Фрагмент для ознакомления
2
В первую очередь, необходимо отметить, что основные черты русской юриспруденции второй половины XIX в. сформировались под определяющим влиянием правового позитивизма. «Юридический позитивизм, - полагает В.Ю. Тихонравов, - определил профиль российского правового развития. Но именно здесь, в России, духовная атмосфера которой не совсем благоприятствовала фетишизации юридических норм, появились яркие критики, ниспровергатели юридического позитивизма, а на переломе двух веков возникли многочисленные и разнообразные его альтернативы». Господствующей формой позитивизма во второй половине прошлого века была этатический, законнический позитивизм, а еще точнее, формально-догматическая юриспруденция, которую преподавали в университетах, ею руководствовались в своей практической работе судьи и чиновники. В России, где государство на протяжении всей ее истории играло ведущую роль во взаимоотношениях с обществом, было инициатором почти всех социальных реформ, господство этатического позитивизма представляется глубоко закономерным явлением. Но в XX столетие российский этатический позитивизм вошел уже в кризисном и расколотом состоянии. Авторитет формально-догматической юриспруденции и соответствующего ей правопонимания был поколеблен. Они еще сохраняли свои позиции в отраслевых юридических науках, которые, как известно, стоят ближе к юридической практике, но теория и философия права уже пошли дальше в своих построениях, предлагая концепции права, принципиально отличные от этатического позитивизма [4].
Реакцией на распространение юридического позитивизма стало формирование школы нравственного идеализма в русской философии права. Основатель школы нравственного идеализма известный русский либеральный философ и теоретик права П. И. Новгородцев, анализируя особенности русской философии права, особо отмечал ее самобытные черты, коренным образом отличающие ее от западноевропейской. Это связано со специфическим характером русского мировоззрения, системой ценностей и русской культурой. Понимание права в русской философии, по мнению П.И. Новгородцева, тесно связано с культурными традициями народа, с его нравами и обычаями. Как часть культуры право - это духовное и религиозное творчество всего народа, которое может быть действенным только в том случае, когда право будет связано с религией и нравственностью. Именно через эту связь проявляется особое «отношение народа к высшим тайнам и задачам жизни», в которых «западная философия права еще не увидела для себя проблемы» [4].
Но как именно право должно быть связано с нравственностью и религией? В русской культуре, по мнению П.И. Новгородцева, судьба права и государства зависит в первую очередь от того, в какое отношение человек ставит себя к Богу. Поэтому «не конституции, а религии образуют высший продукт духовного творчества и высшую цель жизни. Не государство, а церковь воплощает с величайшей глубиной и полнотой истинную цель истории и культуры» [15].
Методологической основой нравственного идеализма в праве являлись идеи естественного права. Возрождение естественного права, однако, не означало повторения идейных позиций естественного права XVII-XVIII веков, когда естественное право и естественный закон понимались как прирожденные естественные императивы человеческой личности, закрепленные общественным договором и образованием государства. Естественное право - неотъемлемое абсолютное право человека, имеющее характер непреходящей ценности и существующее независимо от фактических условий правообразования. Таким образом, главная задача нравственного идеализма, как продолжателя традиций классической естественно-правовой школы - создания «идеальных начал правообразования в их неразрывной связи с моральной философией». Основные принципы этого направления прослеживались в положениях о «безусловном значении личности», в утверждении нравственной основы права, «его чистого идеального значения» [2].
Освободить право от его авторитарной политической оболочки и согласовать с абсолютными ценностями нравственного сознания личности - вот, пожалуй, две основные задачи, которые ставили перед собой сторонники идеи «возрожденного естественного права» (П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, Е.Н.Трубецкой, В.М.Гессен, Н.И. Палиенко и др.). Не государственное веление, не общественная воля должны выступать в качестве критерия правовой нормы, но идея личности [4].
В этой сложной ситуации одной из попыток преодоления разногласий между юристами, считавших своей профессиональной обязанностью поддерживать идеи юридического позитивизма, и теоретиков с более широкой антропологической ориентацией, стремившихся к возрождению идей естественного права, к защите принципа автономии права от государства и стала психологическая теория права Л.И. Петражицкого.
Юридический профессионализм Л.И. Петражицкого не вызывал никакого сомнения. Он закончил юридический факультет Киевского университета, а свою научную деятельность начал в Германии. После возвращения на родину Л. И. Петражицкий издает в 1896 году на русском языке «Предисловие и введение в науку политики права», а уже в следующем году с блеском защищает диссертацию «Bona fides в гражданском праве», и ему присуждается ученая степень доктора юридических наук. Менее чем через год он возглавляет кафедру энциклопедии и истории философии права Петербургского университета, занимая эту должность вплоть до 1918 года [11].
Именно в петербургский период жизни Л. И. Петражицкий издал свои наиболее известные произведения: «Обычное право и народный дух», «Очерки философии права», «Введение в изучение права и нравственности», «Основы эмоциональной психологии», «К вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права» и др. Среди его трудов почетное место занимает капитальная «Теория права и государства в связи с теорией нравственности», в которой и излагались основные положения этической и философско-правовой концепции.
Эмигрировав в 1918 году из Советской России, Л. И. Петражицкий обосновывается в Польше, где получает в Варшавском университете кафедру социологии и возглавляет ее до самой смерти в 1931 году. В Варшаве ученый по-прежнему много работает, оставив ряд неопубликованных работ по социологии и многочисленным частным вопросам науковедения, психологии, права. Однако расцвет его творчества, несомненно, совпал с петербургским периодом жизни.
Именно в тогдашней столице России, этом центре общественной, политической и культурной жизни, Л. И. Петражицкий проявил себя как ученый и острый полемист, умеющий активно защищать свои взгляды, и одновременно как содержательный лектор, слава которого вышла далеко за пределы юридического факультета Петербургского Императорского университета [10].
В петербургском же периоде достигла своего пика и общественная деятельность Л. И. Петражицкого. В столице России он становится видным деятелем партии конституционных демократов, избирается в ее центральный комитет. Ученый-юрист проявил себя и как активный депутат Государственной Думы. Будучи принципиальным противником революции, он вместе с тем ратовал за конституционное ограничение монархии. При этом конституция России не должна быть дарована сверху царем-самодержцем, ее необходимо принять Учредительным собранием, демократически избранным народом. И все же, политика, по-видимому, не была главным делом жизни Л. И. Петражицкого. После революционных событий 1905-1907 годов он сосредоточил свои усилия на научных исследованиях юридических и этических проблем [9].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адамов, А.Е. О сущности правового нигилизма / А.Е. Адамов / Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 181-182.
2. Власова, Т.В. Теория государства и права : учебное пособие / Т.В. Власова, В.М. Дуэль, М.А. Занина. – Москва : Российская академия правосудия, 2011. – 226 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140807 (дата обращения: 16.05.2024). – ISBN 978-5-93916-281-4. – Текст : электронный.
3. Дзанагова, М.К., Бетеева, М.М. Деформация правосознания. Причины и последствия. / М.К. Дзанагова, М.М. Бетеева // European research. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deformatsiya-pravosoznaniya-prichiny-i-posledstviya
4. Долгих, Ф.И. История государства и права России : учебник : [16+] / Ф.И. Долгих. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Университет Синергия, 2018.– 312 с. : ил. – (Легкий учебник). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=490811 (дата обращения: 16.05.2024). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4257-0266-1. – Текст : электронный.
5. Иванников И.А. Леон Петражицкий о роли психики в становлении права. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/leon-petrazhitskiy-o-roli-psihiki-v-stanovlenii-prava
6. Ларин, А.Ю. Теория государства и права : учебник / А.Ю. Ларин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Книжный мир, 2011. – 288 с. – (Высшая школа). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php? page=book&id=89894 (дата обращения: 16.05.2024). – ISBN 978-5-8041-0514-4. – Текст : электронный.
7. Марченко, М.Н. Теория государства и права : учебник / М.Н. Марченко ; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект, 2015. – 640 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php? page=book&id=252237 (дата обращения: 16.05.2024). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-392-15454-8. – Текст : электронный.
8. Марченко, М.Н. Проблемы общей теории государства и права : учебник : в 2-х т. / М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект, 2015. – T.2. Право. – 644 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=252226 (дата обращения: 16.05.2024). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-392-13074-0. – Текст : электронный.
9. Овчинникова, Н.А. Эмоциональная теория права Л. И. Петражицкого. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnaya-teoriya-prava-l-i-petrazhitskogo
10. Петражицкий, Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности в 2 ч. Часть 1 / Л. И. Петражицкий. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 237 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08031-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437526 (дата обращения 16.05.2024)
11. Поснов, И.В. Соотношение права и нравственности в психологической теории права Л. И. Петражицкого. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-prava-i-nravstvennosti-v-psihologicheskoy-teorii-prava-l-i-petrazhitskogo (дата обращения 16.05.2024)
12. Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т.Н. Радько. – Москва : Проспект, 2015. – 496 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=252236 (дата обращения: 16.05.2024). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-392-15460-9. – Текст : электронный.
13. Серегин, А.В. Теория государства и права : учебное пособие / А.В. Серегин, Н.М. Чепурнова. – Москва : Евразийский открытый институт, 2008. – 465 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php? page=book&id=90424 (дата обращения: 16.05.2024). – Текст : электронный.
14. Теория государства и права : учебник / А.А. Гогин, Д.А. Липинский, А.В. Малько и др. ; под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского. – Москва : Проспект, 2014. – 324 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=252240 (дата обращения: 16.05.2024). – ISBN 978-5-392-13040-5. – Текст : электронный.
15. Толстая, А.И. История государства и права России : учебник для вузов / А.И. Толстая. – 3-е изд., стереотип. – Москва : Юстицинформ, 2010. – 320 с. – (Образование). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=120700 (дата обращения: 16.05.2024). – ISBN 978-5-7205-1028-2. – Текст : электронный.