Фрагмент для ознакомления
2
Формулирование и реализация ассортиментной политики необходимы для определения условий безубыточной работы предприятия, управления объемом прибыли с целью оптимизации налогообложения и оценки собственных инвестиций для развития бизнеса [9].
Формирование и реализация ассортиментной политики приобретает особое значение при наличии свободы выбора сферы и направления деятельности. Ассортиментная политика предполагает наличие информации о характеристиках сегментов рынка, продукции, потребительских предпочтениях, ценовых тенденциях, макроэкономических трендах и уровне экономических отношений с зарубежными странами.
Суть планирования, создания и управления ассортиментом заключается в своевременном предоставлении производителем определенного набора товаров, соответствующего профилю его производственной деятельности в целом и наиболее полно отвечающего требованиям определенной категории покупателей. Набор товаров, предлагаемых на рынок производителем, называется ассортиментом.
Ассортимент товаров - это совокупность товаров, выпускаемых предприятием. В него входят различные виды товаров. Виды товаров (автомобили, тракторы, металлообрабатывающие станки) делятся на товарные группы (типы) в соответствии с их функциональными характеристиками, качеством и ценой [14]. Каждая группа состоит из ассортимента (разновидностей или марок) товаров, составляющих низший уровень классификации. Например, компания производит холодильники и стиральные машины. Холодильники включают однокамерные, двухкамерные, трехкамерные модели и модели с морозильной камерой. Последние имеют различные марки с разной вместимостью и некоторыми техническими характеристиками.
Ассортименты характеризуются широтой (количество ассортиментных групп), глубиной (количество товаров в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношение между ассортиментными группами, предлагаемыми с точки зрения потребителей, конечного использования, каналов распределения и общей цены) [15].
Формирование ассортимента - это определение соотношения между конкретными товарами, их отдельными сериями, "старыми" и "новыми" товарами, единичными и массовыми товарами, "наукоемкими" и "обычными" товарами, овеществленными товарами или лицензиями и "ноу-хау". При создании продуктовых линеек возникают вопросы цены, качества, гарантии, сервиса, а также того, является ли производитель лидером в создании принципиально новых видов продукции или ему приходится следовать за другими.
Перед созданием продуктовых линеек компании разрабатывают концепции продуктовых линеек. В основе этого лежат, с одной стороны, запросы потребителей определенной группы (сегмента рынка), а с другой - необходимость обеспечения наиболее эффективного использования предприятиями сырья, материалов, технологий, денежных и других ресурсов с целью производства продукции с низкими издержками и направленного формирования оптимальной структуры ассортимента и товарного предложения.
Концепция ассортимента выражается в виде системы показателей, характеризующих оптимальный потенциал развития производственного ассортимента отдельных видов товаров. К таким показателям относятся:
- разнообразие видов и типов товаров (с учетом типологии потребителей);
- уровень и частота пополнения товарного ассортимента;
- уровень и соотношение цен на отдельные виды товаров и др.
Цель ассортиментной концепции - ориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее полно соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретного потребителя.
Ассортиментная концепция подкрепляется организационными и другими мерами такого характера, которые обеспечивают выпуск продукции заданной структуры и набора, и может рассматриваться как своеобразная программа управления развитием производства и сбыта соответствующих товаров. Целевая часть содержит требования к оптимальной структуре ассортимента продукции, а программная - систему мер по ее достижению в заданные сроки. Включение вопросов, связанных с оптимизацией товарного разнообразия, придает программе комплексный характер. В качестве критериев оптимизации выступают требования потребителей к ассортименту и качеству продукции, ресурсные возможности и социальные установки.
Гармонизация между структурой и разнообразием товаров, предлагаемых компаниями, и спросом на них связана с определением и прогнозированием структуры ассортимента. Во-первых, невозможно спрогнозировать структуру товарного ассортимента в долгосрочной перспективе с учетом таких важных для потребителей характеристик товара, как эстетические свойства, точный размер, конкретная цена и т. д. Важно не разрабатывать ассортимент по потребительским характеристикам (например, цветовая гамма, размер товара, соотношение цен и т. д.), а оптимально разнообразить ассортимент по определенным характеристикам (например, тип телевизора, набор кухонных принадлежностей, разумные ценовые уровни и т. д.), т. е. предполагая определенную группу (сегмент) потребителей Это значит оптимально разнообразить ассортимент по определенным характеристикам (тип телевизора, кухонные наборы, разумные ценовые уровни и т. д.). Оцениваются только тенденции развития товарного ассортимента (точнее, ассортиментная структура спроса и товарного предложения) [12]. Таким образом, хотя можно определить, какие типы телевизоров будут отвечать требованиям различных групп потребителей, предсказать потребность в конкретной модели с рядом определенных характеристик в будущем не представляется возможным. Эти прогнозы следует рассматривать в их взаимосвязи друг с другом, учитывая влияние фактора совместимости продуктов.
Прогноз тенденций развития ассортимента должен показывать такие траектории развития процесса, которые позволяют гарантировать плановую адаптацию товарного предложения компании к ассортиментной структуре будущих изменяющихся потребностей рынка.
Иными словами, суть проблемы формирования ассортимента заключается в фактическом планировании всех видов деятельности, направленных на отбор продукции для будущего производства и рыночной реализации и адаптацию характеристик этой продукции к требованиям потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента - это процесс, который продолжается на протяжении всего жизненного цикла товара, начиная с момента появления идеи создания товара и заканчивая снятием его с производства.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абдулаева З.М., Ахмиева Г.Р. Финансовый анализ предприятия: понятие, содержание и этапы // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. − 2022. − №4. − С. 12-19.
2. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебник / под ред. А.П. Гарнова. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 366 с.
3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: краткий курс лекций для студентов направления подготовки 38.03.06 «Торговое дело» / В.В. Кондак // ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ. – Саратов, 2016. – 74 с.
4. Анализ финансовой отчетности : учебник / под ред. М.А. Вахрушиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 434 с.
5. Бабайцев, В. А. Математические методы финансового анализа : учебное пособие для вузов / В. А. Бабайцев, В. Б. Гисин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 215 с.
6. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом. − М.: Финансы и статистика, 2019. − 512 с.
7. Бердникова Т.Б., Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия, Серия: Высшее образование. − М.: Инфра-М, 2020. − 224 с.
8. Бухгалтерский баланс ООО «Сибсульфур» 2021-2023 гг. // Информация из Государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (Ресурс БФО) (Электронный ресурс) – Режим доступа: https://bo.nalog.ru/
9. Волгин, В.В. Кладовщик. Устройтсво складов. Складские операции. Управление складом / В.В. Волгин. - М.: Ось-89; Издание 5-е, стер., 2023. - 544 c.
10. Воронкова, О.Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление / О.Н. Воронкова, Е.П. Пузакова. - М.: Экономистъ, 2021. - 495 c.
11. Герасимов Б.И. Экономика: введение в экономический анализ: Учебное пособие / Б.И. Герасимов – М.: Издательство ТГТУ, 2020. – 136 с.
12. Гинзбург А.И. Экономический анализ / А.И. Гинзбург. – СПБ.: Питер, 2019. – 208 с.
13. Гончарук А.П. Экономическая и финансовая оценка деятельности строительных организаций: учеб. пособие / А.П. Гончарук. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2020. – 88 с.
14. Губина, О. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебник / О. В. Губина, В. Е. Губин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. – 335 с.
15. Дубицкая Ю.Н. Методические подходы к анализу финансового состояния строительных организаций // Вестник магистратуры. – 2019. − №96. – С. 44-46.
16. Ефимова О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник. − М.: Омега-Л, 2022. − 348 с.
17. Жилкина, А. Н. Финансовый анализ : учебник и практикум для вузов / А. Н. Жилкина. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 285 с.
18. Илышева, Н. Н. Анализ в управлении финансовым состоянием коммерческой организации : монография / Н. Н. Илышева, С. И. Крылов. – 2-е изд., с изм. – Москва : Финансы и Статистика, 2021. – 244 с.
19. Илышева, Н. Н. Анализ финансовой отчетности : учебник / Н. Н. Илышева, С. И. Крылов. – Москва : Финансы и Статистика, 2021. – 370 с.
20. Казакова, Н. А. Финансовый анализ в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Н. А. Казакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 297 с.
21. Морозова Я.В. Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности строительной организации // Дневник науки. − 2019. − № 6. − С. 47.
22. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст) (ред. от 07.11.2023) (Электронный ресурс) – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320/?ysclid=lqcntutk70987286827.
23. Овсепян А.М., Давыдова Е.В. Этапы проведения финансового анализа предприятия с использованием современных методик // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. − 2016. − № 16-2. − С. 101-105.
24. Одинцов В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, Серия: Начальное профессиональное образование. М.: Академия, 2019. − 256 с.
25. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. − М.: Юрайт, 2018. − 704 с.
26. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2019. − 544 с
27. Фадеева В.В., Ерофеева Д.И. Понятие и назначение анализа финансово-хозяйственной деятельности строительных организаций // Гуманитарный вестник Донского государственного аграрного университета. − 2022. − № 3. − С. 178-185.
28. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. − М.: Финансы и статистика, 2004. − 1168 с.
29. Финансовое состояние АО «СТС» (Электронный ресурс) – Режим доступа: https://www.testfirm.ru/result/9111018465_ooo-pilon?ysclid=lqd5iq79dm403250064.
30. Финансовый анализ: учебное пособие / Н.С. Пионткевич, Е.Г. Шатковская, Ю.А. Долгих и др.; под общ. ред. Н.С. Пионткевич; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский государственный экономический университет. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022. – 190 с.
31. Шаркова А.В., Чинаева Т.И., Клепацкая А.С. Анализ деятельности строительных организаций на основе изучения показателей прибыли // Статистика и Экономика. − 2018. − №5. − С. 40-50.
32. Шевченко А.П., Котова Л.Г. Формирование механизма устойчивого развития строительной организаций // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. − 2014. − №1. − С. 191-199.