Фрагмент для ознакомления
2
Психическое расстройство, также называемое психическим заболеванием или психическим расстройством, представляет собой поведенческий или психический паттерн, который вызывает значительный дискомфорт или ухудшение личностного функционирования. Эти признаки могут быть постоянными, рецидивирующими и ремитирующими или возникать в виде изолированных эпизодов [3].
Многие расстройства были описаны с признаками и симптомами, которые широко варьируются от одного конкретного расстройства к другому. Эти расстройства может диагностировать специалист в области психического здоровья, обычно психиатр.
Причины психических расстройств часто неясны. Нами были изучены неоторые теории из областей социальной медицины, конфликтологии, а также социальной работы, которые так или иначе раскрывают сущность понятия лиц с психоневрологическими заболеваниями. Психические расстройства обычно определяются сочетанием того, как человек ведет себя, чувствует, воспринимает или думает. Это может быть связано с конкретными областями или функциями мозга, часто в социальном контексте. Психические расстройства являются аспектом психического здоровья [8, 10, 13, 16]. При постановке диагноза необходимо учитывать культурные и религиозные убеждения, а также социальные нормы [19].
Нейропсихиатрия или органическая психиатрия — это раздел нейробиологии, который пытается понять и объяснить поведение взаимодействием факторов социальной психологии.
В нейропсихиатрии разум считается «эмерджентным свойством мозга», в то время как другие поведенческие и неврологические специальности могут рассматривать его как отдельные сущности. Нейропсихиатрия возникла раньше современных дисциплин неврологии, которые раньше имели общую основу, но позже эти дисциплины разошлись и обычно практикуются отдельно. [5]
Нервная система участвует во всех процессах жизнедеятельности человека – от сердцебиения и дыхания до роста волос и ногтей. Благодаря ему мы испытываем удовольствие и боль, радость и печаль. Большинство нервных расстройств врачи относят к неврозам — психоневрологическим заболеваниям, возникающим в результате нарушений нервной системы. Профессиональную социальную помощь больным с психоневрологическими заболеваниями могут предоставить в специализированных учреждениях социальной защиты, объединённых в общий социальный институт социальной помощи.
Развитие институтов социальной помощи различным категориям населения является серьезной проблемой не только в России, но и во всем мире. Особенно остро стоит проблема социальной защищенности людей, страдающих психоневрологическими заболеваниями. Данная категория населения имеет свою специфику и требует особого подхода с учетом особенностей заболевания.
Помимо знания принципов и технологий социальной работы, социальный работник в этой области должен обладать базовым набором медицинских знаний, знать специфику заболеваний, уметь распознавать их и правильно реагировать на непредвиденные ситуации. Психоневрологический колледж. [6]
На сегодняшний день основной и наиболее распространенной формой работы с психоневрологическими больными является интернат психоневрологический - Это специфическое учреждение, специализирующееся, как правило, на работе с определенными группами психоневрологических больных. Например, существуют отдельные психоневрологические интернаты, специализирующиеся на работе с умственно отсталыми детьми, людьми, страдающими ДЦП, различными формами менингита и энцефалита.
В последние годы организация пенсионного обеспечения пожилых и пожилых людей является актуальной приоритетной задачей, поскольку у большинства из них имеется активное или латентное течение психоневрологических заболеваний, регистрируется множество психических, неврологических патологий, психических расстройств и особых потребностей.
Все это требует определенного подхода. Неизбежные возрастные изменения требуют особых подходов к поддержке и лечению пожилых людей. Оказание помощи больным в психоневрологическом диспансере осуществляется по следующим направлениям:
создание благоприятного психологического климата в учреждении;
создание терапевтических сообществ пациентов;
применение дифференцированных реабилитационных режимов;
работа стационарной психиатрической службы;
проведение медикаментозного лечения;
работа стационара на дому;
организация полустационарного лечения;
реализация амбулаторных форм лечения [8].
Существует отдельная категория инвалидов, проживающих в школах-интернатах. Так, нередко, в процессе развития инвалидизирующего фактора, ограничивающего функционирование в социуме, происходит развивитие психоневрологической проблемы, которая может проявляться как в острой, так и в хронической и вялотекущей формах. В основном это касается пациентов с тяжелой умственной отсталостью и деменцией различного генеза (шизофрения, позднее слабоумие и др.). [6]
Целью функционирования психоневрологических интернатов различного профиля является социальная, материальная и бытовая поддержка лиц, нуждающихся в соответствующих услугах, обеспечение соответствующих потребностей больных, удовлетворение интересов, создание оптимальных условий проживания с учётом дефектов, особенностей заболевания, возраста, интересов, наклонностей, состояния здоровья. [15]
Кроме того, деятельность этих колледжей направлена на обеспечение ухода за больными со всеми последствиями, оказание медицинских и социальных услуг. В процессе оказания социальных услуг всегда оказывается психологическая помощь и проводятся лечебно-профилактические мероприятия.
Большое значение имеет также комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на социализацию, восстановление трудоспособности и адаптацию психоневрологических больных к обществу. Одной из основных задач является организация различных мероприятий, хобби и досуга.
Специализированные учреждения для детей. Прежде всего, эти учреждения делятся на специальные учреждения, предназначенные для студентов или детей без образования. Отдельно выделяют также заведения смешанного типа.
Это медико-социальное учреждение, целью которого является оказание социальной, домашней и медицинской помощи детям с психоневрологическими заболеваниями, обеспечение их социализации и адаптации в современном обществе. Есть отдельные дневные номера или 5-дневные номера. [1]
Существуют также учреждения, предназначенные для постоянного проживания людей, нуждающихся в конкретных медицинских и социальных услугах и лечении. Сюда относятся, например, учреждения для людей с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Эти пациенты составляют примерно 83,7% детских школ-интернатов.
Что касается других заболеваний, то на их долю приходится не более 16,3%, причем по нозологической характеристике преобладают больные, страдающие эпилепсией, шизофренией и различными формами органических поражений ЦНС.
1.2. Этиология невротических расстройств
Этиология невротических расстройств уходит своими корнями в глубокое детство – время, когда формируются нейронные связи и структурируются взаимоотношения. В самой структуре взаимоотношений выделяются три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Обычно человек что-то знает об объекте на когнитивном уровне, испытывает эмоцию, соответствующую знаниям на эмоциональном уровне, и конструирует поведение/реакции, соответствующие знаниям и эмоциям на поведенческом уровне. При патологии компоненты взаимоотношений, как правило, не согласованы.
Следовательно, невротическое расстройство (в понимании школы В. Н. Мясищева) — это психогенное заболевание, при котором определенная совокупность симптомов (синдром или форма) обусловлена определенными видами психологических конфликтов, нарушениями в системе личных взаимоотношений и противоречий этих отношений.
Расстройство системы отношений, приводящее к неврозу — это нарушение целостности системы отношений (их иерархической структуры); наличие противоречивых отношений, одинаково значимых для личности; разрыв связи между блоками отношений и качественное или количественное изменение характеристик отдельных отношений, таких как активность, избирательность, сознательность (что приводит к несоответствию отношений с объектом).
Все это является источником невротических конфликтов и нервно-психических напряжений, которые в определенной степени контролируются психологическими защитными механизмами и направляются через формирование симптоматики.
Основной смысл невротической декомпенсации — нарушение отношения к себе, проявляющееся в низкой и противоречивой самооценке на всех этапах онтогенеза личности.
Патогенетическая концепция неврозов предлагает типологию невротических конфликтов с учетом личностных механизмов их развития - концепцию профилей личности в виде радикалов личности у детей и акцентуаций личности у подростков и взрослых.
В. Н. Мясищев предложил делить невротические конфликты на три типа: истерический, неврастенический и навязчиво-психастенический. Истерический конфликт – это неосознанное и неразрешимое противоречие между «хочу» (завышенный уровень требований) и «могу» (недооценка своих возможностей и реальной ситуации). [3]
Неврастенический конфликт, напротив, характеризуется повышенными требованиями к себе, превышающими реальные возможности личности (конфликт между «надо» и «можно»). Обсессивно-психастенический – связан с невозможностью сделать выбор между актуализирующими влечениями и нормативными установками (конфликт между «надо» и «хочу»).
В настоящее время при наблюдаемом клиническом патоморфозе неврозов невротические конфликты в чистом виде не встречаются и исследователи говорят о многомерном невротическом конфликте. Длительное сохранение неразрешённых / неразрешённых невротических конфликтов приводит к повышению эмоциональной напряженности, что часто проявляется повышением уровня тревожности [10].
Формированию невротической симптоматики способствует канализирование чрезмерного эмоционального напряжения, в результате чего больные испытывают относительное субъективное облегчение, названное в работах А. Адлера, А. Кемпинского, В. Н. Мясищева и Б. Д. Карвасарского основным условным преимуществом симптома.
Вторичная условная выгода невротической симптоматики связана с приобретением больным преимуществ в социальном функционировании – сочувствия и помощи со стороны родственников, либерализации требований и т. д.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Анцупов, А. Я. Конфликтология. Учебник / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Питер, 2022. - 528 c.
2) Анцупов, А. Я. Российская конфликтология. Указатель 1555 диссертаций отечественных ученых (1949-2012 годы) / А.Я. Анцупов, С.Л. Прошанов. - М.: ТАСТ, 2023. - 244 c.
3) Айзман, Р. И. Социальная медицина : Учебное пособие для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Социальная работа» / Р. И. Айзман, М. М. Мельникова, В. М. Чернышев. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2022. – 336 с.
4) Бахур, В. Т. Эмоции. Плюсы и минусы / В.Т. Бахур. - М.: Знание, 2019. - 294 c.
5) Ванханен, Тату Этнические конфликты / Тату Ванханен. - М.: Кучково поле, 2020. - 288 c.
6) Воротникова, Н. А. Социальные нормы и медицина: формы взаимодействия / Н. А. Воротникова, А. А. Воротников // Очерки по правовым вопросам в сфере медицины : Монография. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Проспект", 2023. – С. 169-188.
7) Вуйчич, Н. Будь сильным. Ты можешь преодолеть насилие (и все, что мешает тебе жить) / Н. Вуйчич. - М.: Эксмо, 2022. - 256 c.
8) Газизова, С. Л. Социальная медицина: проблемы и перспективы / С. Л. Газизова, В. А. Басанова, А. А. Валиева // VIII международный молодежный научный медицинский форум "белые цветы", посвященный 120-летию студенческого научного общества имени Ирины Андреевны студенцовой : Сборник статей по итогам конференции, Казань, 14 апреля – 16 2021 года. – Казань: Казанский государственный медицинский университет, 2021. – С. 823-824.
9) Гантамиров, Т. Т. Истоки и эволюция современной социальной медицины / Т. Т. Гантамиров // Вестник Медицинского института. – 2021. – № 1(19). – С. 52-58.
10) Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - М.: Питер, 2018. - 172 c.
11) Дэвид, Д. Бернс Ругаться нельзя мириться. Как научиться разруливать и предотвращать конфликты / Дэвид Д. Бернс. - М.: Эксмо, 2019. - 288 c.
12) Егорова, С. В. Конфликтология в социальной работе / С. В. Егорова // Учебные задания для самостоятельной работы бакалавров по направлению подготовки 39.03.02. Социальная работа : Практикум. – Самара : Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 2019. – С. 5-15.
13) Зайцев, Андрей Социальный конфликт / Андрей Зайцев. - М.: Academia, 2019. - 464 c.
14) Иванова, О. А. Конфликтология в социальной работе : Учебник и практикум / О. А. Иванова, Н. Н. Суртаева. – 1-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 282 с.
15) Инновационные технологии социальной работы: теория и практика : Монография. – Барнаул : Алтайский государственный университет, 2020. – 135 с.
16) Калдымурынова, Г. А. Конфликтология как элемент психолого-социальной работы / Г. А. Калдымурынова // Научные труды Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы : Сборник статей по результатам международной студенческой научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 15 декабря 2021 года / Под редакцией А.И. Балашова. Том Выпуск 4. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы", 2022. – С. 275-279.
17) Каменева, Т. Н. Социальная медицина / Т. Н. Каменева. – Москва-Берлин : ООО "Директмедиа Паблишинг", 2020. – 129 с.
18) Кеннеди, Г. Переговоры. Полный курс / Г. Кеннеди. - М.: Альпина Паблишер, 2023. - 521 c.
19) Коленкова, Н. Ю. Практикум по социальной психологии : для студентов, обучающихся по направлениям подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, 37.03.01 Психология, 37.03.02 Конфликтология / Н. Ю. Коленкова, И. Ю. Тюрина, О. А. Халифаева. – Астрахань : Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева, 2022. – 120 с.
20) Колесниченко, М. Б. Трансформации социальных идентичностей с позиции социологии медицины / М. Б. Колесниченко // Society and Security Insights. – 2019. – Т. 2, № 4. – С. 108-114.
21) Конфликтология для XXI века: наука-образование-практика. Материалы Санкт-Петербургского международно. - М.: Философский факультет СПбГУ, 2020. - 772 c.
22) Конфликтология социальной сферы / А. К. Бисембаева, В. Ф. Жеребкина, Е. В. Моисеева [и др.]. – Челябинск : Южно-Уральский издательский центр РАО, 2021. – 266 с.
23) Коробатов, Д. Г. Роль специалистов по социальной работе в деятельности психоневрологического диспансера / Д. Г. Коробатов // Ratio et Natura. – 2020. – № 2(2).
24) Крюкова, Т. В. Основы теории принятия решений в конфликте. Учебное пособие / Т.В. Крюкова. - М.: Фонд развития конфликтологии, 2021. - 148 c.
25) Лефевр, В. А. Алгебра конфликта / В.А. Лефевр, Г.Л. Смолян. - М.: КомКнига, 2019. - 831 c.
26) Литвак, Михаил Психологический вампиризм. Учебное пособие по конфликтологии / Михаил Литвак. - М.: Феникс, 2019. - 416 c.
27) Ломанн, Фридрих Разрешение конфликтов с помощью НЛП / Фридрих Ломанн. - М.: Издательство Вернера Регена, 203. - 200 c.
28) Макграт, Хелен Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми / Хелен Макграт , Хейзел Эдвардс. - М.: Попурри, 2021. - 336 c.
29) Милькаманович, В. К. Социальная медицина: содержание и краткий исторический очерк / В. К. Милькаманович // Здравоохранение (Минск). – 2024. – № 2(923). – С. 29-34.
30) Сорокина, Е. Г. Конфликтология в социальной работе : Учебник для бакалавров / Е. Г. Сорокина, М. В. Вдовина. – 2-е изд., стер.. – Москва : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2020. – 282 с.
31) Ярычев, М. У. Роль конфликтологии в социальной работе в подготовке специалиста / М. У. Ярычев // Высокие технологии и инновации в науке : Сборник статей Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 28 июля 2019 года. – Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2019. – С. 112-114.