Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЫ 7
1.1 Понятие эмоционально - волевой сферы в современной литературе 7
1.2 Психолого – педагогическая характеристика детей с ОВЗ 15
ГЛАВА 2 ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВАЯ СФЕРА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ 20
2.1 Особенности эмоционально – волевого развития детей с ОВЗ 20
2.2 Приемы развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Фрагмент для ознакомления
2
Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) — это дети с различными психическими или физическими отклонениями, вызывающими общие нарушения развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В эту группу могут быть включены как дети-инвалиды, так и те, кто не признан инвалидом, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется ограничениями или невозможностью осуществления деятельности в порядке или пределах, считающихся нормальными для лица этого возраста.
Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с различными нарушениями: нарушениями зрения, слуха, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными нарушениями эмоционально-произвольной сферы, с задержкой и сложными нарушениями развития [14].
Дети с органическим поражением центральной нервной системы являются наиболее представительной группой среди детей с ОВЗ. У этих детей нарушаются все стороны развития: социально-эмоциональная, мотивационная, двигательно-двигательные потребности, познавательная деятельность (память, восприятие, речь и мышление). Последствия поражения центральной нервной системы выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех видов детской деятельности, и в особенности основной ведущей деятельности с раннего возраста - тематической игры.
Итак, дети с ОВЗ — это определенная группа детей, которая требует особого внимания и подхода к воспитанию.
Характеристики детей с ОВЗ зависят от многих показателей, определяющим из которых является сам дефект. Ведь от этого зависит последующая практическая деятельность личности.
Л. С. Выготский отмечает необходимость включения детей с ОВЗ в различные общественно значимые виды деятельности, направленные на формирование детского опыта. Также вводится понятие «дефектная структура».
Первичное нарушение, например, нарушение слуха или зрения влечёт за собой вторичные отклонения в развитии. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем, дошкольном возрастах могут иметь сходное проявление [10].
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ. Такие дети имеют следующие особенности:
В целом нарушений развития может быть много, в связи с чем выделяют разные категории детей с ОВЗ.
Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ. Эти дети имеют следующие особенности:
1. У детей низкий уровень развития восприятия. Это проявляется как потребность в большем количестве времени для получения и обработки сенсорной информации; этим детям не хватает знаний об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированные пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут произвести полный анализ формы, установить симметрию, тождество частей построенных фигур, разместить конструкцию на плоскости и соединить ее в единое целое.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большакова Н. Л. Проблемы в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья //Выпуск № 3 (60) август. – 2022. – С. 418.
2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 2019. – 368 с.
3. Горн А. С. и др. Возрастные изменения выражения эмоций у детей с ОВЗ в домах ребёнка //Психология. Психофизиология. – 2023. – Т. 16. – №. 2. – С. 28-36.
4. Гришина К. А. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОВЗ с интеллектуальной недостаточностью //Инновационная наука. – 2022. – №. 5-2. – С. 104-106.
5. Дружинина Л. А., Осипова Л. Б., Дружинин В. В. Развитие эмоций у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством театрализованной деятельности //Мир науки, культуры, образования. – 2021. – №. 5 (90). – С. 38-42.
6. Елькина И. Ю. Игровая терапия как метод работы с детьми с овз //научные основы здоровьесбережения детей с особыми образовательными потребностями. – 2022. – Т. 4. – №. 2. – С. 34.
7. Иванова Ж. Н. Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья //ББК 88.9 П86. – С. 70.
8. Королева А. Н. Дети с ограниченным возможностями здоровья и современное общество //Теория и практика современной науки. – 2021. – №. 7 (73). – С. 92-94.
9. Клевцова А. Е. К проблеме развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста //Достижения науки и образования. – 2020. – №. 10 (64). – С. 69-72.
10. Клименченко И. А., Сахаров С. П. Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, с помощью цветотерапии //Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – №. 2. – С. 59.
11. Михайлова М. Ф. Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья //Проблемы науки. – 2022. – №. 3 (71). – С. 70-76.
12. Лисицкая М. В. Психологические аспекты социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования //От мечты к открытию: психологические исследования молодых ученых. – 2021. – С. 66-68.
13. Лысенко Е. Н. Особенности социального развития и обучения детей с ОВЗ //Наука XXI века: возможности, проблемы, перспективы. – 2020. – С. 100-103.
14. Михайлова М. Ф. Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья //Проблемы науки. – 2022. – №. 3 (71). – С. 70-76.
15. Протыкина А. В., Серебрянникова Т. С. Формирование эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья //Образование: традиции и инновации. – 2020. – С. 97-100.
16. Прошина Н. Н., Шубнякова И. А., Полухина Ю. Н. Особенности индивидуального сопровождения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы //детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. – 2021. – С. 200-206.
17. Семина О. В. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья //Вестник научных конференций. – ООО Консалтинговая компания Юком, 2020. – №. 1-1. – С. 99-102.Сорокина В. А., Болдинова О. Г. Особенности развития детей раннего возраста с ОВЗ //Вопросы педагогики. – 2021. – №. 6-2. – С. 177-182.
18. Темерева О. С., Черкашина В. Е. Использование арт-терапии в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ //Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве. – 2022. – С. 283-285.
19. Трушкин Е. В. Проблемы исследования особенностей эмоционально-волевой сферы людей с ограниченными возможностями здоровья //ББК 72 В 74. – 2022. – С. 79.
20. Хамзина А. А. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ с помощью игротерапии //Современное дошкольное образование: теория и практика Учредители: Международная педагогическая академия дошкольного образования. – 2021. – №. 9. – С. 22-25.
21. Шаипова Я. А. Характеристика детей с ограниченными возможностями //инновационные механизмы решения проблем научного развития. – 2021. – С. 186.
22. Шепилова Н. А., Алеева З. Р. Специфика детей дошкольного возраста С ОВЗ //Здоровьесбережение в условиях цифровой трансформации общества: педагогические технологии-от проблем к решениям. – 2020. – С. 74-78.