой развитие», в отечественной психологии и педагогике в качестве нормативно-желаемого образца всегда признавалось развивающее обучение. Цель развивающего обучения понималась по-разному:
- освоение системы научных понятий (Л.С. Выготский);
- максимальная эффективность обучения (Л.В. Занков);
- развитие теоретического мышления (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов;
- формирование субъекта учебной деятельности, направленного на самоизменение и самосовершенствование (В.В. Репкин);
- формирование интеллектуальной активности личности и развитие творческого потенциала личности и др. [2].
Новые технологии в системе начального и общего среднего образования формируются на достижениях зуновского, компетентностного подходов, проблемно-ориентированного, личностно-ориентированного, развивающего образования, смысловой педагогики вариативного развивающего образования, контекстного и системно-деятельностного подходов [1].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» https://don-school110.gosuslugi.ru/netcat_files/30/41/Federal_nyy_zakon_Ob_obrazovanii_v_Rossiyskoy_Federatsii_273_FZ.pdf
2. Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» https://shkolapeschanskaya-r45.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/158/2104/MP_FGOS_NOO_ot_31.05.2021_286_1.pdf
3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» https://ntf-iro.ru/wp-content/uploads/2023/04/FGOS-DO-na-17.02.2023.pdf
Основная литература:
1. Абрамов В.В. Формирование личностных универсальных учебных действий: // Личностные УУД в начальной школе. 2019 №2.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова, – М.: Просвещение, 2010.
3. Бабичева Н.А. Формирование УУД на уроках музыки: // Формирование УУД на уроках музыки. 2020 №1.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с
5. Листаев А.А. Универсальные учебные действия: // Личностные УУД. 2018 №4.
6. Маланова Е.Ю. Формирование УУД на уроках музыки: // Личностные УУД. 2018 №3.
7. Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. 1—4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2017. — 64 с. — (Школа России). — ISBN 978-5-09-046855-8
8. Паниченко А. Формирования универсальных учебных действий: // Формирования универсальных учебных действий. 2017 №2.
9. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
10. Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях [Текст]: учебное пособие / Г.П. Сергеева. – М.: Педагогическая академия, 2010.
11. Тронина К.А Современный урок: // Личностные УУД. 2021 №13. Тушина С.Ю. Формирование УУД на уроках музыки: // Формирование личностных УУД на уроках музыки. 2016 №5.
12. Формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий: сборник типовых задач / Л. Н. Чипышева, И. Д. Борченко, Ю. Г. Маковецкая и др. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – 96 с.
13. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / Под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова, 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
14. Хадиева С. Активные методы обучения на уроках музыки как средство формирования личностных универсальных учебных действий: // Контент-платформа. 2017 №3.
15. Шумская Е.Ю. Формирование УУД: // Личностные УУД на уроках музыки. 2017 №2.
16. Шумская Е.Ю. Формирование УУД средствами предмета музыки: // Общепедагогические технологии. 2016 №1.