Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной и социальной среде наблюдается непрерывный динамизм различного рода процессов. Речь может идти об обострении всевозможных конфликтов внутри социума, или возникновение определённых противоречий. Эти процессы, так, или иначе связаны с отклонением поведения субъектов в социуме, чьё поведение называют девиантным. Все дети группы риска, так или иначе, имеют определённого рода девиации поведения.
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогического сопровождения детей группы риска
1.1. Анализ понятия дети группы риска
Девиантное поведение субъектов всегда относилось к психолого-педагогическим проблемам личности. Причин возникновения девиации у детей существует достаточно много, но практически все дети группы риска имеют девиантное поведение, или его отдельные проявления.
Дети группы риска – это категория детей из неблагополучных семей и семей групп риска. Эти дети, в силу определенных обстоятельств более других подвержены влиянию многих негативных факторов, в частности, социально-экономических, медико-биологических, педагогических, психологических.
Это могут быть дети из семьи пьющих родителей, дети, которые остались без попечения родителей, где один родитель может находиться в местах лишения свободы и др. Это могут быть дети из многодетных семей, за которыми нет надлежащего контроля. Так, или иначе, все эти дети относятся к детям и подросткам группы риска, которые наиболее подвержены девиантному поведению [12].
В настоящее время все неблагополучные семьи находятся под социальной опекой и с этой стороны им оказывается всяческая посильная помощь. Что касается работы социальных служб, они имеют свои социальные технологии работы с такого рода семьями и каждая неблагополучная семья относится к той, или иной категории, согласно соответствующей классификации.
Что касается работы с самими детьми и ли подростками группы риска, основную работу с ними ведут в образовательной организации. Прежде всего – это классный руководитель, социальный педагог и педагог-психолог.
Явление в обществе детей группыриска рассматривается как нарушение процесса социализации. Исследователи Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов, Ю.А. Клейберг и др. изучали девиантное поведение подростков группы риска и отмечали, что девиантное поведение каждого отдельно взятого ребёнка должно быть сосредоточено на изучении личностных характеристик субъекта.
В настоящее время психолого-педагогические исследования в этой области также актуальны. Часто рассматриваются необходимые нормы и ценности для формирования необходимых личностных качеств подростков группы риска, чтобы каким – либо образом избежать проблем девиантного поведения личности.
Учёные отмечают, что главную роль в профилактике девиантного поведения играет семья и социальное окружение. Психологи при этом отмечают, что все дети группы риска имеют свои проблемы от неблагополучных семей. Исследователи Л.А. Ральникова, С.Л. Сибиряков и др. предлагали различные классификации девиантного поведения подростков, в зависимости от социальных причин. По их мнению, основная причина девиации субъекта заключается в возникновении противоречия между целями социума и средствами их достижения.
1.2. Особенности социально-педагогического сопровождения детей группы риска
Процесс формирования собственного образа «Я» у личности с девиациями может сопровождаться многочисленными аффективными переживаниями. У подростков это часто случается из-за стремления к эмансипации. Если в семье помочь подростку никто не может, подросток ищет ответы на свои вопросы во внешнем окружении. Подобные мысли и устремления субъекта могут стать благоприятным фоном для обострённого чувства одиночества, не смотря на социум и его окружение.
У подростков это часто сопровождается повышенной тревожностью и беспокойством. У человека видоизменяется мотивационная сфера личности и на этом фоне могут возникнуть некоторые мотивы и потребности, которые обуславливают все поведенческие отклонения, которые называют девиациями. Таких личностей, или субъектов обвиняют в отсутствии воспитания и наличием проблем с социализацией и окружением. Для таких людей характерны неуверенность в себе, слабые черты характера, безответственность, повышенная тревожность и др. [1].
Д.И. Фельдштейн писал, что, когда речь идёт о самоутверждении субъекта, для него свойственно испытывать полярные основания, в частности, от способности совершить как подвиг, так и правонарушение. В большинстве своём всё это зависит от темперамента личности и сформированных черт его характера. Некоторые отдельные личности с девиантным поведением склонны к лидерству. Иногда они пытаются свою собственную престижность преподносить как самоутверждение.
Чаще всего такие личности имеют неадекватную самооценку, чаще всего завышенную. В их поведении с собственным окружением часто прослеживается противоречивость. Психологи отмечают, что девиация и девиантное поведение имеют достаточно сложную природу и факторов, которые могут на это влиять существует достаточно много. Это могут быть факторы психологические, биологические, или социальные [8].
Глава 2. Практические аспекты социально-педагогического сопровождения детей группы риска
2.1. Организационно-педагогические условия социально-педагогического сопровождения детей группы риска
Под организационно-педагогическими условиями понимают некую совокупность внешних и внутренних обстоятельств при реализации функций управления областью образовательной деятельности. Эти условия обеспечивают сохранность целостности и полноты образовательного процесса, его целенаправленность, целесообразность и эффективность [10].
Таким образом, можно говорить о том, что одним из наиболее важных педагогических условий будет являться правильно выстроенный педагогический процесс. Каждый педагог понимает, что для успешности обучения ребёнка (подростка) и основным условием успешности решения педагогической задачи является ситуация, в которой он будет исходить из интересов конкретного ребёнка (подростка).
Для этой цели педагог организует эмпатическое общение и сопереживание. Учитель создаёт атмосферу принятия ученика и всех его продуктивных проявлений. Практически каждый педагог сегодня владеет инновационными педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). К ним сегодня можно отнести игровые, модульные, проектные, исследовательские и иные технологии.
Всё это также можно относить и к организационным условиям. При индивидуальном подходе к ребёнку у него формируется положительное, эмоционально-ценностное отношение к своей собственной учебной, или общественной деятельности. Правильно выстроенный педагогический процесс позволяет увидеть субъекту личностные смыслы собственной любой иной продуктивной деятельности.
Педагогические условия – это преднамеренно созданная обстановка (среда), в которой представлен комплекс педагогических и психологических факторов, взаимоотношений, средств и др. Всё это в комплексе позволяет педагогу результативно реализовывать учебную и воспитательную работу.
Педагог всегда понимает, что основным условием успешности в развитии и социализации подростков является то, что педагог должен исходить именно из интересов подростка. Важно со стороны всех педагогических работников оказывать максимум внимания подросткам с девиантным поведением.
Как правило, школа и социальная служба всегда сотрудничают в такого рода вопросах. При малейших нарушениях поведения ребёнка группы риска, образовательные организации сразу же информируют об этом социальные службы, которые курируют семью ребёнка. В школе с ребёнком находятся в постоянном контакте, кроме классного руководителя, социальный педагог и педагог-психолог.
2.2. Методические рекомендации по социально-педагогическому сопровождению детей группы риска
В процессе воспитания педагогам, помимо просветительской и организационной работы с детьми группы риска чрезвычайно важно проводить различного рода диагностики. Особенность детей группы риска заключается в том, что их проблемы личного характера всегда сугубо индивидуальны.
Один подросток может стремиться делиться своими проблемами со всеми, кто проявляет участие в его жизни, другой – наоборот, всегда будет уклоняться от любого общения с посторонними взрослыми. Это зависит от индивидуальных личностных качеств и характера ребёнка. Большую роль в этом процессе играют школьные педагоги-психологи. Именно они при работе с ребёнком выявляют его личностные особенности и в дальнейшем помогают понять остальным педагогам, как именно нужно работать с тем, или иным ребёнком группы риска.
Именно различного рода диагностики позволят определить динамику развития того, или иного личностного качества подростка, которое может ему помочь в дальнейшем. Для этого воспитатели и классные руководители подбирают различные диагностические методики.
Заключение
В ходе анализа научной и психолого – педагогической литературы были сделаны следующие выводы. Динамизм современных социальных и образовательных процессов, обострение противоречий и конфликтов внутри социума усиливают интерес со стороны исследователей, теоретиков и практиков к вопросам изучения социальных отклонений и профилактики девиантного поведения субъектов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексеев, С.Л. Профилактика девиантного поведения молодежи:
психолого-правовой аспект [Текст] / С. Л. Алексеев // Казанский педагогический журнал. – 2017. – N 3. – С. 94-102.
2. Арцимович, И. В. Характеристика субъективности подростков-
девиантнов [Текст] / И. В. Арцимович //Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и
психология». – 2015. – N 1. – С. 36-46.
3. Ахвердова, О.А. К вопросу исследования самосознания у
подростков с девиантным стереотипом поведения [Текст] / О. А. Ахвередова,
И.Н. Польшакова// Наука. Инновации. Технологии. – 2016. – N 73. – С. 128-
132.
4. Ахметшина, И.А. Педагогика и психология девиантного поведения: учебное пособие [Текст] / И.А. Ахметшина. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2018. –141 с.
5. Вахремеева, О.А. Меры по профилактике девиантного поведения
детей-сирот [Электронный ресурс] / О.А. Вахремеева. – URL:
http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-4-35.pdf (дата обращения:
13.05.2024).
6. Воронцова, М.В. Теория деструктивности [Текст] / М.В. Воронцова,
В.Н. Макаров, Т.В. Бюндюгова. – Таганрог: Издатель А.Н. Ступин, 2014. –
360 с.
7. Губина, Н. В. Социология: норма, девиация, контроль [Текст] /
Н. В. Губина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Нижнекамск: Нижнекамский
химико-технологический институт ФГБОУ ВПО «КНИТ», 2015. – 170 с.
8. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2020 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2020. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения:
13.05.2024).
9. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста.
URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения:
13.05.2024).
10. Государственная образовательная платформа «Российская
электронная школа» [Электронный ресурс]. URL: http://resh.in.edu.ru (дата обращения:
13.05.2024).
11. Данилова, И.А. Социология и психология управления [Текст] /
И.А. Данилова, Р.Н. Нуриева. – 2-е изд., стереот. – М.: Окей-книга, 2017. –
112 с.
12. Денисов, И.Г. Организация социально-психологического тренинга
профилактики асоциального поведения подростков [Текст] / И. Г. Денисов // Вестник ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – N 4 (26). – С. 133-136.
13. Дикусар, Я.С. Влияние семьи на формирование девиантного
поведения несовершеннолетних [Текст] / Я. С. Дискусар // Вестник Южно-
Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. –
2017. – N 6. – С. 28-33.
14. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2020 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2020. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения:13.05.2024).
15. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб. -метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. file:///C:/Users/User/Downloads/Igrovyie_tehnologii_v_obrazovanii%20(1).pdf (дата обращения: 13.05.2024).
16. Картушина, Л.С. Предупреждение девиантного поведения
младших школьников посредством арт-педагогических технологий [Текст] /
Л.С. Картушина // Проблемы современного педагогического образования. –
2016. – No4 (50). – С. 157-163.
17. Книжникова, С. В. Девиантология для педагогов и психологов [Текст] / С. В. Книжникова. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 363 с.
18. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция,
реабилитация [Текст] / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова; отв. ред.
Г. Л. Стольникова. – М.: Владос, 2014. – 286 с.
19. Колесникова, Г. И. Девиантология – наука о девиантном поведении
детей, подростков, взрослых: учебное пособие [Текст] / Г. И. Колесникова. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 235 с.
20. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения:
13.05.2024).
21. Лапшин, А.О. Глобализация и цифровое общество: заметки на
полях [Электронный ресурс]/ А.О. Лапшин // Власть. – 2019. – No1. – С. 63-68. RL:https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/download/6228/6076 (дата обращения:
13.05.2024).
22. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2021. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения:
13.05.2024).
23. Шутова, Н.В. Поверь в себя. Программа профилактики
девиантного поведения подростков в возрасте от 10 до 18 лет, в условиях
проживания в отделении для несовершеннолетних «Социальный приют для
детей» [Электронный ресурс] / Н.В. Шутова. – Белоярский, 2018. – URL:
http://methodcentr.ru/Bank/bank/296.pdf (дата обращения: 13.05.2024).