Фрагмент для ознакомления
1
ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ И ДЕТЕЙ С НОРМОЙ, И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1. Организация, принципы, цели, задачи, методики логопедического обследования дошкольников с дизартрией.
2.2 Анализ результатов логопедического обследования звукопроизношения старших дошкольников нормой речи и дизартрией
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления
2
2.1. Организация, принципы, цели, задачи, методики логопедического обследования дошкольников с дизартрией.
Цель исследования: на основе изучения литературы и анализа результатов логопедического обследования старших дошкольников с нормой и дизартрией разработать содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у данной категории детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно–методическую литературу по развитию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Подготовить констатирующий эксперимент и провести анализ полученных результатов.
3. Сравнить содержание логопедической работы по развитию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нормой при дизартрии.
Проблема нормы и патологии – это проблем междисциплинарная. Существуют разные подходы к этой проблеме. Среди них можно назвать статистический или частотный, уровневый ( духовный, психический, соматический ), пограничный. Считается, что норма – это то, что наиболее распространено, а отклонения встречаются реже. Проблемами отклонений в возрастном развитии занимается специальная психология.
Н. Я. Семаго и М. М. Семаго так определяют нормативное и отклоняющееся развитие: « какие – либо изменения ( девиации) программы развития (пределах) параметров социально – психологического норматива можно рассматривать как представляется в виде некоего «коридора», « области нормативного развития», границы которой определяются действующим в конкретном месте и времени социально – психологическим нормативом, определяемым, в свою очередь, образовательной, социокультурной, этнической, и т. п. ситуациями. В то же время любое изменение ( девиация ) той же психической функции, группы функций или всей системы высших психических функций, возвращающееся за пределы области, определяемой конкретным социально – психологическим нормативом, можно оценить как отклоняющееся развитие».
При различном соотношении между биологическими и социальными факторами развития формируются различные варианты психического дизонтогенеза ( В. В. Ковалев, В.В. Лебединский). В связи с тем, что встречается разнообразие отклонений, существуют и различные классификации отклоняющегося развития.
В отечественной психологии выделяют четыре основные группы: недостаточное, асинхронное, поврежденное и дефицитарное развитие.
Спецификой вариантов недостаточного развития является недостаточность по отношению к средненормативному, всех или отдельных психических функций, их базовых составляющих. При этом оказываются недостаточно сформированными произвольная регуляция психической активности и пространственно – временные представления, которые являются основой развития когнетивной сферы ребенка.
Асинхронное развитие ребенка характеризуется сложными сочетаниями недоразвития, ускоренного развития, искаженного развития как отдельных психических функций, так и структуры их базовых составляющих.
Категория поврежденного развития выделяется наличием повреждающего влияния на мозг того или иного фактора, искажающего в первую очередь органические основы развития, а вторично – воздействующего на всю структуру дальнейшего психического развития.
Парциальное нарушение отдельных психических функций, возникшее на ранних стадиях онтогенеза, часто является характерным для детей с трудностями в обучении.
Малейший дефект созревания функциональной системы в одном из ее многочисленных и различно локализованных звеньев неизбежно сказывается на эффективности последующей адаптации. То сеть первичное органическое неблагополучие выступает на пути полноценной социально-психологической адаптации.
Согласно положению Л. С. Выготского о системном строении дефекта, органическая недостаточность всегда реализуется в поведении ребенка как снижение его социальной позиции. При этом дефект одновременно порождает и стимулы для выработки средств компенсации. Степень и качество компенсации поврежденных функций зависит от возраста ребенка и характера влияний на него со стороны социального окружения.
Данная классификация достаточно условна. Она описывает, как и другие классификации, изолированные, относительно «чистые» варианты отклоняющегося развития. В жизни эти варианты могут частично накладываться друг на друга, пересекаться, смыкаться по своим проявлениям.
Болезнь считается патологическим функциональным состоянием. П. Б. Ганнушкин отмечал, что «никакой коренной разницы между явлениями здоровья и болезни не существует, что, наоборот, существует необходимая связь между феноменами того или другого порядка», что в области патологии действуют те же законы и силы, что и в норме; между двумя формами существования человека - здоровьем и болезнью - разница только в том, что при последней нарушается гармония тех взаимоотношений между функциями организма, которые наблюдаются в норме».
Как правило, соматически больной ребенок или подросток может быть отнесен к числу людей со здоровой психикой. Хотя еще П. Б. Ганнушкин писал, что между здоровьем и болезнью нельзя провести никакой определенной грани, что между нормальными и патологическими явлениями возможны самые разнообразные и многочисленные переходные ступени.
Для экспериментального изучения звукопроизношения у дошкольников с дизартрией старшего дошкольного возраста, нами было обследовано 20 дошкольников, среди которых были выявлены дошколята с нормой и дизартрией. Для нашего исследования нами были выбраны дошколята с дизартрией в количестве 10 человек, среди которых было три девочки и семь мальчиков, в возрасте пяти – шести лет.
Для получения более точной информации о детях, нами были изучены речевые карты дошкольников (Приложение 1) и проводилась беседа с логопедом ДОУ. Для того чтобы составить характеристику на дошкольников, принявших участие в нашем эксперименте, первоначально нам необходимо было установить контакт с детьми, познакомиться с имеющейся документацией, а так же, провести беседу с логопедом и воспитателем группы.
Далее посмотрим короткую характеристику нескольких исследуемых нами дошкольников. Мира Д., 6 лет. Логопедическое заключение: норма и дизартрия. Общительная, любознательная, эмоциональная девочка. Легко находит контакт со взрослыми, со сверстниками. Часто выступает организатором сюжетно-ролевой игры, предпочитает малоподвижные игры.
На занятиях спокойна, рассудительна. Внимание устойчиво. Легко справляется с заданием. Память хорошая. Нравится рисовать и раскрашивать картинки. При проведении артикуляционных упражнений отмечается пониженный мышечный тонус, пассивность кончика языка, а также истощаемость движения. Звукопроизношение нарушено в категории сонорных звуков: [р], [р`] – горловой ротацизм.
Георгий Ч, 5 лет. Логопедическое заключение: ОНР III уровня, дизартрия. Мальчик очень активный. В контакт со взрослыми и со сверстниками вступает легко. На занятиях не усидчив, быстро теряет интерес. Любит помогать воспитателю и родителям дома. Любит рисовать. Состояние органов слуха и зрения в норме. Дошкольное учреждение посещает с 4 лет. Ребенок от второй беременности, протекающей без патологий. В возрасте 2 месяцев у ребенка были обнаружены множественные порки сердца. В возрасте 5 месяцев перенес 2 операции на сердце. Вскармливание до 5 месяцев грудное. Первые шаги сделал после года. Первые слова произнес в полтора года. Физическое состояние ребенка: рост и вес недостаточный. Общее звучание речи: голос тонкий, тихий. Темп ускоренный. Речевое окружение благоприятное. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-реабилитационной работа по преодолению стертой дизартрии у дошкольников. М., 2008. 254 с.
2. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. М., 2009. 124 c.
3. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у дошкольников : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2008. 320 с.
4. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) : монография. М., 1977. 176 с.
5. Винарская Е. Н. Дизартрия. М., 2006. 141 с.
6. Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 2007. 223 с.
7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Психология развития ребенка. М., 2004. С. 222-234.
8. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. 45 с.
9. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 2007. 472 с.
10. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников : метод. пособие. СПб., 2000. 62 с.
11. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. М., 2010. 64 с.
12. Жинкин Н. М. Механизмы речи. М., 1958. 370 с.
13. Жукова Н. С. Развитие устной речи. М., 1994. 96 с.
14. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия : преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : кн. для логопеда. Екатеринбург, 1998. 320 с.
15. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1973. 222 с.
16. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда. М., 2005. 279 с.
17. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста : клинические и психологические аспекты. СПб., 2006. 380 с.
18. Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей. - М., 2006. 16 с.
19. Леонтьев А. Н. Слово в речевой деятельности. М., 1965. 245 с.
20. Реабилитационной диагностика и коррекция нарушений речи у дошкольников : сб. метод. рекомендаций / Л. В. Лопатина [и др.]. СПб. ; М., 2006. 271 с.
21. Логопедия : учеб. для студентов дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М., 2003. 680 с.
22. Лопатина Л. В., Голубева Г. Г., Баряева Л. Б. Программа логопедической работы в ДОУ. URL: http://gendocs.ru/v37422/лопатина_л.в.,_голубева_г.г.,_баряева_л.б._программ алогопедической_работы_в_доу (дата обращения: 20.10.2021).
23. Методы обследования речи дошкольников : пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. М., 2003. 240 с.
24. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968. 367 с. 25. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994. 526 с.
26. Правдина О. В. Логопедия : учеб. пособие для студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов. М., 1973. 272 с.
27. Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии : учеб. пособие : в 2 т. М., 1989. Т. 1. 488 с.
28. Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии : учеб. пособие : в 2 т. М., 1989. Т. 2. 328 с.
29. Серебрякова Н. В. Диагностическое обследование дошкольников раннего и младшего дошкольного возраста. СПб., 2014. 64 с.
30. Трубникова Н. М. Логопедические технологии обследования речи : учеб.-метод. пособие. Екатеринбург, 2005. 96 с
31. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты.: учеб.- метод. пособие. Екатеринбург, 1998. 51 с.
32. Туманова Т. В. Развитие звукопроизношения у дошкольников : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей детских садов. М., 1999. 60 с.
33. Усова А. П. Обучение в детском саду. М., 1970. 208 с.
34. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у дошкольников. М., 1993. 232 с.
35. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 2008. 32 с.
36. Филичева Т. Б., Орлова О. С., Туманова Т. В. Основы дошкольной логопедии. М., 2019. 320 с.
37. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дошколята с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. М., 2000. 80 с.
38. Введение в логопедию. Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка / сост. М. Ф. Фомичева. М., 1996. 80 с.
39. Фомичева М. Ф. Воспитание у дошкольников правильного произношения : практикум по логопедии. М., 1989. 239 с.
40. Чиркина Г. В. Основы логопедической работы с детьми : учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов пед. училищ. М., 1989. 240 с.
41. Шашкина Р. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Реабилитационной работа с дошкольниками. М., 2003. 240 с.
42. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Возрастная психолингвистика : хрестоматия / сост. К. Ф. Седов. М., 2004. с. 113-143.
43.Шичанина О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков//Логопед. – 2005. - № 5. – с. 16-1
44. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978. 304 с.
45. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958. 115 с.
46.Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е. -- М.: АРКТИ, 2005. - 131 с.
47.Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / В.В. Цвынтарный. – СПб. : «Лань», 2000. – 84 с.
48. Дудьев, В.П. Средства развития тонкой моторики рук у дошкольников с нарушениями речи [Электронный ресурс] / В.П. Дудьев // Дефектология. – 1999. – № 4. – С. 86-91. // Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiysad/logopediy
49.Филипович, И. В. Взаимодействие специалиста, родителя и ребенка раннего возраста в коррекционно-педагогическом процессе [Электронный ресурс] / И. В. Филипович // Логопед. – 2004. – № 6. – С. 40-47 // Режим доступа: https://nsportal.ru
50.Рычкова, Н.А. Реабилитационной ритмика. [Текст] / Н.А. Рычкова. – М., 2000. – 185 с.