Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития положительных эмоций у детей дошкольного возраста актуальна, поскольку психологами выявлено немало случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста. Эти нарушения мешают формированию гармонично развитой личности. Кроме того, от нормально развитой эмоциональной сферы во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, способность длительное время сохраняя
ть умственную работоспособность на высоком уровне и предотвращать преждевременное утомление.
Эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием: эмоции выражают оценочное отношение к отдельным условиям, способствующим или препятствующим осуществлению деятельности (например, страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, горе), к существующим или возможным ситуации.
Необходимость изучения особенностей эмоциональных состояний дошкольников с задержкой психического развития (интеллектуальными нарушениями) обусловлена их возможным неблагоприятным влиянием на процесс социализации школьника.
Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, являются одними из важнейших в дефектологии. Ими занимаются не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики. Большой вклад в изучение эмоциональных проявлений у учащихся старшего дошкольного возраста внесли такие учёные, как: П. Мильнер, П. Фресс, К. Изард, Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконин, Л. В. Занков, М. С. Певзнер, Г. Ф. Бреслав.
Объектом исследования является эмоциональная сфера детей 5-7 лет с нарушениями умственного развития.
Предметом исследования является процесс развития положительных эмоций у детей 5-7 лет с нарушениями интеллекта на уроках чтения.
Цель: экспериментальное изучение и выявление возможности развития положительных эмоций у детей 5-7 лет с нарушением интеллекта.
Задачи:
анализ литературы по проблеме проявлений эмоциональной сферы в дошкольном возрасте;
изучение особенностей эмоциональных проявлений у дошкольников с нарушением интеллекта;
подбор диагностического инструментария, отвечающих цели и предмету диагностики, и имеющих соответствующую надёжность;
практическое освоение навыков психодиагностического исследования;
практическое освоение навыков обработки полученных данных;
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, нормативной документации, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка результатов эксперимента.
Экспериментальная база:
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
1.1. Определение понятия положительных эмоций
Применительно к детской психике в работах французского психолога А. Валлона высказывалась мысль, что именно эмоции совершают первые связи ребенка с его социальным окружением и становятся основой формирования намерения и разумных способностей. Смысл ситуации переживается до любого анализа благодаря действиям, которые она вызывает, и предрасположенностям к установкам. Эта практическая интуиция в умственном развитии задолго предшествует способности к различению и сравнению. Это первая форма понимания.
Л.И. придавал большое значение проблеме эмоциональных переживаний в психическом развитии ребенка. Божович. Подчеркивая важность понимания аффективного отношения ребенка к окружающему, она писала: «Мы рассматриваем аффективные состояния как длительные, глубокие эмоциональные переживания, непосредственно связанные с активными потребностями и стремлениями, имеющими жизненно важное значение для субъекта». И, наконец, раскрывая психологическую природу переживания, она пишет: «...За переживанием, как мы думаем, лежит мир потребностей ребенка — его стремлений, желаний, намерений в их сложном переплетении друг с другом и в своих связь с возможностями их удовлетворения. И вся эта сложная система связей, весь этот мир потребностей и стремлений должна быть расшифрована, чтобы мы могли понять природу влияния внешних обстоятельств на психическое развитие ребенка».
Это точка зрения Л.И. Божовича схожа позиция С.Л. Рубинштейна и его последователей, которые отмечают тесную связь эмоций и потребностей в развитии человека.
Работы В.В. посвящены изучению роли эмоций не только в педагогическом, но и в более широком жизненном контексте. Лебединский и его сотрудники. В.В. Лебединский считает, что эмоции в процессе развития ребенка образуют сложную систему эмоциональной регуляции, имеющую многоуровневую структуру. Эта система быстрее всего реагирует на любые внешние воздействия окружающей среды и внутренние сигналы детского организма. Он также отвечает за тонизацию всех психических процессов, то есть за поддержание определенного уровня энергетической активности, сигнализирующей об удовлетворении основных потребностей ребенка.
Специфика детских эмоций, их отличие от других психических процессов, роль эмоций как особого регулятора поведения и деятельности ребенка, усложнение функций в процессе его развития особенно ярко проявляются при анализе онтогенеза и отдельных его этапов. Эмоциональные процессы, являясь мощными регуляторами психики и жизни ребенка, выполняют многочисленные и разнообразные функции. В процессе онтогенеза эти функции последовательно расширяются и усложняются. В то же время специфика регуляторной роли эмоций и их специфические функции на самых ранних этапах развития во многом определяются содержанием и динамикой взаимодействия взрослого и ребенка.
В течение первого года жизни существенно изменяются и расширяются как содержание доминирующих переживаний младенца (от переживаний собственного состояния к переживаниям социального и предметного содержания и начала отделения от матери), так и их функциональная роль. При этом достаточно четко выявляется многофункциональность эмоциональных проявлений, которые могут не только выступать сигналом о неблагоприятном состоянии организма или отдельных его систем, но и выполнять функцию жалобы, освобождения, средства привлечения внимания. взрослому человеку, и даже функция способа общения и взаимодействия со взрослым. Эмоция вызывает особый тип действия – социальное действие, направленное на другого: перцептивное, коммуникативное, игровое.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Смысл; Эксмо, 2006. - С. 5-16.
2.Гальперин П. Я. Лекции по психологии. - М.: Книжный дом «Университет»; Высш. шк., 2002. - 400 с.
3.Изард К. Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2007. - 464 с.
4.Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2004. - С. 257-267.
5.Макарьев И.С. Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования: терминологический словарь. - СПб.: СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж», 2015.
6.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. Изд. 2-е - М.: Теревинф, 2008.- (Особый ребенок)
7.Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
8.Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов/ Л.А. Головей [и др.] ; под общей редакцией Л.А. Головей. — 2-е изд., испр.—Москва: Издательство Юрайт, 2020.
9.Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Электронный ресурс] / С.Я. Рубинштейн .— 2-е изд. (эл.) .— М. : Ин-т общегуманит. исследований, 2016.
10.Тарабакина Л.В. Эмоциональное развитие подростков: учебное пособие. М.: Прометей, 2011
11.Фесенко, Ю. А. Детская и подростковая психиатрия: "нестандартный", или "плохой хороший", ребенок : учебное пособие для вузов / Ю. А. Фесенко, М. И. Лохов, Е. В. Фесенко. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.
12.Чиркина В.Г. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003
13.Гребенщикова, Т.В. Педагогическое сопровождение эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации / Т.В. Гребенщикова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2020. - № 1. - С. 92-97
14.Зайкова, Р.В. Инклюзивный детский сад: особенности и возможности совместного воспитания детей / Р.В. Зайкова // Вестник педагогических инноваций. - 2014. - № 3(35). - С. 115-119
15.Капитоненко, Н.В. Сравнительное исследование эмоциональной сферы старших дошкольников с нарушениями развития: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.10 / Капитоненко Наталья Владимировна. - Москва, 2009. - 206 с.
16.Лаптева, Ю.А. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста / Ю.А. Лаптева // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2016. - №3. - С. 51-55
17.Лаптева, Ю.А. Модель психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития детей в современном детском саду / Ю.А. Лаптева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2018. - № 9. -С. 57-63
18. Степанова, В.А. Проявления эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности : автореферат дис. ... канд. псих. наук: 19.00.13 / Степанова Вера Анатольевна. - Москва, 2004. - 22 с.
19. Грабенко Т. М Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», СПб.: Институт специальной психологии ипедагогики,1998.
20. Jahromi, L.B. Associations between emotional competence and prosocial behaviors with peers among children with autism spectrum disorder / L.B Jahromi, K.S. Kirkman, M.A. Friedman // American Journal on Intellectual and Developmental Disabilities. - 2021. - March 01; 126(2): 79-96.
21. Pochon, R. Emotion recognition by children with Down syndrome: a longitudinal study / R. Pochon, Ch. Declercq // American Journal on Intellectual and Developmental Disabilities. - 2013. - December 38(4): 332-43