Фрагмент для ознакомления
2
Заслуга постановки проблемы студенчества, выступающего в качестве особой социально-психологической и возрастной категории, принадлежит психологической школе Ананьева Б.Г. В исследованиях Ананьева Б.Г., Кузьминой Н.В., Кулюкина Ю.Г., Реана А.А., Степановой Е.И., а также в работах других исследователей (Просецкий П.А., Сластенин В.А.) накоплен большой эмпирический материал наблюдений, результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Данные многочисленных исследований позволяют охарактеризовать студента как субъекта учебной деятельности с социально-психологической и психолого-педагогической позиций. [1]
Студенческая деятельность является особой социальной категорией, особой общностью людей, организованно объединенных в институте высшего профессионального образования.
Исторически, эта социальная категория сформировалась с момента образования первых вузов в XI-XX вв. В студенчество входят люди целенаправленно и систематически осваивающие знания, и профессиональные навыки, занятые, как считается, упорными учебными занятиями. В качестве социальной группы характеризуется его профессиональная направленность, формирование отношений к будущим профессиям, которые являются следствием правильного выбора профессии и соответствия и полного представления ученика о выбранных профессиях. Последние включают в себя знание требований, предъявляемых профессией, а также условия профессионального труда. Полученные результаты исследований показывают, что степень представления ученика о своей профессии напрямую связана с степенью его отношения к работе: чем ниже студент знает свою профессию, тем меньше он относится к работе. При этом видно, что многие студенты позитивно относятся к обучению.
В социальном и психологическом аспекте студенчество отличается наивысшим уровнем образования, наиболее активной потребностью культуры, и высокой познавательной мотивацией. При этом студенчество является социальной общностью, которая характеризуется высшей социальной активностью и довольно гармоничным совокуплением интеллектуальных и социальных зрелостей.
Учет данной особенности студенчества лежит на основе отношений преподавателя с каждым студентом как партнером педагогической коммуникации, интересной личности преподавателя. В рамках личностного подхода студент считается активным самостоятельным субъектом педагогической деятельности. Ему присуще специфическое направление познавательного и коммуникативного творчества для решения конкретных профессиональных задач. [2]
В социальной и психологической характеристике студента также важно учитывать, что этап его развития связано с формой относительного экономического самостоятельности, уходом из родительского дома, образованием собственного семейства. Студенческая жизнь является центральным периодом становления человека и личности, проявления всевозможных интересов. Это время устанавливать спортивные рекорды, художественные, технические и научные достижения, интенсивно и активно социализировать человека, как будущего «деятеля», профессионала, учитывая преподавателя в его содержании, проблемах и методах организации учебного процесса и педагогической коммуникации в университете.
Полученные в школе исследователями Б.Г. Ананьевым данные говорят, что в студенческие годы пора сложнейшей структуры интеллекта, очень индивидуальной и вариационной. Мнемологическое «ядро» интеллекта человека в этом возрасте характеризуется непрерывным чередованием «пиков» или «оптимумов» одного или другого из функций, входящих в ядро.
В качестве репрезентанта студенчества студент выступает как субъект учебного процесса, который в первую очередь определяется мотивацией. Два вида мотивов характерны преимущественно для учебной деятельности: мотивация достижений и мотивация познавательной деятельности. Последняя – основа учебной и познавательной деятельности человека в соответствии с природой его мышления. Она появляется в сложной ситуации, развивается в соответствии с правильным взаимодействием и отношением студентов с преподавателями. По мотивации достижения в обучении подчинена познавательная и профессиональная мотивация. [3]
В процессе обучения в университете формируется крепкая основа трудовой и профессиональной работы. Полученные в обучение знания, знания и навыки уже не являются предметом обучения, а являются средством профессиональной деятельности.
Таким образом, отношение студента как социально-зрелого человека, носителя научных мировоззрений предполагает, что он не только является системой взглядов людей на мир, а является их местом в мире, где он находится. Т.е. формирование ментального опыта студента – это развитие рефлексии, осознание его себя как субъекта деятельности, носителя определенных ценностей общества, социально полезного человека. Это же означает, что преподаватель должен усилить диалогическое обучение, специальную организацию педагогической коммуникации, создать для учащихся условия для отстаивания своих взглядов, целей, жизненных позиций в учебном и воспитательном процессе.
1.2 Понятие «мотив», «мотивация» и «прокрастинация» в современной психологии
Само понятие «мотив» представляет собой определенный научный вопрос. Одни понимают под мотивом психические явления, которые становятся побуждением для действий, другие понимают осознанную причину, которая лежит в основе того, чтобы выбирать действия и поступки человека. Также считают мотивом то, что отражается в его голове, стимулирует его к деятельности и направляет его к удовлетворению определенных потребностей. При этом отмечается, что мотив является не самой потребностью, а его предметом.
Наиболее противоречивым в психологии человеческой мотивации является проблема соотношения мотивов и потребностей. Таким образом, есть утверждение, что требования не мотивы. Такую точку зрения принимает Манукян, например. Она полагает, что необходимость рождается и актуальна объектами наружного мира, поэтому необходимо искать конечные стимулирующие силы человеческого поведения в объектах и явлений объективной реальности. [4]
Позитивная холистическо - динамическая теория мотивации американского психолога Абрахама Маслоу выделяет пять базовых потребностей:
1. физиологические потребности - они связаны с удовлетворением потребности в пище, воде, сексуальных потребностей;
2. потребность в безопасности - потребность безопасности, стабильности, защите, структуре и порядке;
3. потребность принадлежности и любви - она включат в себя стремление к общению, принадлежности к социальной группе;
4. потребность в признании - она включает в себя стремление, связанное с понятием достижение - достижение уважения других и самоуважения;
5. потребность в самоактуализации - стремление к самореализации человека, в актуализации его потенции.
Впоследствии Маслоу предложила еще два требования: требования к познанию и пониманию, а также эстетические требования. Потребность к познанию и пониманию - это когнитивная потребность человека. Это связано с потребностями истины, стремлением к непонятному, непонятному. Эта необходимость очень связана с мотивацией учебы. Эстетическая потребность отличается большой диффузией и непредсказуемости. Они тщательно связаны с когнитивной и когнитивной потребностью. [5]
Хейл Л., Зиглер Д. считают, что непрерывно возникают потребности, которые заставляют человека активнее искать пути их решения, становясь внутренними мотивами его деятельности или мотивов.
Потребности - это желание, стремление к определенным результатам. Люди требуют конкретных вещей, например одежды, дома, личной машины и так далее. Но им тоже нужны такие «неосязаемые» вещи, как ощущение уважения, шанс профессионального роста персонала и так далее.
Во-вторых, после потребности, по своей мотивационной значимости, понятие цель является вторым. Целью называется тот непосредственный осознанный результат, который в настоящее время направлен на деятельность, которая удовлетворяет актуализированные потребности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балашова, Л.М. Прокрастинация как психологическая проблема / Л.М. Балашова // Психологический журнал. – 2021. – №3. – С. 63-72.
2. Бойцова, О.В. Психологические особенности мотивации учебной деятельности студентов / О.В. Бойцова // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2021. – №1. – С. 34-45.
3. Будюкина, И.И. Психология профессиональной подготовки учителя: мотивация, интерес, прокрастинация / И.И. Будюкина // ФГБОУ ВПО ИМПП. – 2021. – 180 с.
4. Кушнер, Г.М. Прокрастинация в учебной деятельности студентов и методы ее преодоления / Г.М. Кушнер // Психологическая наука и образование. – 2022. – №1. – С. 84-92.
5. Мартынова, Е.Л. Психологические аспекты прокрастинации у студентов-первокурсников / Е.Л. Мартынова // Современные проблемы психологии. – 2022. – №3. – С. 56-64.
6. Марченко, Н.А. Мотивационные основы учебной деятельности студентов / Н.А. Марченко // Актуальные проблемы психологии. – 2022. – №2. – С. 45-57.
7. Новикова, И.С. Психология прокрастинации: теория и практика / И.С. Новикова // Практическая психология. – 2022. – №4. – С. 23-31.
8. Овсянников, А.В. Мотивация учебной деятельности студентов в современных условиях / А.В. Овсянников // Психология обучения. – 2022. – №2. – С. 12-22.
9. Рощина, Л.И. Прокрастинация: причины, последствия, способы преодоления / Л.И. Рощина // Психологический журнал. – 2022. – №2. – С. 17-25.
10. Сидоров, В.И. Психология мотивации учебной деятельности студентов / В.И. Сидоров // Известия высших учебных заведений. Психология. – 2021. – №4. – С. 65-73.
11. Толстой, Л.Н. Трудности обучения и причины прокрастинации у студентов-гуманитариев / Л.Н. Толстой // Вестник психологии и педагогики. – 2019. – №3. – С. 88-97.
12. Федотова, М.С. Мотивационные аспекты профессиональной подготовки студентов / М.С. Федотова // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2019. – №1. – С. 39-48.
13. Чернов, Д.А. Психология прокрастинации в контексте образовательной деятельности / Д.А. Чернов // Образование и психология. – 2022. – №2. – С. 53-61.
14. Шаров, А.А. Мотивационные аспекты учебной деятельности студентов-первокурсников / А.А. Шаров // Педагог в высшей школе. – 2022. – №4. – С. 76-85.
15. Шипилова, И.В. Прокрастинация у студентов: причины и способы преодоления / И.В. Шипилова // Психология образования. – 2022. – №1. – С. 29-37.