Фрагмент для ознакомления
2
Определение понятия "публичный договор" дано в нормах п.1 ст.426 ГК РФ, согласно которым публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией, устанавливающий обязательства по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять для всех, кто к ней обращается (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Введение в законодательство термина "публичный договор" является новеллой Гражданского кодекса РФ, однако в цивилистике он выделяется уже давно. В российской юриспруденции первые научные исследования о свободе договора и ее ограничении государством - публичном договоре - появились во второй половине XIX в., а толчком к их появлению послужила законодательная реформа 1864 года.
И.А. Покровский, ссылаясь на Германское гражданское уложение, в качестве признака публичного договора назвал обязанность заключать договор со всеми обратившимися. Советский период развития права характеризовался снижением роли частных интересов и преобладанием интересов публичных, что обусловило установление государством жестких рамок во всех отраслях права, в том числе и в традиционно детерминированном договорном праве. В период после распада Советского Союза и формирования рыночных отношений, напротив, "свобода договора" воплотилась без ограничений.
В структуре Гражданского кодекса РФ указанная статья располагается в его части первой, разделе III «Общая часть обязательственного права», подразделе 2 «Общие положение о договоре», главе 27 «Общие положения о договоре», а не как отдельные виды гражданско-правовых договоров как таковых, которым законодатель отвел ч.2 ГК РФ, характеризует публичные договоры как отдельный вид договоров, объединяющий различные типы с некоторыми общими признаками.
В 1997 году С. Денисов проанализировал правовую природу публичного договора и пришел к выводу, что "данный договор является особым видом договора, который не регулирует конкретный вид деятельности, а охватывает различные виды гражданско-правовых договоров".
Также в научной литературе институт характеризует его как природу особого вида гражданско-правового договора: публичный договор - это договор, заключенный для определенного вида экономического взаимодействия сторон. Публичным договором признается любой договор, например купли-продажи, аренды или подряда. Все зависит от того, подпадает ли тот или иной договор под признаки публичного договора, указанные в ст.426 ГК РФ.
Первый этап - от начала публичной деятельности коммерческой организации до предъявления конкретным потребителем требования о заключении публичного договора. Эти этапы предлагается признать абсолютным правоотношением. В таком правоотношении вспомогательным правам неопределенного числа потребителей противостоит обязательственный статус коммерческой организации. Реализация этого дополнительного права неизбежно влечет за собой возникновение обязанности заключить конкретный публичный договор.
Вторая стадия охватывает отношения с момента предъявления конкретным потребителем требования о заключении конкретного публичного договора до момента заключения такого договора (либо до момента отказа потребителя от требования или признания судом отказа от заключения публичного договора обоснованным). Она представляет собой относительное обязательственное правоотношение, целью которого является заключение конкретного публичного договора между конкретным потребителем и коммерческой организацией.
Третья стадия - это правоотношение, возникающее из конкретного договорного обязательства, с момента его возникновения и до момента его прекращения (либо в связи с полным исполнением сторонами своих договорных обязательств, либо в связи с наступлением иных обстоятельств, предусмотренных законом)".
§2 Признаки публичного договора
Представляется правильным рассматривать публичный договор как некую юридическую формулу, которую обязаны соблюдать участники договорных отношений, и как совокупность определенных обязательных условий - признаков. Существует ряд признаков, характеризующих договоры как публичные. При этом ученые выдвигают различное их количество. Ю.Г. Лескова предложила выделить четыре признака, присущих публичным договорам, предусмотренным ч.1 ст.426 ГК РФ.
Во-первых, это особая субъектная структура. Обязательным участником публичного договора всегда является коммерческая организация. Некоторые ученые в области гражданского права предлагают рассматривать вторую сторону договора - покупателя товара, строительного подрядчика или исполнителя услуг (потребителя) - как признак, характеризующий публичные договоры, о чем будет подробно сказано в другой главе настоящей работы.
Во-вторых, это специфика деятельности, осуществляемой коммерческими организациями. В отношении этой категории существует некоторая правовая неопределенность, поскольку термин носит оценочный характер. Сам закон не раскрывает, каков характер деятельности, позволяющий относить договоры, заключаемые коммерческими организациями, к категории государственных заказов. Законодательное закрепление оценочных понятий в определении публичных договоров критикуется некоторыми авторами: когда в общепринятой строгой норме содержатся оценочные понятия, которые не определены в законе, практически невозможно однозначно определить их применение. Такая ситуация не может не оказывать негативного влияния на развитие и стабильность практики, особенно судебной, которая изначально должна быть стабильной и однородной.
Это связано с тем, что публичный договор - это не один из видов договора, предусмотренных ГК РФ, а его природа и особая правовая форма, и под него при определенных условиях может подпадать практически любой договор. Поэтому невозможно строго перечислить в законе все договоры, являющиеся публичными. Поэтому закон оставил на усмотрение правоприменителей решение вопроса о том, относить или не относить договоры к категории публичных, но сориентировался, установив рамки такой деятельности коммерческих организаций, подпадающие под действие ст. 426 ГК РФ.
Согласно п.1 ст.426 ГК РФ, такой деятельностью является продажа товаров, выполнение работ и оказание услуг, однако некоторые ученые дают негативную оценку правовым положениям ст. 426 ГК РФ.
В законе также приведен неисчерпывающий перечень публичных договоров, среди которых розничная торговля, общественный транспорт, услуги связи, энергоснабжение, медицинские услуги, гостиничное обслуживание. Кроме того, п.4 ст.426 ГК РФ предусматривает, что Правительство РФ и уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты (типовые договоры, правила и т.п.), обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, если это предусмотрено законом. В соответствии с вышеизложенным, любая неопределенность в законодательстве относительно характера деятельности коммерческих организаций, подлежащей регулированию государственными контрактами, устраняется подзаконными нормативными актами Правительства РФ.
Интересный подход к определению принципов, позволяющих оценивать деятельность коммерческих организаций как подпадающую под признаки публичных договоров. В качестве такого принципа автор предлагает рассматривать организованную публичную оферту коммерческих организаций (например, выкладку товаров с ценниками на полках магазинов в сфере розничной торговли, широкую рекламу, отвечающую признакам публичной оферты). Однако этот критерий является спорным. Например, ресурсоснабжающие организации в сфере ЖКХ в силу своей специфики не подлежат публичным торгам. Они являются субъектами естественной монополии и заключают договоры на основе оферты, адресованной конкретному потребителю.
Публичные договоры являются одним из средств ограничения принципа свободы договора.
Целью публичных договоров также является установление рамок свободы договора и предотвращение злоупотреблений со стороны участников гражданских сделок.
Таким образом, исходя из анализа ст. 426 ГК РФ, можно сделать вывод, что публичный договор по ГК РФ - это определенная группа гражданско-правовых договоров, объединенных общими признаками, которые делают такие договоры обязательными и позволяют обеспечить равные условия для потребителей.
§3 Соотношение публичного договора с договором присоединения
В порядке, установленном для договора присоединения, часто заключают публичные договоры (например, при продаже товаров в розницу или оказании услуг связи).
Публичный договор и договор присоединения схожи, в частности, следующим:
-стандартные условия;
-слабая сторона. При заключении публичного договора она мало влияет на определение его содержания или вовсе не влияет;
-особые меры защиты интересов слабой стороны, которые установлены законом.
Отличия публичного договора и договора присоединения, в частности:
-субъектный состав.
Договор присоединения могут заключить любые стороны в любой сфере. В публичном договоре одна сторона - всегда продавец (исполнитель), который занимается предпринимательством и, как правило, реализует социально необходимые и публично значимые товары (работы, услуги). Он обязан заключить договор с каждым, кто к нему обратится (п.1 ст.426 ГК РФ);
-способы защиты слабой стороны.
Публичные договоры при определенных обстоятельствах предполагают возможность для уязвимых лиц добиваться их принудительного заключения (п.3 ст.426 ГК РФ).
Однако нормы о договорах присоединения предоставляют сторонам право изменить или расторгнуть договор, если в нем имеются условия, явно налагающие бремя на стороны (п.2 ст.428 ГК РФ).
Слабая сторона публичного договора, заключенного в порядке мирового соглашения, вправе использовать способы защиты, предусмотренные обоими договорами.
Существенными условиями договора присоединения (как и любого другого договора) являются (п. 1 ст. 432 ГК РФ):
1.предмет - он зависит от вида договора, который вы заключаете. Например, для договора оказания услуг по общему правилу это виды и объем услуг;
2.условия, которые для конкретного вида договора названы в законе или иных правовых актах как существенные.
В силу специфики договора присоединения к нему вряд ли применимо положение п. 1 ст. 432 ГК РФ о том, что существенными являются также условия, о необходимости согласовать которые заявила одна из сторон. Если вы присоединившаяся сторона, то вы лишены возможности формировать условия договора. Присоединяющая сторона уже включила в договор все условия, которые считала необходимыми.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301
Судебная практика:
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 2, февраль, 2019
4. Определение Верховного Суда РФ от 20.04.2021 по делу № 78-КГ21-12-К3, 2-6779/2019 // СПС Консультант плюс
5. Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021) // СПС Консультант плюс
Научная литература:
6. Анисимов, А. П. Гражданское право России. Общая часть : учебник для вузов / А. П. Анисимов, М. Ю. Козлова, А. Я. Рыженков ; под общей редакцией А. Я. Рыженкова. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 435 с. - (Высшее образование). - ISB№ 978-5-534-15227-2. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/487971 (дата обращения: 08.05.2024).
7. Белов, В. А. Гражданское право в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для вузов / В. А. Белов. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 451 с. - (Высшее образование). - ISB№ 978-5-534-00327-7. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/490560 (дата обращения: 08.05.2024).
8. Бова Д.А. Гражданско-правовая характеристика публичности в договоре участия в долевом строительстве // Гражданское право. 2023. № 4. С. 29 - 31.
9. Зенин, И. А. Гражданское право. Общая часть : учебник для вузов / И. А. Зенин. - 19-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 489 с. - (Высшее образование). - ISB№ 978-5-534-10046-4. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/490400 (дата обращения: 08.05.2024).
10. Зыбина, О. С. Актуальные проблемы гражданского права: учебное пособие / О. С. Зыбина, А. Е. Толстова. - Санкт-Петербург : АНО ВО «СЮА», 2019. –196 с.
11. Кархалев Д.Н., Томина А.П. Публичный договор // Юрист. 2022. № 3. С. 7 - 11.
12. Разумовская, Е. В. Гражданское право. Общая часть : учебник и практикум для вузов / Е. В. Разумовская. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 249 с. - (Высшее образование). - ISB№ 978-5-534-14726-1. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/488640 (дата обращения: 08.05.2024).
13. Шестакова М. Публичный, абонентский, предварительный и другие договоры. Новые разъяснения Пленума ВС РФ // ЭЖ-Юрист. 2019. № 2. С. 1 - 2.
Дополнительная литература:
14. Бузарова, Н. Х. Публичный договор: роль, значение, проблематика правоприменения / Н. Х. Бузарова // Вестник Евразийской академии административных наук. – 2020. – № 4(53). – С. 16-19.
15. Зуйкова Н.В. Публичный договор // СПС КонсультантПлюс. 2023.
16. Кархалев Д.Н., Томина А.П. Публичный договор // Юрист. 2022. № 3. С. 7 - 11.
17. Кашина, Ю. Н. Публичный договор / Ю. Н. Кашина // Молодой ученый. – 2021. – № 8(350). – С. 86-89.
18. Останина, Е. А. Публичный договор, заключаемый онлайн, и защита прав потребителя / Е. А. Останина // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2019. – № 8(215). – С. 67-75.
19. Что нужно знать о публичном договоре // СПС КонсультантПлюс. 2023.
20. Шпинев, Ю. С. Публичный договор и договор присоединения: сходства, различия, проблемы / Ю. С. Шпинев // Colloquium-Journal. – 2020. – № 3-9(55). – С. 23-26.