Фрагмент для ознакомления
2
Организация внеурочной деятельности учащихся современным педа-гогом направлена на воспитание у детей самостоятельности в принятии решений, вовлеченности в действия и поступки, способности к самовоспи-танию и саморегуляции отношений.
В любом учебном заведении внешкольная работа является неотъем-лемой частью задач, которые оно выполняет. Его специфика заключается в действиях, выполняемых в свободное от учебного процесса время, и зави-сит от собственного выбора учащегося. Преподаватели, методисты и уче-ные всегда внимательно следили за внеурочными мероприятиями. Особую роль внеурочных занятий в развитии личности сыграл Дж. Дьюи, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий [12].
Федеральный государственный образовательный стандарт закрепля-ет следующее: внешкольная (внеурочная) деятельность учащихся - это ор-ганизация мероприятий на основе вариативной составляющей основного учебного плана, организуемых участниками образовательного процесса, отличающихся от привычной системы обучения: экскурсии, кружки, сек-ции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, научные исследования и исследовательские по-жертвования и т. д.; внешкольная деятельность учащихся, позволяющая им в полной мере соответствовать требованиям федеральных государ-ственных образовательных общеобразовательных стандартов.
Внеурочные мероприятия - это совокупность различных видов и форм воспитательной работы с учащимися, проводимой во внеурочное время. Внеурочные занятия - это форма организации досуга.
Внеурочные мероприятия определяются Ю.В. Лежневой как меро-приятия, проводимые вне учебного времени, необязательные для учащих-ся и основанные на добровольном выборе деятельности, работе над про-граммами, учитывающими интересы учащихся, работе в коллективе, объ-единенном общими интересами.
Внешкольная деятельность как часть социально-педагогической дея-тельности, по мнению И.Ф. Сачека, направлена на целенаправленное ис-пользование возможностей социальной среды как дополнительного педа-гогического средства воздействия на личность учащегося, обеспечение условий для эффективного социального воспитания, творческой самореа-лизации, формирования социальной активности и успешного социального развития личности [15].
Внеурочные занятия представляют собой смесь различных видов де-ятельности и имеют широкие возможности для педагогического воздей-ствия на ребенка.
Рассмотрим эти возможности, выделенные Т.Н. Калечиц:
Во-первых, разнообразие внеурочных занятий способствует более разностороннему развитию индивидуальных способностей ребенка, кото-рые не всегда могут быть учтены на уроках.
Во-вторых, вовлечение в различные внеурочные занятия обогащает личный опыт ребенка, его знания о многообразии человеческой деятельно-сти, ребенок приобретает необходимые практические навыки и умения.
В-третьих, различные внеурочные занятия способствуют развитию детей, которые проявляют интерес к различным видам деятельности и хо-тят активно участвовать в продуктивной, социально одобряемой деятель-ности. Когда у ребенка появляется устойчивый интерес к работе в сочета-нии с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успех в выполнении заданий, он может самостоятельно организовывать свою деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не знают, чем заниматься в свободное время, что приводит к детской бедности, про-ституции, наркомании и алкоголизму.
Было отмечено, что в школах, где хорошо организована разнооб-разная внешкольная воспитательная работа, меньше «трудных» детей и более высокий уровень образования позволяет им «влиться в общество».
В-четвертых, в различных формах внеурочных занятий дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, то есть сотрудничать друг с другом, заботиться о своих това-рищах, ставить себя на место другого человека и т.д. [13].
Кроме того, любой вид внеурочной деятельности - творческой, по-знавательной, спортивной, рабочей, игровой - обогащает опыт коллектив-ного взаимодействия учащихся в определенном аспекте, что в совокупно-сти дает большой воспитательный эффект.
Поскольку внеурочные занятия являются неотъемлемой частью вос-питательной работы в школе, они направлены на достижение общей цели образования - усвоение социального опыта, необходимого ребенку для жизни в обществе, и создание системы ценностей, принятой обществом.
Специфика внеурочной деятельности проявляется на уровне следу-ющих заданий:
1. Формирование у ребенка позитивной «я-концепции», характери-зующейся тремя факторами:
а) уверенностью в доброжелательном отношении к нему других лю-дей;
б) уверенностью в успешном овладении определенной деятельно-стью;
в) чувством собственной значимости.
Позитивная «я-концепция» характеризует позитивное отношение ре-бенка к самому себе и объективность его самооценки. Это основа для дальнейшего развития личности ребенка.
2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для ранней социальной адаптации ребенок должен ува-жать не только себя, но и других людей. Если ребенок с позитивной эго-концепцией обладает способностью договариваться с друзьями, распреде-лять задания, учитывать интересы и желания других, действовать сообща, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, ува-жать чужое мнение и т.д., его работа для взрослых будет более эффектив-ной.
3. Формирование потребности детей в продуктивной, социально одобряемой деятельности путем непосредственного ознакомления с раз-личными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответ-ствии с личностью ребенка, необходимыми навыками и умениями. Други-ми словами, во внеурочных мероприятиях ребенок должен научиться за-ниматься полезной деятельностью, он должен уметь заниматься и самосто-ятельно организовывать такую деятельность.
4. Формирование нравственного, эмоционального и волевого компо-нентов мировоззрения детей. Во время внеурочных занятий дети усваива-ют моральные нормы поведения посредством усвоения моральных поня-тий. Эмоциональная сфера формируется эстетическими представлениями в творческой деятельности.
5. Развитие познавательного интереса. Эта задача внешкольной ра-боты отражает преемственность в учебной и внеурочной деятельности, по-скольку внешкольная работа связана с воспитательной работой в классе и в конечном итоге направлена на повышение эффективности образователь-ного процесса. Развитие познавательного интереса у детей как направле-ние внешкольной работы, с одной стороны, «работает» на образователь-ный процесс, а с другой - усиливает педагогическое воздействие на ребен-ка [18].
Эти задания определяют основные направления внешкольной рабо-ты в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной воспитательной работе они должны быть конкретизированы в соответствии со спецификой класса, самого учителя, с внеурочной обще-образовательной работой и т.д.
Функции целостного педагогического процесса носят воспитатель-ный, воспитательный и развивающий характер.
Например, функция обучения не имеет такого большого приоритета, как в образовательной деятельности. Во внеурочной деятельности она служит вспомогательным средством для более эффективной реализации функций образования и развития. Воспитательная функция внеурочных занятий заключается не в формировании системы научных знаний и навы-ков обучения, а в обучении детей определенному поведению, жизни в кол-лективе, навыкам общения и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”.
2. Балясной. Л.К. Воспитание школьников во внеурочное время.- М.: Просвещение, 2009.-78 с.
3. Бурченкова А.А. Внеурочная деятельность школьников как условие гуманитарного влияния на учащихся сельской малокомплектной школы: 1-9 классы. - Смоленск: Педагогика-Пресс, 2006.-125 с.
4. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания. - М.: Просвещение, 2005.-142 с.
5. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, М., Просвещение, 2010.
6. Григорьев Д.В., Куприянов М.С.: Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. 2011.-76 с.
7. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2010.-128 с.
8. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков. В.А Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2010.- 98 с.
9. Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах - М.: Национальный проект «Образование», 2008. -89 с.
10. Ивочкина Т.Н. Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе: сборник. - Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2006.-124с.
11. Ковалёвой Г.С., Логиновой О.Б. Планируемые результаты начального общего образования, - М.: Просвещение, 2010.- 110 с.
12. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке. - М.: Эксмо, 2007.- 168 с.
13. Кондаков А.М. Методический конструктор по введению внеурочной деятельности. - М.: Просвещение, 2010. - с. 84
14. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики - М.: Академия, 2010 - 95 с. Кузнецовой Л.В. Воспитательная работа в школе. - М.: Просвещение, 2002.-150 с.
15. Ланина И.Я. Развитие интереса школьника к предмету. - М.: Просвещение, 2001.-24 с.
16. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999.-156 с.
17. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания - М.: Педагогическое общество России, 2002.- 256 с.
18. Мухомедеева Е. Ф. Программа внеурочной деятельности: оптимизационная модель // Воспитание и дополнительное образование. М, 2014. № 1.
19. Никишов А.М. Организация воспитания школьников. - М.: Просвещение, 2005.- 58 с.
20. Панчешникова Л.М. Методическое пособие для вузов. - М.: Просвещение, 2009.- 187 с.
21. Попова И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. 2013. № 1. с. 219–226.
22. Родин А.А. Массовые формы внеклассной работы в школе. - М.: Просвещение, 2008.- 183 с.
23. Савинов. Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа М.: Просвещение, 2010. 67с.
24. Стандарты второго поколения, «Примерные программы внеурочной деятельности» М, «Просвещение», 2010.
25. Степанов Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов (проект). - Псков, 2011. - 89 с.
26. Усова А.В. Об организации обучения школьников. - М.: Просвещение, 2008.- 67 с.
27. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология - Педагогическое общество России, 2005.- 160 с.
28. Якиманская И.С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. - Москва, 2006.- 95 с.
29. Якиманская И.С. Технология личностно - ориентированного образования. - Москва: Издательство «Сентябрь», 2000. -175 с.