Фрагмент для ознакомления
2
В современном литературоведении термин «жанр» употребляется в различных значениях. Одни ученые, в соответствии с этимологией слова (от франц. genre - род, вид), называют так литературные роды: эпос, лирику, драму. Другие под этим термином подразумевают литературные виды, на которые делится род (роман, повесть, рассказ и т. д.). Это понимание является самым распространенным. Несмотря на различия в конкретном понимании термина, под жанром понимается повторяющееся во многих произведениях на протяжении истории развития литературы единство композиционной структуры, обусловленной своеобразием отражаемых явлений действительности и характером отношения к ним художника. Теория жанра - одна из наиболее значимых областей теоретической разработки истории литературы. Интерес к проблеме жанра в современном литературоведении велик. Дискуссия о жанрах ведется в фундаментальных монографиях по теории литературы, появляются диссертации, проводятся конференции, выпускаются ежегодные сборники научных трудов.
Изучение тенденций и взаимосвязей жанровых изменений представляется актуальной задачей. Вопрос жанра приобрел актуальность еще в античности. Наиболее ранним, и в то же время - основным вплоть до сегодняшнего дня, трудом является «Поэтика» Аристотеля. Авторитет этого текста велик и по сей день. Однако каждая историческая эпоха накладывала отпечаток на систему жанров, каждый раз организовывая их по новому принципу.
Современный подход к проблеме жанра в литературоведении сталкивается с необходимостью изучения влияющих на литературу факторов всей культуры, т. е. с необходимостью изучения культурных доминант (Ж. Бодрийяром, Р. Бартом, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотаром, П. Рикером, И. Хассаном, Ж. Делёзом, Ф. Гваттари, Ю. Кристевой, У. Эко и др.). Проблеме жанра уделяет внимание В. Луков, вводя термин жанровых генерализаций.
При различных истолкованиях тех или иных жанров в понимании писателями самих функций жанра наблюдается поразительное единство [12]. В решении чрезвычайно запутанной литературоведческой проблемы жанра следует начинать с определения его функций как величины постоянной, а не с установления исторически изменяющихся объемов жанров. Жанр предстает как единица в классификации произведений и указатель их традиционных черт. Одной из важнейших задач типологии жанров является установление связи между жанровыми системами различных литературных периодов, выявление наиболее устойчивых жанровых признаков в литературном процессе.
Жанр выступает как бы посредником между действительностью, изображенной автором, и читателем, задача которого не только увидеть картину жизни, но и понять художественную концепцию автора. «Чувство жанра» должно развиваться постоянно и постепенно: глухота к жанровому своеобразию произведения часто становится непреодолимым барьером на пути художественного восприятия. Механизм постижения жанровых особенностей литературных произведений, несомненно, способствует проявлению авторской позиции в тексте и обеспечивается соблюдением целого ряда важнейших принципов: подлинное освоение жанров возможно лишь при последовательном расчленении задач овладения теоретико-литературным понятием; поиск обобщенного представления о теоретико-литературном понятии и выработка на его основе рабочего определения, поиски образного эквивалента теоретико-литературного понятия; выделение ведущих признаков понятия и последующая практическая разработка их на конкретном материале. Каждому элементу, составляющему жанр, должен быть найден соответствующий методический прием, помогающий наиболее эффективному усвоению понятия, с последующей проработкой этого элемента.
Жанр в условиях системного его изучения становится средством, с помощью которого художественное произведение делается доступным, открывается во всем своем идейно-эстетическом своеобразии. Изучение произведений в их жанровой специфике - это один из путей повышения читательской культуры, эффективность которого основана на системе формирования эстетических ожиданий читателя и осознании своеобразия каждого литературного произведения.
При анализе литературного произведения жанр проявляет личность писателя. Вопрос о выборе писателем того или иного жанра для изображения действительности всегда оказывается проблемным. Постижение авторской концепции усиливает эстетическое и мировоззренческое влияние произведения, формирует достоверные критерии собственных оценочных суждений. Синтез накопленных впечатлений и наблюдений приводит к появлению своей точки зрения на жанровое определение произведения; изучение художественных произведений в их жанровой специфике способствует соединению авторской позиции и читательского восприятия текста; представление о жанре должно стать действенным в сознании, позволяя находить точки соприкосновения между художественным произведением, авторским замыслом и личным читательским опытом .
Своеобразие жанра обнаруживается не только в следовании литературным традициям, но и в особенностях творческой манеры каждого писателя. Единство жанровых признаков отчетливее проявляется при соотнесении анализируемого произведения с другими произведениями этого или иного автора, написанными в том же жанре; первоначальное осмысление жанра является только отправной и опорной точкой на начальном этапе освоения понятия. Развитие представлений о жанре литературного произведения происходит при многократном обращении читателя к разнообразному литературному материалу, в ходе которого не только усваивают определение жанра, но и осознают наиболее характерные существенные признаки его, связывая особенности жанра с представлениями об основных композиционных, языковых и идейно-тематических признаках произведения.
Жанр литературного произведения определяется на основе нескольких принципов: принадлежности произведения к тому или иному роду литературы; преобладающего эстетического пафоса (сатирического, комического, трагического, патетического и проч.); объема произведения и способа построения образа (символика, аллегория, документальность и т. д.).
Эта модель основывается на следующих литературоведческих и методических принципах: принцип родового соответствия произведения; принцип исторического подхода к изучению жанров; принцип выявления типологических, исторически устойчивых факторов и особенностей произведения; принцип жанровой обусловленности авторской позиции; принцип ориентации на читателя при изучении литературных жанров; принцип постепенного и поэтапного усвоения понятия; принцип сравнения; принцип соответствия форм, методов и приемов анализа жанровой природе произведения; принцип наглядности .
Проблема жанра становится взглядом на произведение, а через него - и на всю исследуемую культурную эпоху. Жанр в этом случае отражает меру условности в искусстве, в чём выявляется исторический уровень и цели отражения действительности. Жанр, таким образом, определяется как исторически понятный (понятый, понимаемый) тип формо-содержательного единства. Концепт понимания служит взглядом аудитории на произведение, и произведения на действительность. Соответственно, именно множество жанров выступает как характеристика, неотъемлемо присущая культуре в её конкретно-исторической определённости. Культурные доминанты на практике находят конкретные проявления в той или иной сфере культурной или социальной жизни, что, в свою очередь, влечет новые жанровые формообразования.
Понятие жанра подразумевает преемственность восприятия: читатель, обнаруживая в произведении те или иные особенности сюжета, места действия, поведения героев, относит его к какому-либо известному ему жанру, вспоминая прочитанное и узнавая в новом знакомое. Однако помимо устойчивости и равенства себе, о чем говорится в определениях жанра, рассмотренных ранее, категория жанра обладает и прямо противоположной особенностью: она исторически подвижна. Любой жанр может заимствовать специфические особенности других жанров и существенно менять свой строй и облик. Идентифицировать его в таком случае становится крайне затруднительно: один и тот же жанр может по-разному восприниматься в разные эпохи, и последнее слово в споре о его природе принадлежит, по-видимому, литературной традиции, или, иначе говоря, читательской образованности .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин // Собр. соч.: в 7 т. - М., 1996. - С. 159-206.
2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975.
3. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы: Пер. со слов. - М.: Прогресс, 1979. - 320 с.
4. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение: Курс лекций / В. М. Жирмунский. - М., 2004. – 196 с.
5. Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. 3-е изд., перераб. - М. : ООО «Русское слово - учебник», 2018. - 232 с.
6. Калачева С. Жанр / С. Калачева, П. Рощин // Словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. - М., 1974.
7. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра: жанровые закономерности развития советской прозы в 60 - 70-е годы / Н.Л. Лейдерман. - Свердловск, 1982.
8. Луков, В. А. Жанры и жанровые генерализации / В. А. Луков // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - № 1. - С. 141-148.
9. Маслова В.А. Филологический анализ художественного текста: учебное пособие для вузов / В.А. Маслова; под редакцией У.М. Бахтикиреевой. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. 147 с.
10. Паничкин Д.В. Использование нетривиальных заданий для продвижения интереса школьников к чтению https://www.art-talant.org/publikacii/48104-ispolyzovanie-netrivialynyh-zadaniy-dlya-prodvigheniya-interesa-shkolynikov-k-chteniyu (дата обращения: 15.05.2024).
11. Паничкин Д.В. Продвижение интереса школьников к чтению нестандартными способами: «Литературное следствие» и «Школа будущих фантастов» https://www.art-talant.org/publikacii/59932-prodvighenie-interesa-shkolynikov-k-chteniyu-nestandartnymi-sposobami-literaturnoe-sledstvie-i-shkola-buduschih-fantastov (дата обращения: 15.05.2024).
12. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. Пособие для учителя. - 4-е изд., испр. / М. А. Рыбникова. - М. : Просвещение, 1985. -288 с
13. Рябинина Н. И. Основы анализа художественного текста: учебное пособие. М.: ЛитРес, 2015. - 178 с.
14. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. - М. Наука, 1977. - C. 270-281.