Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема военно-патриотического воспитания школьников вызвана современными условиями, стоящими перед обществом. Возрастающее значение формирования патриотических установок у молодежи ставит перед образовательной системой важные задачи, направленные на укрепление гражданской идентичности и сознательного отношения к истории и культуре своей страны.
Тема исследования оправдана не только потребностью в глубоком изучении методов и средств военно-патриотического воспитания, но и необходимостью подготовки молодежи к активному участию в жизни общества и защите интересов государства. Образование играет важную роль в формировании гражданской позиции и патриотических ценностей, поэтому изучение средств военно-патриотического воспитания становится стратегически важной задачей.
Целенаправленная организация процесса патриотического воспитания молодого поколения заключается в осознании таких понятий, как Родина, Отечество, в определении единства традиций и ценностей, передающихся из поколения в поколение, воспитании чувства сопричастности к истории своей страны, культуре, воспитании уважительного отношения к старшему поколению, в осознании ответственности за будущее своей страны.
Огромными возможностями в патриотическом воспитании старших школьников обладает поисковое движение.
Сохранение культурного наследия – основа дальнейшего развития общества, это конституционная обязанность каждого гражданина страны.
Память о прошлом составляет основу исторического самосознания народа. История - не хрестоматийный перечень фактов, имен, а глубокая причастность современника к прошлому, его любовь и ненависть, гордость и ответственность.
Объекты историко-культурного наследия подвержены постоянной опасности забвения, под воздействием времени, сил природы, в результате деятельности людей, которые наносят порой непоправимый ущерб памятникам по неведению или по злому умыслу.
Поисковое движение России - уникальное социо-культурное явление. Оно фактически оформилось без участия государства, являясь примером патриотической инициативы граждан и важнейшей формой в воспитании подрастающего поколения по увековечению памяти погибших в годы Великой отечественной войны, установлению их имен и судеб, восстановлению исторических событий войны.
Проблема исследования состоит в противоречии между фактическим состоянием организационной деятельности по патриотическому воспитанию молодежи и необходимостью их совершенствования.
Цель исследования: изучить роль поискового движения России в развитии патриотического воспитания детей старшей школы на тему Великая Отечественная война.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть понятие патриотизм и патриотическое воспитание;
• Выявить психолого-педагогические особенности старших школьников;
• Проанализировать деятельность поискового движения России;
• Определить особенности организации поискового отряда в общеобразовательной организации.
Объект исследования – патриотическое воспитание молодежи.
Предмет исследования – поисковое движение в системе патриотического воспитания.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Понятие патриотизм и патриотическое воспитание
Актуальность проблемы патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе патриотического воспитания, отмечена в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», а также теми вызовами, которые имеют место в современном мире.
«Сущность патриотического воспитания» – вопрос, который исследовался на разных этапах развития человечества Аристотелем, Платоном, Н.А. Бердяевым, А. Дистервегом, Н.М. Карамзиным, М.В. Ломоносовым, Ж.-Ж. Руссо и многими другими философами, историками, педагогами.
В настоящее время многие ученые уделяют в своих работах анализу взаимоотношений личности и государства. Различные аспекты становления патриотизма у молодежи рассматриваются в работах П.И. Бабочкина, К.П. Гаджиева, А.А. Головко, И.В. Егорова, Е.М. Захаровой, С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского, Н.М. Кейзерова, Д.В. Наумовой, В.Л. Попко, А.И. Соловьева, А.П. Сухоносова, Д.А. Фадеева и многих других .
Патриотизм был всегда объединяющим и помогающим фактором. Народ может преодолеть неприятности, выйти из сложных периодов прошлого.
Цивилизованные общества состоят из большинства людей, которые чувствуют себя способными изменить ситуации, быть ответственными за происходящее.
Потребность в обогащении и укреплении исторического наследия Родины – это потребность уважать свою Отчизну, ее культуру и историю. Это вечные ценности. Источник патриотизма – местные традиции, традиции своих народов, языки .
Если обратится к освещению таких понятий как «воспитание», «патриотизм», «патриотическое воспитание», то можно увидеть, как многогранно они трактуются как отечественными, так и зарубежными учеными.
Д. Дьюи, считал, что воспитание – это флюгер, поворачивающийся под новыми веяниями экономических, государственных и культурных явлений.
Человек является общественным существом, поэтому воспитание должно проходить в обществе. Механизм регулирования социальных отношений – государство, которое отвечает за осуществление различных форм воспитания в обществе .
Цель воспитания нравственности – достижение совершенства. По В.С. Соловьеву это «совершенное добро», представляющее собой способ достижения настоящего блага, которое может дать человеку удовлетворение.
В представлении С.Т. Шацкого, материальная, дисциплинированная и экспериментальная канва воспитания состоит из физического труда, организации жизни детей делового самоуправления. Эстетическое чувство формирует искусство и игра, которая задает бодрость детской деятельности и направляет их к общей жизни и духу исследования .
Научные категории «патриотическое воспитание» состоят из двух терминов: «патриотизм» и «воспитание». Обратимся к исследованию понятий.
Воспитание – это целенаправленное развитие человека, включающее усвоение культуры, ценностей и социальных норм. Оно достигается через образование и организацию общественной жизни. Эта деятельность направлена на развитие человеческой личности, формирование условий самоопределения, социализации учащихся на основе социально-культурных, духовных ценностей, принятые в обществе правилами и нормами поведения, направленными на интересы людей, семьи и общества.
В переводе с греческого патриотизм – это любовь к Родине, преданность.
Патриотическое воспитание имеет долгую историю развития. В первобытном обществе принадлежность к племени или классу считалась важной. Педагогическая система Древней Греции подчеркивала идею воспитания гражданина-патриота. Идеалом воспитания в Афинах было гармонично развитое физическое и интеллектуальное тело, воспринимающее красоту. В Спарте воспитание было более суровым и готовило бойцов, умеющих сражаться и побеждать.
По мнению К.А. Гельвеция, необходимо воспитывать патриотов, способных объединить идею личного блага и блага нации; необходимо сформулировать единую цель воспитания для всех граждан. Эта цель заключается в стремлении к благосостоянию всех людей. Необходимо воспитывать патриотов, способных объединить идею личного блага и блага нации. Такой подход к целям воспитания связан с борьбой против господствующего феодализма, мешающего экономической и культурной жизни общества и развитию хозяйственного сообщества. Не случайно термины «патриот» и «патриотизм» вошли в обиход в революционной Франции в 1789-1793 гг.
В России слово «патриот» понималось как «сын отечества». Любовь к Родине славяне считали важнейшим качеством, которое должен иметь каждый человек, каждый россиянин. Любовь к своей Отчизне отражалось в творчестве русского народа. Фольклор является тому доказательством. Много пословиц и поговорок буквально пронизаны теплыми чувствами к Родине, к Отечеству, к родной земле.
Российский ученый М.В. Ломоносов был, кроме всего, успешным педагогом. Его идеи о воспитании молодежи в духе общечеловеческой морали, патриотизма, служения науке, веры в идеалы мира актуальны и сегодня .
Новый этап в развитии педагогической мысли связан с реформами 1960-х годов. Важнейшим явлением этого периода стало развитие народной идеи, выраженной в педагогической системе К.Д. Ушинского [58]. Под народностью великий педагог понимал уникальность каждого народа с точки зрения истории, географии и природы, а также выражение его родного языка. Обострение проблем труда и капитала в России начала ХХ века, революционность рабочих классов и изменение общественной формации - ознаменовали новую стадию развития патриотических идей.
Советская педагогика, опираясь на глубокие традиции народной педагогики, педагогические теории и опыт прогрессивных педагогов прошлого века, стремилась сделать народное образование доступным для народа, чтобы воспитание и обучение пробуждали все лучшие качества человека.
В годы Великой отечественной войны правительство Советского Союза не переставало уделять внимание делу образования и воспитания. Главными задачами военно-патриотического воспитания были развитие морально-политического потенциала страны, поддержание уверенности советского народа в абсолютной победе над Германией.
В развитии педагогической идеи патриотического воспитания следует особо отметить вклад таких советских педагогов, как В.Н. Сорока-Росинский и В.А. Сухомлинский. По мнению В.А. Сухомлинского, логика патриотического воспитания заключается в том, что патриотизм развивается в подростковом возрасте «на основе активного проявления собственного духа и мысли» .
В 1950-х и 1960-х годах в основу подготовки к защите Родины был положен принцип предварительной подготовки. Министр обороны А.А. Гречко в своих трудах в контексте совершенствования военно-физической подготовки возрастных групп раскрывал проблемы военно-физической подготовки допризывных и призывных возрастных групп в подготовке молодежи к патриотизму и защите Родины.
Инновационные подходы конца 1980-х - начала 1990-х годов предполагали осуществление перехода от авторитарных к демократическим системам в образовании. Их реализацией стали модели гуманистических школ, разработанные Ш.А. Амонашвили и И.П. Волоком, В.А. Караковским, А.Н. Тубельским, М.П. Щетининым и другими педагогами.
В начале 1990-х годов произошел процесс «демилитаризации» общества, была разрушена система патриотического и гражданского воспитания, снизилась военно-профессиональная ориентация. Осознав ошибочность такой политики, с 1998 года стали изучаться новые пути воспитания населения, включая предпрофессиональную подготовку к деятельности, связанной с повышенным риском и гражданской ответственностью. Сегодня в средних школах повсеместно создаются классы военно-профессиональной ориентации, предпринимаются попытки осмыслить имеющийся в стране опыт военно-патриотического и гражданского воспитания и реализовать его в контексте новых образовательных методик, основанных на принципах гуманизации, демократизации, личностной ориентации, преемственности и др.
1.2. Психолого-педагогические особенности старших школьников
Эффективное решение проблемы формирования патриотических качеств старшеклассников должно осуществляться с учетом психолого-педагогических особенностей развития данной возрастной группы. В данном параграфе рассмотрим некоторые особенности детей старшего школьного возраста.
Общие подходы к изучению возрастного развития старших школьников заложены в трудах Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.Б. Эльконина
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аскоченская, Л.И. Социально-психологические особенности личностного развития подростков и старшеклассников в совместной деятельности поисковых групп: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Курск, 2009. – 24 с.
2. Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология: учеб. пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – М.: Логос, 2011. – 305 с.
3. Бахтина И.Л. Экспедиционная работа в учреждениях образования и общественных объединениях : методическое пособие для педагогов. Екатеринбург, 2020. 300 с.
4. Выготский Л.С. Детская психология. – Т 4. – М.: Просвещение, 1984. – 438 с.
5. Грибан И.В. Развитие поискового движения как направление молодежной политики в современной России // Историко-педагогические чтения. 2018. № 22. С. 16-22
6. Гриф секретности снят. Потери вооруженных Сил СССр в войнах, боевых действиях, военных конфликта: статистическое исследование / под общ. ред. Г.Ф. Кривошеева. М.: воениздат, 1993
7. Дьюи Д. Школа и ребенок. /Д. Дьюи М., 1993. - 76с.
8. Жиляев А.Г. Периодизация психического развития ребенка / А.Г. Жиляев, Т.И. Палачева // Методическое пособие. – Казань: Издательство Казанского университета, 2010. – 188 с.
9. Методика подготовки и проведения поисковых экспедиций (памятка) [Электронный ресурс]. — URL: https://рф-поиск.рф/ page/122
10. На Сахалине установили инфостенды проекта «Дорогами августа 1945-го» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mk-sakhalin.ru/social/2023/06/21/na-sakhaline-ustanovili-infostendy-proekta-dorogami-avgusta-1945go.html
11. Общий инструктаж по технике безопасности участников Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших защитников Отечества «Поисковое движение России», 2013. 16 с.
12. Постановление Липецкой области об утверждении порядка проведения поисковой работы и осуществления контроля за её проведением на территории Липецкой области. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/4800202305240004
13. Пронина Е.И. Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников старших классов. / Е.И. Пронина // Социологические исследования. - 2011. - №5. - с.97-103.
14. Пянкевич А.В. Выставочная деятельность поисковых отрядов: сохранение исторической памяти // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. — 2019. — №1. — С. 129– 133.
15. Сухоносов А.П., Карнеев Р.К. Краткое введение в историю психологии. Учебно-методическое пособие. Москва – Брянск: Издательство «ТОД», 2016 г., 130 с.
16. Тюляева Т. И. Гражданское образование в российской школе /Сост. Т.И.Тюляева. М.: "Астрель", 2003. - с.191 - 203
17. Цуканов И.П. история поискового движения в России в конце XX – начале XXI века: на материалах Курской области: дис. … канд. ист. наук. Курск, 2007. – 63 с.
18. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: в 4 т. / под ред. И.А. Каурова; Акад. пед. наук РСФСР. - М.: Просвещение, 1962-1965. с. 469-474.
19. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.